Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → Архимандрит Савва (Мажуко): Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Архимандрит Савва (Мажуко): Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

№37 (886) / 4 октября ‘16

Свет невечерний

Мы сегодня поговорим об одном Евангельском изречении, которое вошло в историю этической мысли под названием золотое правило нравственности. Собственно, так его назвали умные англичане в XIX веке, а до этого просто цитировали Евангельский отрывок из Евангелия от Матфея или Евангелия от Луки.

Звучит это правило так: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде – это по-славянски. По-русски совсем понятно и хорошо всем известно – как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Очень просто – казалось бы, правило, которое все приемлют, понимают – и тем более для христиан это закон: оно изложено в Священном Писании, в Нагорной проповеди. Но нам следует поразмышлять над его подлинным содержанием. Это правило мы встречаем не только в Евангелии – скорее всего, эта максима в нем приобрела законченный, оформленный вид. Она встречается в индуизме, конфуцианстве, у философов – античных и современников апостолов, например, у Сенеки. Тем не менее, мы видим в этом правиле очень глубокий человеческий опыт, в который сложены вся боль, ошибки человека, какой-то опыт биографии – столкновений, любви, дружбы и так далее.

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Для нас, для христиан, здесь все, казалось бы, просто: если хочешь, чтобы тебя уважали, уважай другого человека. Если хочешь, чтобы твой друг был преданным тебе в дружбе, ты сам будь ему преданным и не предавай его. Ты не любишь когда тебе лгут? Не ври сам. Тебе не нравится когда у тебя отнимают твое? Не воруй. Ты хочешь, чтобы тебя любили? Научись любить сам. Это элементарные вещи, казалось бы.

Что следует из этой простой мысли? Совершенно очевидный вывод, с которым вы все согласитесь. Если я хочу, чтобы мою свободу уважали, я должен научиться уважать свободу другого человека. Это частный случай золотого правила нравственности: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Религиозные люди согласны, что нужно уважать человека, сочувствовать, нужно проявлять какие-то дела милосердия, но самый сложный вариант проявления, осуществления или освоения этого золотого правила нравственности есть уважение к свободе другого человека. Это сделать очень сложно.

О чем я здесь говорю? Ситуация, которая, скорее всего, для всех вас известна: мама хочет счастья своему сыну. И начинает его просто понуждать принять какие-то жизненные решения, самоочевидные для нее. Например, она хочет, чтобы он стал врачом. А ребенок не хочет быть врачом – он всю жизнь мечтал играть на скрипке или хотел стать спортсменом, или просто ему нравились рассказы о летчиках и он мечтает стать летчиком... Мама знает, что счастье ему принесет профессия врача, с кем ему дружить, во что ему одеваться и совершенно не может понять: купила хорошую шапочку – «замечательная шапочка для мальчика!», – а он ее отказывается носить: «Она ужасная, она некрасивая, она мне не подходит!». Мама отвечает: «Ну откуда ты знаешь, что тебе не подходит? Я же знаю лучше». Это случай из семейной жизни, обобщенный портрет.

В подростковом возрасте большинство детей – наверное, 95% – переживают период атеизма: какое-то отрицание мира взрослых, религии взрослых, вообще всякой религии (я бы сказал, что это нормально, сознательный атеизм – это тоже проявления религиозного чувства, несколько наоборот).

Тревожный это момент? Да, действительно, очень тяжело пережить: ты верующий человек, с детства водил в храм своего ребенка, причащал, исповедовал, и тут вдруг он отбился от рук, совершенно в церковь ходить не хочет, слушает рок музыку, перекрасил волосы в черный цвет. Ужасно. Но это все-таки его путь. И если я хочу его как-то наставить, поделиться с ним своим опытом, рассказать об истине, нужно найти правильный язык, правильный подход к человеку, чтобы я, не оскорбляя его свободу, показал ему красоту веры, истины. Иногда, конечно, может быть и нужно проявить какую-то жесткость в чем-то, – но помнить, что это его история.

Это правило касается не только детей наших, с которыми нам приходится сражаться, но и ближних – друзей, сотрудников, тех людей, с которыми мы встречаемся: преподавателей, начальников, подчиненных и так далее. У каждого есть эта свобода, Богом дарованная. И если я хочу, чтобы с моими взглядами считались, я все-таки должен научить себя терпимости по отношению к другому – к его взглядам, к его стилю жизни, стилю одежды, к его философии в конце концов, если таковая имеет место быть.

Терпимость – это не отрицательная величина: «вот терплю себе, терплю, зубы сжав»; следует постараться – особенно если вы христианин – увидеть действие Промысла Божиего в жизни этого человека: если есть у человека свобода, значит это признак образа Божиего в нем, который не сгинет понапрасну.

Наши молитвы, наше аккуратное отношение с нашими ближними, наше к ним благое расположение, доброта элементарная способны сделать то, что совершенно не способны сделать насилие, нетерпимость и просто злость по отношению к другому человеку. Потому что как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо этом закон и пророки.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс