Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (883) → Диакон Олег Терлецкий: Как лечиться православному христианину

Диакон Олег Терлецкий: Как лечиться православному христианину

№34 (883) / 6 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем говорить, как лечиться православному христианину и как относиться к болезни. Вот такой вопрос: «Говорят, что можно излечить болезнь, например, инсульт, избавившись от грехов». Так ли это на самом деле, по грехам ли приходит болезнь?

– Инсульт – это кровоизлияние в головной мозг, или наоборот, потому что бывают красные и белые инсульты: белые – это ишемия, а кровоизлияние – это красный инсульт. В любом случае это нарушение кровоснабжения, острая ситуация, когда человек, как правило, находится в бессознательном или в крайне тяжелом состоянии. Поэтому сам он от греха, наверное, избавиться не сможет, но болезнь, попущенная Господом, по большому счету, является тем моментом, который в дальнейшем может помочь этому человеку выздороветь.

Исцеление действительно происходит только от Господа. Поэтому если человек после медикаментозной терапии, оказания неотложной помощи начнет интересоваться, а почему же все-таки это произошло, почему человек трехсоставен (состоит не только из тела, но и из души и духа), если он начнет интересоваться Евангелием, святыми отцами, все же начнет посещать церковь, исповедоваться, причащаться, то, избавившись от некоторой своей греховной сущности, возможно, исцелится. Но это, конечно, не всегда бывает.

И в Евангелии, и во всей Библии описаны разные случаи исцеления. Описано много случаев моментального исцеления. Господь именно и говорил: человек избавился от греха – и получил исцеление. Моментально. Правда, по вере человека. Но описаны и случаи, когда исцеление происходило крайне медленно. В частности, так произошло у царя Иезекии, который беспокоился о своем народе, укреплял города, содержал хорошо армию, Богу молился: верующий был царь. Господь через пророка Исаию известил, что его ждет смерть, но царь не отчаялся, не впал в невменяемое состояние, а день и ночь молился – и опять получил через пророка извещение, что Господь продлевает ему жизнь на 15 лет, правда, нужно прикладывать пласты смоквы к смертельным язвам и нарывам, которые у него образовались. Клинически изучая ситуацию, я подумал, что, возможно, это была бубонная чума; но это особо опасная инфекция, и тогда заразились бы и поумирали окружающие люди. Изучая толкования на сюжет, я пришел к выводу, что это была проказа. Проказы вообще много в Евангелии – например, те десять человек, которые исцелились, и лишь один из них пришел сказать «спасибо» (и то был самарянин), болели проказой. «А девять где?» – и это еще в те времена, когда люди веровали в Бога.

Представьте себе: что такое прокаженный? В Библии описаны четверо прокаженных, которые находились за воротами города, хотя шла война: они – опасные люди, нечистые, но не в плане заражения болезнью, а в духовном – так тогда считалось. Если прокаженный человек приближался менее чем на 100 метров, его могли спокойно забить камнями. Сердобольные люди бросали ему еду тоже с расстояния, как собаке. Тем не менее, Господь исцелял сразу. Мы даже представить себе не можем, как настрадались эти люди, и то они не пришли сказать спасибо. Один пришел. Понимаете? Мне-то как раз кажется, что самарянин от грехов избавился, раз все же пришел благодарить Господа. Такой момент: произошло исцеление, человек выздоровел от смертельного заболевания и вместо того, чтобы Господа благодарить...

Я тружусь доктором лет тридцать и знаю, что бывают разные варианты. Какие чаще всего? Вот человек соблюдал диету, режим, проходил курс лечения; оно закончилось, стало лучше или совсем хорошо – и все пошло опять сначала: коньяк, водка, еда, которую в принципе и собаки не едят, а некоторые люди по своему гортанобесию, чревобесию или чревоугодию все же употребляют. И справиться с этой страстью они не то, что не думают, но даже не желают, ведь курс лечения закончен.

В какой-то момент я задумался: почему то, что я назначаю одним пациентам, другим помогает лишь частично? И начал наблюдать. В принципе, я всю жизнь наблюдаю – как иначе сделать выводы? И получилась четкая картина: у людей верующих, православных верующих, и не просто верующих, но еще и что-то знающих о своей вере (причем я специально сказал слово «что-то»: пусть и не очень глубоко, но основное все же знающих), которые регулярно исповедуются и причащаются, почему-то все проходит быстрее.

Вместо двух-трех месяцев, полугода лечения – 30–40 дней, и кожа полностью очистилась от того же псориаза, тяжелой экземы, атопического дерматита. Мало того – длительные ремиссии, если люди продолжают делать то, что и раньше, то есть посещать храм, причем готовиться к посещению, а не просто «увидел, зашел, свечку поставил» (конечно, и это уже хорошо, но этого крайне мало). Я наблюдаю это постоянно, ведь как врач не могу отказать человеку неверующему в оказании медицинской помощи. Но когда я встречаюсь с тем, что человек совершенно отрицает существование Бога, мне, честно говоря, становится несколько даже страшно и обидно за этого человека: я видел очень много примеров, когда по вере действительно очень тяжело больной человек очень быстро становился на ноги. Но и – самое интересное, хотя это в принципе частый случай не только в моих наблюдениях, – даже после чудесных исцелений находятся индивиды, которые связывают их с тем, что они нашли очень хорошего доктора, хорошие лекарства. И все возвращается обратно или очень быстро, когда человек скажет или сделает что-то, или через какое-то время. И все равно человек не делает выводы...

Но некоторые все же делают. Самая большая моя радость – такие случаи. Например, женщина с Камчатки, которой уже за 50 – когда мы в первый раз встречались на консультации, она и слышать ничего не хотела о Боге. Она некрещеная, да и никого у нее в семье не было верующих. Через два месяца после нашей встречи – вот что значит зерно посеяно! – она дозвонилась с Камчатки и сказала, что крестилась, и такая радостная, так ей хорошо. А мне-то как хорошо! Вот это самая большая радость.

Так как я окончил Военно-медицинскую академию и участвовал в некоторых боевых операциях – полгода находился в миротворческом контингенте в Боснии и Герцеговине, понимаю, что там, где война, горе, нужда, все эти моменты четко видны и чудеса видны. Поэтому на самом деле очень жалко людей, полностью отрицающих помощь Господа…. Ведь мы же созданы свободными, со свободой волеизъявления, и если мы ее не проявим... Господь пытается нам помочь, и даже если мы идем по жизненным минным полям, мы остаемся живы, получаем какие-то незначительные ранения, а на самом деле нас могло разорвать в клочья. Но все равно чаще всего человек не делает выводы – вот это больше всего меня как доктора расстраивает.

Но вот звонок с Камчатки – и еще много случаев, когда люди были очень далеки от религии, но они доверились, начали слушать, выполнять то, что доктор рекомендует, мало того, и то, что святые отцы рекомендуют. Я всегда говорю своим пациентам: «Не я рекомендую – святые отцы. Святые – те, кто всю свою жизнь положил на то, чтобы понять, как же все-таки справиться с какой-то своей страстью, каким-то грехом. Поэтому лучшего варианта в лечении любой болезни нет».

Бывает, что и человек, уже утвердившийся в вере, и новоначальный, кто поверил, уже заболев, впадают в крайности: как человек может отрицать бытие Бога и рассчитывать только на медицинские препараты, так и, бывает, заболевший говорит «вот, буду молиться и исцелюсь, мне не нужны никакие врачи, никуда не пойду, ничего принимать не буду!». Как быть с такой позицией?

– К сожалению, это бывает очень часто именно у тех, кто только начал. Человек зачастую серьезно относится к понятию «грех», если, конечно, осознал всю его тяжесть, но, не имея знаний, он идет такими путями.

Все дело в том, что в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть четкие слова, что Господь создал врачей и к врачам надо обращаться – делают они снадобья из каких-то природных ископаемых, трав (там немного другие слова, но скажем так, чтобы было понятно) и тоже молятся за больного.

Кроме того, когда человек все же обращается к врачу (не будем говорить, плохой он или хороший, грамотный или нет), которого создал Господь, он наступает на свою гордыню – уже и началась борьба со своими страстями, в частности, с гордыней. А гордыня – это коренная страсть, причем смертный грех! Когда человек начинает говорить: я сам почитаю сайт, возьму заключение от другого пациента... Ведь это как духовный совет: каждому дается свой – один и тот же совет одного человека может исцелить, а другого убить. То же, когда человек занимается самолечением, не имея никакой базисной подготовки.

Поэтому и я призываю, как призывает и наша Церковь, у которой 2000 лет опыта, в том числе опыта лечения и духовного, и телесного, использовать возможности современной медицины в лечении своих телесных болезней, не забывая и о духовной пище для своей исстрадавшейся души. Очень часто в Церковь приходят люди, которые действительно очень тяжело заболели (для кого-то это действительно тяжелые болезни, а у кого-то от простой занозы уже истерики, и все равно обратился – ему больно).

Пожилые священники, за 90 лет, передавали мне, что их отцы, дедушки, которые тоже были священниками или диаконами, говорили, что на Руси в принципе всегда существовал такой тандем: доктор и священник, священник и доктор, хоть в деревне, хоть в крупном городе. Как это происходило? Человек приходил к светскому доктору лечить свой телесный недуг, и практически всегда врач отправлял его к священнику, понимая, что болезнь в основном все же связана с грехом – хотя никогда не надо забывать и об исключениях из правил. Я бы обязательно хотел отметить, что есть ряд страшных болезней – рак, онкология, о которых я знаю не понаслышке (но мы их трогать не будем). И как обычно считается? Если человек заболел чем-то тяжелым, значит он большой грешник. Так вот, я хочу сказать нашим зрителям следующее: святой Паисий Святогорец, афонский старец, не так давно канонизированный, умер от онкологического заболевания. У него был рак кишечника, завороток кишок, была проведена тяжелая операция, до последнего момента он ухаживал за собой сам и со своими болями и страданиями до самой кончины принимал людей, у которых зачастую ситуации были намного легче. Мало того, он болел в течение года, и никто не знал – он никому не жаловался. Его основная задача была отслужить на Литургии, ни разу не присев, когда начиналось головокружение, и чтобы в этот день у него не было кровотечения. Это святой Паисий Святогорец.

Святитель Нектарий Эгинский, святой Греческой Церкви, канонизированный в 1924 г. Еще при жизни, когда его положили в больницу, уже шли исцеления от его бинтов, которыми перевязывались раковые раны и которые благоухали, мироточили. От его рубахи исцелился умирающий больной на соседней кровати (рубаху ему отдали после смерти Нектария Эгинского). У этого соседа был инсульт, он лежал совершенно разбитый – и он встал. Когда святителя вынесли хоронить, весь город вышел, чтобы приложиться к телу умершего нищего епископа, который всю жизнь провел в гонениях. На сэкономленные деньги, которые он зарабатывал как учитель, он приобрел небольшой кусочек земли на Эгине и там построил небольшой женский монастырь, но умирал в нищете. И это действительно святой еще при жизни.

На самом деле, люди очень часто расстраиваются по пустякам. Конечно, тому, кто не знает, что такое страшная болезнь, любая болезнь может показаться тяжелой, даже ангина – ведь горло болит, температура, можно начать задыхаться. Людям, не понимающим, что такое настоящее страдание, я стараюсь приводить пример Григория Николаевича Журавлева, иконописца, который был рожден без рук, без ног и научился писать зубами. Мало того, он писал такие иконы, какие люди, у которых и руки есть, и Академию художеств заканчивали, не могли написать. Зубами, с помощью младших сестры и брата, которые поднимали его на тележке и дергали за различные веревочки и рычажки, он расписал огромный храм, построенный в деревне, из которой был родом, на которую он, инвалид, еще и деньги давал. У Григория Николаевича было, по сути, только туловище, и когда его крестил священник, то чуть его случайно не утопил, потому что не за что было взяться. Священник перепугался даже не потому, что утопит его (что, конечно, плохо), но так как он почему-то ощутил, что это человек очень сильный и очень верующий. Если бы он был с руками и ногами, то достиг бы очень великих высот, но он и так их достиг без рук и без ног. На ютубе есть очень хороший клип «Калека», буквально четыре минуты – очень рекомендую посмотреть тем, кто расстраивается по пустякам.

Когда верующий человек заболевает, он размышляет: «Вот пойду к врачам, а они могут быть недобросовестными… Может быть, стоит найти православного врача?». Насколько целесообразен такой подход?

– Отвечу на личном примере. Как-то возник вопрос по поводу серьезного оперативного вмешательства у моей супруги. В Санкт-Петербурге почти все доктора друг друга знают, кто-то о ком-то уж точно слышал, поэтому я, уже будучи верующим человеком, искал в первую очередь специалиста. На первом месте было – специалист, а дальше спрашивал: верует он или не верует. Мало того, у нас по Конституции и этот сбор информации запрещен, то есть собирать можно только пассивную информацию. Это, на мой взгляд, не очень правильно, однако статьи 23–24 все же существуют. Но я нашел очень хорошего специалиста, услышал отзывы, разные, но в основном хорошие, и в принципе точно знал, что он неверующий человек. Но также знал, что вместо того чтобы приезжать на работу к 9 часам, он приезжает к 7-ми и сначала посещает своих больных в реанимации, которых прооперировал, сам вынимает катетеры – не потому, что так положено, а потому, что это его больной. И я понял, что этому человеку можно довериться. Два года назад я точно узнал, что он стал верующим человеком. Ведь если человек так относится к своей профессии (а не ремеслу, ведь спасать людей – это серьезная профессия), рано или поздно он встает перед вопросом: а кто же на самом деле самый основной Врач и Исцелитель? Чудеса происходят постоянно, каждый Божий день. В кабинете этого доктора (он сейчас главный врач одной из самых крупных больниц города Санкт-Петербурга) среди икон находится уже и икона Евгения Боткина.

Рекомендую всем, кто заболел, в основном терапевтическими болезнями, но можно и хирургическими, обращаться к нему. Ведь кто такой Евгений Боткин? Выпускник Военно-медицинской академии. Я выпускник Военно-медицинской академии. Отец Григорий Григорьев – выпускник Военно-медицинской академии. Но у нас обнаружилась и еще одна закономерность. Евгений Боткин – выпускник 1889 года, а я выпускник 1989 года. Мало того, это военный человек. Мало того, это человек, который добровольцем участвовал в русско-японской войне, возглавлял русский Красный Крест. Кроме этого, при ранении фельдшера на поле он оставался за него. Огнестрельные ранения, инфекционные заболевания – все было на нем, помимо терапевтических заболеваний, на которых он специализировался, как и его отец Сергей Петрович Боткин, величайший терапевт. Кстати, когда я учился в Военно-медицинской академии, мы каждый день по несколько раз строем проходили возле памятника Боткину, но никто из нас не знал, и нам об этом не говорили, что Сергей Петрович был верующим человеком. Когда он получил какое-то денежное вознаграждение за очень активное участие в русско-турецкой войне (как хорошего врача его до сих пор помнят и турки), в своем имении, находившемся в Финляндии, он построил русскую православную церковь. Обращался с прошением – писал, что в радиусе 50 километров нет никаких православных церквей. И дети его воспитывались в православной традиции. Сергей Петрович передал свои знания сыну, нынешнему святому, и генетически, и при общении. Кроме того, что Евгений Боткин при жизни всегда быстро реагировал на просьбу человека оказать медицинскую помощь и оказывал ее безвозмездно, все это наблюдалось и после его смерти: те, кто обращались к нему – многодетные священники, миряне – всегда все получали ощутимую врачебную помощь.

Часто возникает вопрос, кому молиться при болезни. С нынешних позиций, когда я уже что-то знаю, мне очевидно, что молимся мы нашему Богу Господу Иисусу Христу, Самому главному Целителю. Но, естественно, молимся и своим святым, ведь есть любимые святые, с которыми у нас какое-то духовное соприкосновение. Как мы молимся святым? Допустим: «Святитель Нектарий Эгинский, моли Бога об исцелении раба Божия диакона Олега». То есть святой ходатайствует перед Богом. Кто-то на чем-то порой и «специализируется», но, по большому счету, если святой «отвечает» за целительство, то это очень большой спектр, ведь ходатайствует он перед Богом, Который может все исцелить, и мертвого в том числе, как Лазаря Четверодневного.

Поэтому – святитель Николай Чудотворец Мирликийский, святитель Спиридон Тримифунтский или преподобный Агапит Печерский. Агапит Печерский – уникальный святой, который делал вид, что лечит травами, а на самом деле – молитвой. Думаю, что от Агапита Печерского – я шучу, конечно, немножко – и пошла фитотерапия. То, что помню: он вылечил смертельно больного князя и одного богатого врача, по-моему, армянина, который относился к Православию очень скептически. Этот неверующий врач был смертельно болен, и он понял, что преподобный Агапит на самом деле лечит его не травами, а молитвами. Когда он прожил те три месяца, о которых ему сказал Агапит, то обрел Господа, принял Православие. Есть святые, которые «отвечают» за терапевтический профиль.

Кто еще? Первый святой, о котором я узнал, и даже думал, что в день его памяти все врачи, верующие в Бога, должны отмечать свой профессиональный праздник, – это великомученик целитель Пантелеимон. Еще – целитель мученик Трифон. Естественно, каждый преподобный, которому сердце конкретного человека отдает предпочтение, тоже обладает целительством: даже канонизация святого, по сути, всегда связана с какими-то чудесными явлениями, в частности, исцелениями или по молитве к этому человеку, или исцелениями на его могиле… Также преподобный Александр Свирский.

Святитель Лука – хирург, причем отличнейший хирург. Когда я прочитал о нем все, что можно было найти 10 лет назад, то пришел к выводу, что действительно это чудеса. В конце служения архиепископом Крымским и Симферопольским он ослеп совершенно, и об этом другие не догадывались (кроме тех, кто знал его близко): все службы он проводил на память, не допуская никаких ошибок. Будучи слепым, он ставил верные диагнозы сложнейших заболеваний. К нему обращались люди, которые наблюдались у 3-х – 4-х профессоров хирургии, и слепой архиепископ ставил им правильный диагноз. Кроме того, известны случаи, когда и при жизни святителя по его молитве люди исцелялись от онкологических заболеваний, в частности, рака головного мозга.

Икона «Всецарица» – очень известная, правда, все же узкому кругу людей, тех, кого настигла беда, которая называется рак. Тогда человек рано или поздно узнает, что есть такая икона, есть акафист «Всецарице». Это древняя икона находится на Афоне. Издавна повелось, что при обращении к ней бывали исцеления онкологических больных. Но не надо думать, что требуется все бросить и куда-то ехать. Что такое онкологический больной, я знаю не понаслышке – у таких людей бывает очень трудно с передвижением, трудно и родственникам, которые несут огромную моральную и физическую нагрузку. И вот больной узнал, что есть такая икона «Всецарица» и решил: «Да я сейчас на Афон поеду». Может быть, и правильное решение, если все смогут это вытерпеть, – но есть и обычные иконы «Всецарицы», а у нас в Петербурге есть часовня с этой иконой. Икона «Всецарица» есть практически в любом храме: приходи, бери акафист, читай, молись, не можешь в храме, читай дома, не можешь стоя – сидя, больно сидя – читай лежа, хоть на боку, хоть как, но молись, с перерывами, но молись. И всегда получишь помощь. Но надо понимать и такую вещь: человек говорит, что молится длительное время, год, три раза в сутки, и не получает исцеления. Надо понимать, что всегда все зависит от Бога. Значит, кроме того, что молишься, ты чего-то еще не делаешь, какие-то пробелы еще остались. Поэтому никогда не надо замыкаться в себе, в своей капсуле, надо искать тех священников, которые с этой темой знакомы.

Отец Олег, мы с Вами очень увлекательно беседуем, хорошо, если бы можно и еще, но, к сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?

– Нашим дорогим зрителям я хотел бы пожелать крепкого здоровья, глубокой веры, благословения Господня на все их дела и помнить: что бы ни происходило, хорошее или плохое, всегда благодарите Господа нашего Бога Иисуса Христа за все – если бы мы были без Бога, без Его покровительства, то, врываясь на те территории, что заминированы, мы все давным-давно уже погибли. Пришел я к этому выводу давно.

Спасибо огромное, отец Олег, за эту очень интересную беседу. Надеюсь, даст Бог, мы с Вами еще встретимся в эфире и продолжим наше общение.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс