Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (885) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее образование

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее образование

№36 (885) / 20 сентября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №35 (884)

Юлия Александровна, мы успели поговорить о причинах перевода на домашнее образование, затронули минусы, общие аспекты и дошли до плюсов.

– Действительно, не все так плохо в домашнем образовании и обучении. Самый главный плюс – ребенок получает комфортные условия усвоения знаний. Педагоги учитывают его интересы и степень понимания учебного материала, и учеба для него складывается очень благодатно: он не видит насилия над собой, не чувствует, что чего-то не понимает. Материал излагается сообразно его способностям и восприятию, так что все здесь замечательно. Но это в идеале.

Мы не будем говорить о моментах, когда педагог руководствуется определенными стандартами в образовании и оставляет для ребенка какой-то люфт, чтобы он испытал дискомфорт, что чего-то не знает, и стремился к тому, чтобы это узнать.

Следующий плюс: родителям домашнее обучение становится очень удобно. Они в любой момент могут обратиться к педагогу с вопросом: «Все ли в порядке? Чем мы можем помочь?» Родители каждый день контактируют с педагогом и могут выяснить, что для ребенка сложно и что для них самих будет задачей, чтобы помочь.

Следующий несомненный плюс: время на уроки и задания сокращается – в классе, когда педагог объясняет урок всем, времени уходит больше, чем для одного ребенка, поэтому время, затрачиваемое на понимание одного материала, и время выполнения домашних заданий чуть меньше, чем у детей массовой школы. Будем надеяться, что это свободное время ребенок проводит с пользой: гуляет, активно отдыхает и развивает свои способности (если как раз по этому поводу выбрано домашнее обучение).

Следующий плюс: многие специалисты, которые работают с детьми дома, поддерживают какие-то интересы ребенка. Например, ребенок, обучающийся дома, дополнительно занимается творчеством. Здесь мнение педагога, который выразил свою оценку и поддержал его, является очень важным. Этот формат, когда ребенок ориентирован на кого-то значимого и интересного, является стимулом для продолжения творческого процесса.

Хороший фактор развития в домашнем обучении – опора на разные варианты, которые в школе не успевают дать. Например, возьмем теорему: в школе педагог идет традиционным путем и объясняет материал так, насколько успевает. А дома есть возможность сказать, как создавалась эта теорема, какие были трудности при ее создании – можно взять еще дополнительный информационный формат, и ребенок будет знать чуть больше, чем он знал бы, обучаясь в школе.

Основные плюсы домашнего образования: качество обучения, возможность поддержать интересы ребенка, режим, где ребенок лишен диктата и дискомфорта, ему не приходится помимо учебы решать еще какие-то проблемы или конфликты со сверстниками. Это очень комфортный режим, в котором ребенок может развить все свои способности.

После всех плюсов у наших зрителей, наверное, сразу появляется желание перевести детей на домашнее образование. Как человек, который консультирует людей, решает вопросы и подсказывает выходы из тех или иных ситуаций, какие бы Вы могли дать рекомендации по поводу домашнего обучения?

– Первое, что хочется порекомендовать родителям – это задуматься, действительно ли домашнее обучение то, чего они хотят для своего ребенка.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

– Да, абсолютно верно. В домашнем обучении много плюсов, и хочется, чтобы ребенку было эмоционально спокойно. Но все же статус особенного ребенка (без каких-то очевидных моментов, когда со здоровьем и интеллектом все в порядке) подразумевает вопрос: почему ему не разрешают ходить в школу? Неужели школа – это осиное гнездо, в которое не надо никогда попадать и вращаться там? Как жить дальше, если ты один хороший, а все остальные плохие?

Родители, которые принимают решение, обязательно должны взвесить все стороны и перспективы для дальнейшей жизни ребенка. Если вы уже обучаете ребенка на дому и видите минусы социализации, замечаете, что контакты ребенка ограниченные, то обязательно планируйте какие-то мероприятия и программы развития ребенка, чтобы он мог общаться с другими детьми. Готовьтесь к массе вопросов, которые задаст ребенок, например: «Мама, а почему он себя так ведет?» И маме придется объяснять, что это ребенок из массовой школы, «а ты обучаешься дома, и с тобой никто так себя не проявляет» – или искать какие-то другие слова, которые ребенку будут понятны и не настроят его против сверстников.

Нужно быть готовым: если ребенок переведен на домашнее образование, возникнет множество вопросов, на которые нужно будет отвечать.

– Конечно! Особенно в тех случаях, когда ребенок обучался в школе и, как ему казалось, у него все получалось, но родитель устал решать школьные конфликты, отстаивать его перед педагогом и принял субъективное решение, что сына или дочь нужно обучать дома. Тогда у ребенка возникнет вопрос: «А почему? Что было не так?» И в таком случае ответ родителя, что проблема в его сверстниках, которые ведут себя плохо, будет для ребенка тревожным фактором: нельзя себя вести так, чтобы «я не попал в ту же категорию и от меня не увели так же кого-то, как меня только что увели». Это очень сложный момент – постарайтесь в соответствии с пониманием ребенка объяснить, почему он будет обучаться на дому.

Другая рекомендация. В любом случае ребенок будет обращать внимание на поведение окружающих – например, более бойкое или открытое. Он будет смотреть на такое поведение, нехарактерное для него самого, как на то, что так вести себя нельзя. Если действительно так нельзя делать, то комментируйте, помогайте понять ему это поведение. На вас ложится дополнительная нагрузка сопровождать ребенка в понимании тех социальных процессов, которых он лишен – если ребенок наблюдает за нормативным поведением, например, все бегут и радостно кричат, а ребенок пугается такой реакции, смотрит на родителя и говорит: «Что с ними?», то родителю стоит сказать: «С ними все нормально, они дружат, им весело и радостно. С ними все хорошо».

Если ребенок, обучаясь дома, чувствует, что ему не хватает этого пространства и он начинает болеть от того, что никуда не выходит, то, уважаемые родители, никогда не поздно прервать домашнее обучение. Если вы видите, что ребенок чувствует себя менее комфортно, обучаясь дома, чем в школе, то прервите такое обучение и отправьте его в обычную школу – помогите ребенку настроиться на другой формат, и пусть он так обучается и пробует решать те же задачи, что и все. Мне кажется, что массовая школа не настолько плоха, как ее видят многие родители. Я согласна, что не каждая школа хороша, но тогда есть смысл посмотреть на какие-то другие школы и образовательные учреждения, которые вполне адекватны по своему контексту обучения, в них спокойная, рабочая обстановка: дети из них замечательно сдают экзамены, поступают в университеты и т.д.

Попрошу родителей задуматься, что ребенку, который весь период школьного обучения находился дома, все равно придется сдавать ЕГЭ и все экзамены, которые сдают дети в массовой школе, и он, скорее всего, будет их сдавать в массовой школе – когда-то он сядет за парту, и что тогда почувствует?

Он сядет за парту и обнаружит десятки взглядов абсолютно незнакомых ему людей, которые будут смотреть на него.

– И здесь возникает вопрос, что пойдет в качестве первого фактора: либо налаживание своего комфортного состояния, либо ответы на экзаменационные билеты. Мы понимаем, что массовая школа сегодня ориентирована именно на сдачу ЕГЭ, экзаменов, завершение обучения, тогда как домашнее обучение – на раскрытие способностей ребенка. Здесь разные фокусы внимания, поэтому учтите этот момент, так как сдавать экзамены все-таки придется.

Другое обстоятельство: вы видите, что после школы ребенок будет обучаться дальше – как же дальше он будет это делать? Если он обучался дома, то справится ли теперь в вузе или колледже с этой системой? Если вузовская система еще толерантна и через фильтр прошли те, кто может быть не совсем адекватным для этой системы, то система колледжа другая. Если ребенок обучался дома, а потом стал обучаться в колледже, это снова проблема адаптации, сопротивления и противостояние асоциальным проявлениям и побуждениям, а ребенок к этому не готов. Поэтому важно учесть все плюсы и минусы.

Домашнее обучение действительно максимально комфортно по эмоциям, удобно по качеству, но в нем присутствует огромный недостаток социализации и включенности в целостный концепт нашего общества. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс