Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (881) → Протоиерей Александр Пашков: Православная община и одиночество в храме

Протоиерей Александр Пашков: Православная община и одиночество в храме

№32 (881) / 23 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня темой нашей программы станет православная община на приходе и одиночество в храме. Существует такое распространенное явление, когда верующие люди годами ходят в храм, может быть, визуально запоминают друг друга, но не знают, также и настоятеля, и духовенство не знают, ходят за удовлетворением своих индивидуальных духовных потребностей. Естественно, в данном случае полноценная община, приход сложиться не могут. В чем здесь заключается проблема и как ее можно решить?

– Часть таких людей, несомненно, существует. Если как-то попытаться объяснить состояние этих людей, то это те люди, которые просто сами не хотят сближаться с другими, у них есть несколько потребительское отношение к храму, совершенно индивидуальное отношение к приходу, приходской жизни, в какой-то степени это эгоистичные люди. «Да, я люблю этот храм, мне нравится богослужение, я прихожу на Исповедь и Причастие, я молюсь, заказываю молебны, панихиды, беспокоюсь о живых и усопших, но участвовать в жизни храма не хочу», – думают такого склада люди.

Другое состояние – это когда люди еще не дошли до общинной жизни, то есть они вошли в храм, пока осматриваются и присматриваются, сердце тянется к храму, но они не доросли еще до какой-то органичности, жажды и желания жить приходской жизнью.

Если говорить о первом варианте, то я достаточно много знаю людей, которые так живут и считают себя православными христианами. Могу даже привести такой пример. Как-то мы совершали богослужение, где поднимался вопрос о Церкви (был то ли день Троицы, то ли день Святого Духа), и я с амвона говорю проповедь о том, что Церковь – это Тело Христово, единство со Христом каждого из нас по отдельности и всех вместе, и вроде бы все хорошо и все люди воодушевлены, какая была замечательная служба! Подходит ко мне одна достаточно пожилая женщина и говорит: «Батюшка, а зачем вообще мне все это нужно? Зачем мне кого-то знать, с кем-то общаться?» Человек остановился на этом уровне и двигаться дальше не желает.

А люди второй категории входят в храм, но они еще не дошли, ни психологически, ни внутренне не переступили какой-то рубеж, не взошли на ступеньку участия в общинной жизни.

Давайте дадим определение православной приходской общины: что это может быть такое в нашем понимании?

– Все уже достаточно образованные благодаря телеканалу «Союз», книгам и какому-то другому информационному полю. Несомненно, община – это собрание, так называемый приход. Самое сильное, классическое определение – это Тело Христово, если рассматривать богословский аспект.

Если говорить о той стороне, которую мы видим сегодня, конечно, община – боговдохновенный организм. Если исходить из того, почему большинство людей приходит в храм, то сама причина понятна – к большому сожалению, это какие-то скорби, несчастья, печали, какие-то нестроения, проблемы в семье, на работе, болезни. Человек ищет ответа, зачастую вне храма, где-то на стороне, и многие, когда возникает тупиковая ситуация, приходят в храм и ищут ответ в церкви, у Бога. Это если говорить о причине прихода в храм. Но на самом деле мы прекрасно знаем, что далеко не все люди (и больные, и обездоленные) идут в храм Божий. Они остаются при своем, клянут весь мир, родных и близких. То есть скорби не являются такой железобетонной причиной, по которой люди идут в храм.

Несомненно, какое-то прикосновение Божие к человеческому сердцу приводит людей в храм: и обездоленных, и горестных, и счастливых, и молодых, и старых, и детей. Господь всех нас ждет, мы все приходим к Нему по Его великой милости, по Его великой любви. И когда все мы входим в храм (в том числе и священники, которые когда-то тоже были обычными прихожанами, их тоже когда-то Господь пригласил), перед нами открывается мир, открывается дом Божий, и мы видим вокруг себя людей. Что это за люди? Здесь возникает вопрос: стану ли я частью этого общества или останусь таким же эгоистичным, только приходящим и уходящим? Здесь тоже видна сила действия благодати Божией, которая входит, когда человек открывает свое сердце, и под действием благодати он начинает открывать для себя жизнь в храме. Здесь появляется община.

Если обратиться к нашим устоявшимся библейским постулатам, то мы увидим, что сначала был избранный народ Божий, а уже потом возникла скиния. То есть сначала было собрание людей, которые собрались вокруг имени Божия, и потом уже Господь повелевает им устроить скинию. Дальше появляется Иерусалимский храм, освящается, совершаются жертвоприношения и создаются богослужения, но изначально была община, объединенная единой верой в Бога.

Если взять новозаветный период, то видим, что Господь собирает вокруг Себя апостолов, Своих учеников, то есть люди собираются вокруг Бога, это и есть то собрание, которое мы сегодня называем «церковь», «приход». И дальше мы видим, что на протяжении трех веков никаких церквей не было (зданий как таковых), потому что были гонения, и христиане собирались в домах особо благочестивых людей, апостолы им проповедовали, они совершали агапу, вечерю любви. И уже после 313 года, после подписания Миланского эдикта Константином Великим, мы видим, что христианам начинают передаваться административные здания, которые становятся их первыми храмами в виде базилик, и западные направления церковной архитектуры во многих местах такими и остались.

А изначально это была община людей, объединенных верой в истинного Бога, которые хотят жить с Богом, по Божиим законам, правилам, заповедям, но жить вместе, не в прямом смысле этого слова (хотя было и такое, что жили общинно, как, например, сегодня мы видим это в общежительных монастырях), а в том смысле, что люди имеют единение между собой. Я думаю, что такое определение будет понятно для всех людей, если не углубляться в какие-то богословские основы.

Достаточно ли сил одного священника, чтобы сплотить общину, или она должна, как организм, давать своих наиболее активных чад для того, чтобы заниматься этой общиной?

– Если серьезно взвесить все грани этой органичности, то, несомненно, здесь участвуют абсолютно все. Но, наверное, не просто так Господь избрал апостолов и послал их в мир, чтобы они проповедью, примером своей жизни, своим словом смогли призвать людей и сплотить их, то есть они своего рода локомотивы. Взирая на нашу современную жизнь, мы это видим, как в расхожей фразе, что каков поп, такой и приход. Если священник сам любит людей, открыт для них, живет жизнью каждого приходящего, каждый человек для него ценен, если он дает место умеренной инициативе человека, то складывается очень хорошая, здоровая община, потому что нет барьера между священником и людьми, которые составляют любой приход.

Мы можем взять очень близкий и любимый для меня пример из истории – святителя Николая Японского (Касаткина). Человек отправляется простым иеромонахом в страну восходящего солнца, Японию (а в то время там еще была смертная казнь за проповедь христианства), и своим словом, примером начинает устраивать христианскую жизнь. Только через восемь лет он обратил кого-то в христианство, и то этим обращенным был буддийский бонза, который впоследствии стал не только ревностным православным христианином, но и священником христианской церкви.

Несомненно, огромнейшая ответственность и огромнейший труд лежат на священнике, поэтому все зависит от любви к своему служению, от любви к людям, от единения и органичности с теми, кто к нему приходит. Тогда складывается очень хорошая и здоровая община.

Храм принимает нового члена Церкви, и община принимает в себя нового человека. Что эта община может предложить ему сегодня во внебогослужебной жизни помимо трапезы, общения, чаепития?

– Да, существует такое понятие, как «община принимает или не принимает», но здесь очень многое также зависит от священника, который руководит этим приходом. На протяжении многих лет вижу, что чаще происходит так: человек сам или входит, или не входит в общину. Можно даже привести такое понимание: нравится ему там или не нравится, тянет его туда или нет. А спектр заинтересованности, задействованности человека в приходах – от самых состоявшихся до только создающихся – сегодня совершенно разнообразный, начиная с того, что вы можете просто прийти убрать храм, почистить подсвечники; если хотите и у вас есть какой-то навык, то можете в хоре попеть. Здесь очень зависит от того, как воспримет эту инициативу священник: или он ее где-то притормаживает, останавливает приходящего человека, или дает ему возможность реализоваться. Поэтому состояние человека зависит от того, насколько он входит в жизнь общины, насколько у него есть этот интерес, возможности и время.

И должен смело сказать, когда открывается приход, со временем все формируется: изначально приходят одни люди, кто-то из них остается, кто-то уходит, то есть это нормально. Кто-то может сказать: «Как же так? Почему ты ничего не сделал, чтобы этот человек остался?» Нельзя проявлять никакого насилия над человеком, значит, это не его приход, не его место, и, как говорится, насильно мил не будешь. Слава Богу, если такое происходит в городе, то это не единственный приход, и человек может себе поискать другой приход. А если это село и единственный приход, но там и не так много людей, и я думаю, что при хорошей организации и хорошем священнике каждому можно найти место.

Мой отец служил в Курской области, сейчас он служит в самом городе Курске, он заслуженный священник, митрофорный протоиерей, в этом году исполнилось пятьдесят лет его служения. Он для меня является примером. Вроде и приход слабенький, но у него есть какой-то дар, он начинает собирать вокруг себя людей. Я бы не сказал, что он все людям позволяет – нет, он достаточно характерный человек, но имеет этот дар. Есть у него какая-то ревность по Богу, о том, чтобы люди приходили в храм.

Помню из детства, мы росли в селе, там летом полевые работы, отец дает целовать крест после службы и спрашивает: «Ну, Мария, ты когда теперь придешь?» Такое живое участие в жизни каждого человека, не просто в общей жизни прихода, а в индивидуальной жизни человека – вот это создает приход, душевность и добрые взаимоотношения.

Любовь, конечно...

– Несомненно, любовь.

Каким образом новому человеку дать возможность стать членом общины? Может быть, после службы сказать ему: «Здравствуйте, мы Вас видим первый раз, может, после службы потрапезничаете с нами, чаю попьете?»

– Это зависит от специфики прихода: если на приходе есть какие-то чаепития, например, после воскресного богослужения. Я обращал внимание, что сейчас во многих приходах это есть. Но здесь зависит от того, как священник видит людей. Приходят люди, вот новый человек, смотришь на него, можно у него что-то спросить, улыбнуться ему, попробовать наладить какой-то контакт – отреагирует человек или нет. Если нет, наверное, не нужно проявлять какую-то навязчивость, а если отреагирует, может, побеседовать с ним, спросить для начала, как его зовут, откуда он приехал, из этого ли он города, из какого района, почему он сегодня пришел в этот храм или собор… То есть может быть какая-то простая, обычная беседа там, где нет чаепитий, да и там, где есть, они же не каждый раз бывают.

Мы сейчас открыли храм на Казанской, там есть возможность и помещение, где можно попить чаю, то есть мы просто всех приглашаем, все туда идут, и никакой навязчивости здесь нет, просто люди приходят, садятся, у них есть возможность проявить самим какую-то инициативу или просто хотя бы посмотреть, из чего состоит жизнь вот этого прихода. Такие чаепития очень сближают, помогают преодолеть какие-то преграды, когда священник не только в облачении и с амвона говорит проповедь или совершает богослужение, а участвует в простой, обычной, живой беседе, где есть обычные эмоции и в какой-то степени доступность, когда можно поговорить на любые темы. Мне кажется, что в пределах разумного, соблюдая этические рамки, священник может разговаривать на все темы, если они человека волнуют.

Обязательно стоит поговорить о человеческом одиночестве в храме. Если человеку одиноко на том приходе, который он посещает, этому могут быть какие угодно причины. Он еще не стал членом общины, ни с кем не познакомился. Как быть с такими людьми? Может быть, они и на Исповеди признаются в своем одиночестве.

– Если священник опытный, он видит, что человек как-то тянется к храму, часто приходит, но по его внешнему виду, по эмоциям или какой-то замкнутости видно, что человек одинок. В моей практике встречалось много разных случаев. Когда люди одиноки и остаются таковыми, они не хотят вливаться в общину, не хотят никого подпускать к себе. Они занимаются каким-то самоедством, это как статус, который человек демонстрирует, есть такие люди.

Есть люди одинокие, но каким-то образом тянутся к вере, стесняются – здесь большая ответственность и роль священника, насколько можно к такому человеку подобрать какой-то ключ, какие-то теплые слова, проявить открытость, и не всегда это происходит сразу. Есть и одинокие люди, у которых не очень получается общение, это люди с тяжелым характером. Некоторые думают, что существуют методы, которые могут решить любые проблемы одиночества. Наверное, где-то такое есть, но это все же не вполне верно. Ни община, ни священник не всесильны. Иногда у такого человека не складываются отношения со священником или из-за самого священника, или из-за самого этого человека – нет какого-то внутреннего контакта.

Иногда этот человек неорганичен для общины, это тоже очень сложная проблема. Но в любом случае люди не должны оставаться в этом статусе, в таком состоянии, а должны работать над собой. Что такое одиночество? Как правило, это всегда или какая-то душевная боль, или гордыня. А какие еще могут быть причины к одиночеству? Бывает, человеку настолько сделали больно, что он уже боится допускать другого в свою душу, свою жизнь. Поэтому нужно дать ему время, когда он сам разберется и сам будет способен воспринимать других людей. Ни в коем случае нигде не нужно проявлять насилия над человеком.

Когда Сократу говорили, что он очень серьезный философ, он отвечал: «Нет, я акушер, я задаю те вопросы, чтобы человек нашел для себя ответы или достиг каких-то истин». У человека должно быть пространство его поля деятельности, его личной жизни. Это очень важно, тогда все настоящее и все живое, нет искусственности, законничества, начетничества, все открыто, ясно и понятно – живая жизнь.

То есть если мы заметили такого человека на приходе, то нужно помочь ему как-то раскрыться...

– Нужно обязательно сделать первый шаг, во всяком случае – выяснить для себя и своей совести: все ли ты сделал для того, чтобы человек остался в храме, или же его что-то не устраивает? Он уйдет в другой храм, или еще что-то такое у него происходит? Разные бывают причины. Бывают и совсем тяжелые случаи, не хочется даже о них говорить.

Самая главная миссия Христа – это спасение людей, создание церковной общины, совершение Святой Евхаристии и участие в ней людей. Нужно быть в единстве с Богом, составлять единую Церковь и быть в единстве друг с другом. В этом вся задача Церкви, назови ее приход, община, собрание, экклесия, но вот это действительно тот живой, боговдохновенный организм, составленный из нас, простых смертных, грешных людей из плоти и крови, со своими слабостями и немощами. Господь нас призвал, любит, терпит и помогает нам это делать.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс