Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (884) → Протоиерей Игорь Аксенов: Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (21 сентября)

Протоиерей Игорь Аксенов: Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (21 сентября)

№35 (884) / 13 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Дорогие друзья, наша сегодняшняя беседа – о празднике Рождества Пресвятой Богородицы. Мы поговорим и о начале нового церковного года, которое не так давно состоялось. Батюшка, расскажите, как связаны между собой начало нового церковного года и Рождество Владычицы Богородицы?

– Да, недавно мы праздновали начало индикта (indict – в переводе с латыни означает «объявление»), то есть объявление нового богослужебного года. Начинается новый богослужебный круг, мы вспоминаем все главнейшие события, связанные со спасением рода человеческого от власти ада, дьявола и вечной смерти. Начало церковного индикта всегда сопряжено с праздником Рождества Пресвятой Богородицы – именно Она явилась той «дверью», через которую Бог пришел к нам как Человек, и праздником Ее Успения богослужебный год завершается. При этом 4 из 12-ти самых больших праздников посвящены Пресвятой Богородице – Рождество Ее, Успение, Введение во храм и Благовещение.

Церковный новый год издревле начинается 1-го сентября по старому стилю (необходимо заметить, что новозаветная Церковь плавно вышла из ветхозаветной Церкви – иудеи до сих пор празднуют Новый год где-то в середине сентября). Почему же мы празднуем новый год, когда природа засыпает, наступает некоторое умирание, а не весной? В этом есть очень глубокий смысл: прежде чем мир был сотворен, он был творим, прежде появления мира, как результата творения Божия, было небытие. В Книге Бытие сказано, что в начале была тьма над бездною, земля была безвидна и пуста, и только потом Бог сотворил свет и увидел, что свет хорош и отделил свет от тьмы – вот день один как матрица для всех последующих актов творения.

Мы видим, что в начале была тьма, а потом свет, поэтому и богослужебный день начинается с вечера, так, с вечера круговорота времен года начинается и новый год: тем самым мы подчеркиваем, что мир тварен и прежде творения было небытие. Новый год у иудеев празднуется в месяце тишри, на седьмой месяц после месяца сотворения мира – нисана или авива, который приходится на середину марта: прежде чем мир был сотворен, он творился шесть дней, поэтому соответственно дням отсчитывается шесть месяцев по лунному календарю и на седьмой празднуется Новый год.

Церковь освящает не только плоды деревьев, квартиры, вещественное пространство, но и само время: церковное время освящено воспоминаниями, связанными с Богом и Его святыми и с событиями, с которыми связано наше спасение.

Батюшка, расскажите, на чем основано почитание Пречистой Девы Марии?

– Церковь уже на протяжении 20-ти веков почитает Божию Матерь, именует Ее Богородицею. Это высочайшее именование в свое время вызывало немало споров, и Церковь даже созывала по этому поводу Вселенские Соборы. Почитание Божией Матери основано на том, что Спасение, которое совершил Господь наш Иисус Христос, произошло прежде всего от восприятия Им человеческой природы, Он восстановил в нас прежде падший образ, сообщил нашей природе воскресение и вознес ее в Своем Вознесении туда, откуда Он низошел. Нашу человеческую природу Господь воспринял не абстрактно, а совершенно конкретно, от Девы Марии, которая приготовила Себя к богоугодной жизни, и Господь приготовил Ее к величайшему служению – быть Матерью воплотившегося Бога.

Именование Девы Марии Богородицею содержит в себе всю тайну Боговоплощения: если Она Богородица и при этом человек, то Родившийся от Нее есть Человек, но одновременно и Бог. Это может быть только в соединении двух природ в одной Ипостаси, во второй Ипостаси Бога, в Личности Единородного Сына Божия. Об этом прекрасно сказал Иоанн Дамаскин: «Праведно и воистину Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя содержит все таинство домостроительства. Ибо если родившая – Богородица, то Рожденный от Нее – непременно Бог, но непременно и Человек. Ибо каким образом мог бы родиться от жены Бог, имеющий бытие прежде веков, если бы Он не сделался Человеком? Ибо Сын Человеческий, без сомнения, есть Человек. Если же Тот Самый, Который родился от жены, есть Бог, то, без сомнения, Один и Тот же есть и Тот, Который родился от Отца в отношении к Своей Божественной и безначальной сущности, и Тот, Который в последние времена рожден от Девы в отношении к сущности, получившей начало и подчиненной времени, то есть человеческой. Это же обозначает единую Ипостась, и два естества, и два рождения Господа нашего Иисуса Христа».

Вопросы правильной мариологии, правильного понимания Божией Матери напрямую связаны с вопросами христологии и сотериологии, то есть вопросами понимания Христа (Его природы, тайны Воплощения) и нашего спасения, которые тесно взаимосвязаны.

Что позволило Деве Марии стать Той, Которой она стала? Предвечное ли это избрание или Ее личный подвиг?

– Мы всегда говорим о синергии – невозможно действие Божие без нашего участия: мы сотворены свободными. Наш выбор – это та область, в которую Бог не вторгается: это является Его образом в нас. Если нас лишить свободы, то мы ниспадаем в животный мир, который детерминирован инстинктами, генотипом. Мы сотворены по образу Божию, Бог свободен даже по отношению к собственной природе (поэтому Он смог стать еще и Человеком, оставаясь Богом), так и мы свободны по отношению к собственной природе. Это видно на примере людей, готовых ради высших идеалов, любви к ближним отдать свою жизнь, то есть пожертвовать своей природой. Личность превосходит природу.

Вопрос о Деве Марии необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, Предвечный Совет подразумевает не только Того, Кому должно воплотится, но и Ту, во чреве Которой будет воспринята природа человеческая. Святитель Григорий Палама поставляет Богородицу сразу после Троицы и называет Ее живой границей между миром тварным и нетварным бытием Пресвятой Троицы. Одновременно с этим мы, будучи свободными, приготавливаем себя при содействии благодати Божией к определенному служению. В данном случае – служению Богоматеринства.

Если говорить о сотворении Адама и Евы, то Бог Адама не спрашивал, творить Еву или нет. А Совет Трех подразумевает и Совет с Девой Марией. Если бы с Ее стороны не было согласия, Бог не вторгался бы в Ее свободу. В связи с вышесказанным я хотел бы процитировать святого Николая Кавасила: «Бог не предупреждал Адама, – пишет св. Николай, – и не требовал его согласия относительно его ребра, из которого должна была быть создана Ева, но, лишив Адама чувств, так изъял член. Деву же Он прежде научил и ожидал Ее веры, прежде чем приступить к действию. Относительно творения Адама Он совещается с Единородным, говоря: «сотворим человека» (Быт. 1, 26). Когда же сего Чудного Советника Первородного (Ис. 9, 6; Евр. 1, 6), – как говорит Павел, – Он вводит во вселенную и созидает Второго Адама, то делает Деву соучастницей Своего решения. И этот Великий Совет (Ис. 9, 6) – как называет его Исаия, возвестил Бог, а утвердила его Дева. Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа…, но также и (делом) воли и веры Девы. Ибо, как без участия (Трех Божественных Ипостасей) решение о воплощении (Слова) не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен».

Наряду с Предвечным Советом Божиим, избранием и промышлением, обязательно присутствует и личный подвиг Девы Марии, Которая готовилась к Богоматеринству, дав обет безбрачия и полностью предав Себя Богу.

Трудно представить, что значит быть Матерью Господа. Что Вы думаете, как Богородица переживала Свое Богоматеринство?

– Мы не можем дерзать предполагать, что чувствовала Дева Мария – это тайна Ее личных отношений с Богом. Зачастую мы говорим о Божией Матери как о некой абстрактной «Двери», через Которую Бог пришел в этот мир, воспринял от Нее плоть и душу человеческую, забывая, что Она стала истинной Матерью Того, Кто от Нее родился. Точно так же, как и Господь, Вторая Ипостась Троицы, стал истинным Сыном Человеческим, истинным Ее Сыном. В связи с этим я бы хотел повторить слова протоиерея Георгия Флоровского, что богословие движется не в мире каких-то общих идей, а в мире личностей.

Проблема спасения и падения человека начинается с того, что человек отверг Бога. Эта трагедия повторилась, когда Бог снова пришел к иудеям, которые ждали Его как Бога абстрактного; Он пришел к ним как конкретная Личность, и они не смогли принять Его как Личность. Распяв Его, поторопились снять тело с Креста, чтобы не портить праздник, и поспешили совершить в Иерусалимском храме пасхальную службу Тому, Кого только что снимали с Креста.

Наша свобода подразумевает невозможность механического наложения благодати Божией на человека – мы должны сами выбрать Бога, возлюбить Его. Главная заповедь – возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, всею душою, всем разумением твоим и всею крепостию твоею и ближнего своего – как самого себя. Это сказано не потому, что Бог нуждается в нашей любви (Бог ни в чем не нуждается, будучи самодостаточным Существом), а потому, что мы нуждаемся в единстве с Богом. Если мы теряем связь с Богом, то теряем само существование, реальность: кроме Бога, нет реальности, теряем бытие: Бог есть бытие. Отвергая Бога как Личность, мы теряем возможность участия в Его жизни. Наша задача – сделать жизнь Пресвятой Троицы нашей жизнью. Поэтому и заповедь возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душою, всем разумением, всей крепостию – это способ, который позволяет нам разделить жизнь Бога. И в этом нет ничего странного: очень многие люди, которые любят друг друга, например, при первой влюбленности, часто говорят «ты жизнь моя», «ты душенька моя», то есть готовы отдать жизнь за того, кого любят. Или мама, которая любит ребенка более, чем себя, – это норма материнства. Богоматеринство возвращает человека к Богу, разворачивает к Нему наши сердца в Лице Девы Марии.

Святой мученик Иустин Философ и священномученик Ириней Лионский писали, что, именуя Иисуса Христа новым Адамом, подразумевается, что новому Адаму нужна новая Ева. Под новой Евой мы под-разумеваем Деву Марию. И там, где Ева, будучи девой, была непослушна, Дева Мария оказала полное послушание Богу, показав Свои всецелые веру, преданность и доверие. Ириней Лионский замечает, что новая Ева собрала в Себе всю ветхозаветную историю человечества, поэтому Родившийся от Нее есть Сын Авраама, Исаака, Иакова, Давида… И новозаветное человечество становится причастным к Богу именно через Деву Марию: новозаветное человечество – это Церковь Христова, которая становится Церковью через Причастие Тела и Крови Иисуса Христа, воспринятых Им от Девы Марии. Дева Мария является Матерью Бога и одновременно Матерью всех христиан. Отношения Девы Марии и Иисуса Христа личностные, и в Ее лице все человечество сердцем разворачивается к Богу: любая мать, любя, прежде всего, саму себя в том, кто начал в ней быть, по мере возрастания в ней нового бытия центр своей жизни переносит от себя на новую личность. Куда «повернуто» наше сердце, личность, там мы и будем.

Важна цель, которую ставит перед собой личность, ибо это определяет всю нашу духовность, душевно-телесное состояние. Личность не может не иметь адресата, она всегда имеет направленность, цель. В данном случае, если ветхая Ева отвернулась от Бога, когда сатана начал клеветать на Него, то новая Ева во всем разумна, целомудренна, верна Богу и, как результат, получает воплотившегося от Нее Бога и всем сердцем обращается к Нему.

Почему и как Богородице удалось стяжать такую праведность? У Нее ведь тоже было младенчество, отрочество – время, полное ошибок и страстей.

– На отпусте каждой службы, поминая Пресвятую Богородицу, мы поминаем и Ее родителей, Богоотцов Иоакима и Анну, показывая, что Бог издревле готовил Ее к принятию этого ответственного служения, но и от Нее требовалось быть верной этому призванию, совершить личный подвиг.

Печально, что наши западные братья предпочли не видеть личный подвиг Богородицы. У них есть догмат о непорочном зачатии Девы Марии, которым они хотели Ее возвысить, почтить, но отняли Ее личный подвиг борьбы с ветхим человеком.

Батюшка, в Священном Писании немного сведений о Богородице. Откуда мы их берем и как дерзаем столько размышлять?

– В Священном Писании содержится информация, что Богородица является Девой, была обручена Иосифу, что Ей было возвещено от Архангела о Ее призвании, Ее добровольном согласии, о Рождестве Спасителя в Вифлееме, о событиях, связанных с бегством в Египет, избиением Вифлеемских младенцев.

Введение Богородицы в храм – важное событие, двунадесятый праздник – в Евангелии не описано, оно упоминается в так называемых апокрифических писаниях, которые Церковь не относит к числу канонических, но информацию некоторых приемлет вместе со всем церковным Преданием. Предание Церкви содержит и информацию о родителях Богородицы. Таким образом, Церковь утверждает свое знание не только на Священном Писании, но и на Священном Предании.

Апостол Павел пишет, что «един ходатай – Иисус Христос». Какова роль Богородицы в нашей жизни?

– У нас только один Спаситель, только в Господе Иисусе Христе мы имеем участие в Боге, Он воспринял нашу природу, дал возможность приобщаться Своего Богочеловечества в таинстве Его Тела и Крови, в Его Церкви, Главой которой Он является.

Дева Мария есть предмет наших молитв и церковного почитания, поскольку именно в Ней Господь соединился с человеческой природой. В силу того, что Она явилась истинной Богоматерью, у Нее есть личные отношения с Ее Сыном, Иисусом Христом, которые остаются навсегда.

Любой человек уже поживший, склоняющийся к старости, начинает все более уважительно относиться к своей матери, и ему становится все труднее отказать ей в какой-то просьбе. Поэтому и Богородица является Ходатаицей за весь род человеческий, Церковь поставляет Ее честнее херувимов и славнее, без сравнения, серафимов, то есть выше всех разумных тварей. И обращаются к Ней не со словами «Пресвятая Богородица, моли Бога о нас», а «Пресвятая Богородица, спаси нас», ведь мы не считаем Ее соискупительницей, Богородица – первая после Пресвятой Троицы.

Наши молитвы немощны, жизнь не всегда праведна, и мы обращаемся к святым угодникам и Богородице. Они становятся нашими ходатаями ко Господу. Когда мы к кому-то обращаемся, то входим в личное единение с ним, и важно, чтобы оно было с любовью, из сердца. Нужно знать жития святых, к которым обращаемся, стараться быть похожими на них. И важен выбор святых, с которыми мы хотим прийти в общение. Наша главная цель – спастись, а мы часто обращаемся ко Господу и святым только по житейским надобностям. У всего есть свой приоритет, который показывает наше отношение к Богу. Прежде всего, нужно просить спасения, Царствия Небесного, просить у святых того, чего у нас не хватает, и, конечно, обращаться к Богородице как к Ходатаице к Господу и Матери всего человечества.

Евангелие рисует нам Спасителя таким близким и простым, говорящим на языке притч. А средневековое сознание создало Господа грозным Судией, сидящим на троне...

– Если такое и произошло в Средневековье, то у нас – не думаю, что это есть. Серафим Саровский любого приходящего к нему человека встречал словами «Радуйся, радость моя, Христос Воскресе». И не было ощущения, что Господь неизмеримо далек от преподобного Серафима. Другой вопрос, что на богословскую мысль всегда влияет внешний мир. Что-то становится менее заметным, что-то более выпуклым.

Если человеку Господь не нужен, тогда Он становится далеким, а если Он нам нужен, и мы к Нему обращаемся как личность к Личности, ищем Его, то Он становится близок. У Мартина Бубера есть прекрасные философские сравнения: есть отношения «Я – Ты», а есть «Я – Оно». Мы всегда к Богу обращаемся «Ты», и отношения наши с ним должны быть «Я – Ты». А бывают отношения «Я – Оно», когда Господь неизмеримо далек, и это проблема их духовной жизни, то есть люди за поисками богатств мира сего удалились от Бога, не дают Ему места в своей жизни, Он им не нужен, интуитивно они чувствуют, что Он им даже мешает.

В 1988 году я был на Рождество в храме Иконы «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско и сделал интересное наблюдение: все приехали в храм парами, на дорогих машинах, мужчины в костюмах, дамы в вечерних туалетах, очень празднично все одеты, при этом причащались каких-то три человека, которые были не очень опрятно одеты, видно было, что они не из бомонда, что у них нет дорогой машины или большого счета в банке, но как раз им нужен Христос. Остальные жертвовали большие купюры, но никто из них не стал причащаться...

Спасибо большое, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на прощание.

– Господь да благословит и сохранит нас всех милостью спасения и благоволения Своего.

Расшифровка:
Вероника Можарова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс