Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (885) → Диакон Павел Сержантов: В Библии выражена воля Божия

Диакон Павел Сержантов: В Библии выражена воля Божия

№36 (885) / 20 сентября ‘16

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) – №35 (884)

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Начнем с того, что Господь Свою волю не прячет специально от нас («Вот, Я хочу, но что хочу – не скажу, вы сами должны догадаться»). Он ее не прячет, Он ее выражает. Где Он ее выражает? Кто тот человек, который хорошо понимает Божию волю? Это пророк. Пророк в Священном Писании – не футуролог, который может прогнозировать будущее с потрясающей степенью вероятности, а человек, который может познавать волю Божию. Почему? Потому что Господь ее ему открывает. А Господь ее открывает, только если нужда какая-то? Только спросил – и ему сразу ответ, так это происходит? Не так, у пророков их пророческое дарование – не автоматический процесс: «на кнопочку нажал, результат есть: если он пророк – он в любой момент может Бога спросить и получить точный и исчерпывающий ответ. Все в порядке, все гарантировано, все стопроцентно». Между Богом и человеком отношения личные, в личных отношениях всегда свобода, нельзя заранее спрограммировать. «Я спрошу – Ты должен мне ответить»? Пророки с Богом не в этой модальности разговаривают. Пророк может попросить, а не потребовать от Бога. Но и если попросить – Господь может дать, а может и не дать: Он тоже свободен. Бывали случаи, когда Господь давал пророку знать свою волю, – мы их знаем, их много, тысячи. А бывают такие случаи, когда пророк спрашивал, а Господь молчал? И такое тоже бывало.

Господь открывает Свою волю через пророков. Посмотрите, что такое Ветхий Завет, Священное Писание – это как раз Книги пророков. Пророка Моисея, Псалтирь пророка Давида, Книга пророка Исаии, Книга Притчей царя-пророка Соломона. Это пророческие Книги. В Библии выражена воля Божия.

Новозаветные Книги, которые написаны апостолами, тоже выражают волю Божию. В Библии в общей форме выражена воля Божия: что Бог хочет от человека, что бы Он хотел, чтобы человек сделал, а что – не делал ни в коем случае. Вот в самом общем виде это в Писании есть. В подвижнической православной, аскетической литературе эта тема продолжается.

Более того, у некоторых подвижников служение было просто пророческое, я могу вам один пример сказать, когда человек остался в церковной памяти именно как пророк, хотя жил не во времена ветхозаветные, а уже в христианскую эпоху, в эпоху Вселенских Соборов. Это преподобный Иоанн Пророк.

Это круг людей: преподобные Иоанн Пророк, Варсонофий Великий и авва Дорофей. Господь через них открывал Божию волю, хотя это все уже новозаветные времена, монашеская община. И то, что в ветхозаветные времена называлось словом «пророк», в этой общине называется другим словом, которое имеет то же значение – словом «старец»: тоже многозначное слово, и одно из значений его – это «пророк». Есть старцы, которые несут прямо-таки пророческое служение (их, конечно, сами понимаете, не так много, но есть такие старцы, которые возвышаются и до такого служения). И такое служение мы с вами обозначаем словом «прозорливость», имея в виду благодатную прозорливость. Вот это и есть откровение Божией воли. Таких старцев очень немного, но все-таки в истории Церкви они есть.

Человеку, который хочет узнать Божию волю, нужно потрудиться, – но не потому что Божия воля спрятана. Ему надо обратиться к Священному Писанию, и там, в самых общих понятиях, Господь Свою волю открывает нам. Он обращается к Богу в молитве, чтобы Господь его наставил на верный путь, может общаться с тем, кто духовно опытнее его – с какими-то духовными руководителями. Но в каких-то ситуациях узнать Божию волю действительно бывает очень непросто.

Я приведу один пример, но он достаточно красноречив. Два подвижника, наших соотечественника, один канонизирован, другой, его ученик, – нет. Первый – преподобный Силуан Афонский, второй – схиархимандрит Софроний (Сахаров), который жил в Пантелеимонове монастыре рядом с Силуаном. Первое время не особенно он его замечал, но на каком-то этапе он заметил, что тот – духоносный монах, особенный, и стал с ним больше беседовать, молиться, и в конечном счете Силуан стал старцем. Проходит время – Силуан умирает. Сафроний уже оказывается не на Афоне, а в эмиграции русской, сначала во Франции, потом в Англии. Хочет вернуться в Россию, но у него это не получается: времена сложные тогда были, просто так вернуться не получается. И он, тем не менее, в Россию приезжает и переписывается со своими родственниками. И одно из его писем сохранилось – удивительные слова говорит Софроний! Он просит прощения у своего адресата за то, что долго не писал: он был занят выяснением воли Божией. Он, как духовный наставник небольшой монашеской общины, тоже сталкивается с жизненными проблемами, по поводу которых надо выяснить, а что же Господь-то от нас хочет? И вот он просит прощения, что долго не писал, был занят исканиями волей Божией и, пишет дальше, хорошо было рядом со старцем Силуаном: Божия воля была более очевидна, у него можно было спросить и узнать, а сейчас Силуана нет и приходится долго, без ощутимого какого-то результата искать волю Божию. (Это речь идет о людях, которые полностью себя отдавали, серьезных в христианской жизни людях!) Поэтому, действительно, искание воли Божией – это очень важная тема для христианина и не простая: нет простой формулы, которую мы могли бы сейчас нарисовать и стало бы понятно, что «так и так надо делать – и все получится». (Продолжение следует)

Беседовала:
Ольга Баталова

 

В других номерах:

Церковь и общество

Хоспис: философия жизни

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс