Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (881) → Иерей Андрей Панков: Пресвятой Богородицы и церковное Предание

Иерей Андрей Панков: Пресвятой Богородицы и церковное Предание

№32 (881) / 23 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Расскажите, пожалуйста, как церковное Предание повествует о празднике Успения Пресвятой Богородицы.

– Необходимо отметить, что с апостольских времен, и об этом свидетельствуют многие святые отцы, почитание Божией Матери было безусловным.

После Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Божия Матерь по Его слову была поручена апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Она жила в Эфесе, а в отсутствие Иоанна Богослова в связи с его участием в апостольских трудах возвращалась в Иерусалим, на Елеонскую гору. Церковное Предание повествует, что Матерь Божия часто молилась у Гроба Господня и Голгофы. Когда Ее земной путь приблизился к концу, Матерь Божия была удостоена благовестия Архангела Гавриила, который, как повествует Предание, вручил Ей у Гроба Господня пальмовую ветвь и предупредил о скорой кончине.

В день смерти Матерь Божия молилась Господу, чтобы апостол Иоанн Богослов пребывал рядом с Ней, и по Ее молитве апостолы были Духом Святым восхищены и поставлены в Сионскую горницу, где совершалось таинство Успения Божией Матери. Иоанн Дамаскин в своих сочинениях пишет, что апостолы, подобно орлам и подобно облакам, слетелись к одру Божией Матери.

Сам момент смерти, как говорит Предание, нисколько не был связан с каким-либо страданием. Церковные историки и святые отцы говорят, что Матерь Божия как бы уснула, и в этот момент явился Господь Иисус Христос. Стены помещения как бы раздвинулись, и Божественный Сын в сопровождении ангелов Божиих восхитил душу Божией Матери. Таким образом состоялся факт Успения Божией Матери как отшествия Ее в мир иной.

Ученики похоронили тело Божией Матери в Ее родовом склепе недалеко от Гефсиманского сада. Во время шествия к этому месту от Сионской горницы совершалось множество чудес. Мы знаем, что не все в Иерусалиме относились к Божией Матери с должным почтением – было много тех, кто ненавидел и Христа, и Матерь Божию. Со стороны иудейского священника Афония была предпринята попытка опрокинуть одр с телом Божией Матери, но ангел отсек руки человеку, дерзнувшему на такое злодеяние. Афоний, познав силу Божию, в тот же момент раскаялся и был исцелен.

Тело Матери Божией было положено во гроб. Промыслом Божиим случилось, что апостол Фома прибыл в Иерусалим на третий день после Успения и чрезвычайно расстроился, что не сумел попрощаться с телом Пресвятой Богородицы. Ученики, оказав любовь своему сослужителю, открыли гробницу, но не обнаружили там тела Божией Матери, лишь одни погребальные пелены. Из чего был сделан вывод, что Матерь Божия вознесена телом на Небеса.

Это повествование было впервые систематизировано и зафиксировано в письменном виде византийским церковным историком Никифором Каллистом в XIV веке. Тема повествования об Успении Божией Матери очень тесно переплетается с темой церковного Предания.

В Священном Писании мы не находим сведений о жизни Божией Матери после крестных страданий и Воскресения Господа. Чем тогда принципиально отличается Предание от Писания?

– Церковное Предание отличается от церковных преданий и имеет совершенно конкретные рамки. Насколько я помню из курса догматического богословия, к церковному Преданию относятся мученические акты, постановления Вселенских Соборов, творения святых отцов и древний Символ веры. Эти четыре элемента составляют церковное Предание.

Дело в том, что в церковной традиции есть вещи, подразумевающиеся сами собой. Сам факт почитания Матери Божией не оспаривался с древних времен. Поэтому святые отцы упоминают об Успении вскользь, как о чем-то само собой разумеющемся, известном всем с древних пор. Полного описания событий Успения в первые века мы не находим, лишь упоминания о самом факте Успения. Только к XIV веку Никифор Каллист в своих исторических сочинениях систематизирует и записывает Предание, каким мы видим его сегодня.

Насколько мне известно, только c V века появляется четкая констатация факта, что по Своем Успении Богородица была вознесена Своим телом на Небо. Даже с учетом современных технологий 500 лет – огромный период: как могли сохраняться данные о событии Успения и как с течением времени могли появляться подробности? Как это происходило?

– Действительно, в V веке епископ Иерусалимский Ювеналий в послании к царице Пульхерии описал событие Успения – еще не в том объеме, как мы видим сейчас, но это было связное повествование. В VI веке уже утверждается литургический праздник Успения Божией Матери.

Ваш вопрос очень глубок, и, как мне кажется, связан с главным вопросом – нашего доверия Церкви. Мы знаем, что Церковь изначально призвана сохранить то, что было привнесено Господом нашим Иисусом Христом, поэтому Церковь консервативна в самом своем существе. То, что заложено изначально, бережно сохраняется через века. Поэтому вопрос о том, можем ли мы доверять, в контексте церковного миропонимания не имеет смысла.

Церковное Предание научает каждого человека, пришедшего в храм, как следует веровать и чему надо доверять. Думаю, что тема Успения – это тема доверия церковному Преданию.

Если представить, что человек, например, с историческим образованием входит в храм и слышит чтение о событиях Успения, которые приводятся в Минее, – у него возникает масса вопросов, поскольку, рассматривая исторические события такой давности, конечно, нет такого количества подробностей, причем порой это почти фантастические события – как момент, когда шествие с телом Пресвятой Богородицы становится невидимым для враждебно настроенных жителей Иерусалима. Человек начинает подходить критически и может, как говорится, выплеснуть с водой и ребенка.

– Может быть и такое. Но повествование в Минее представляет собой приукрашенный рассказ. Лично у меня данное повествование не вызывает отторжения с точки зрения здравого смысла.

Матерь Божия скончалась в Сионской горнице в Иерусалиме. Книга Деяний святых апостолов повествует нам, что Дух Святой порой брал апостолов и поставлял в то место, где им положено было быть в конкретный момент. По молитвам Матери Божией совершается чудо, когда апостолы берутся из мест, где они находились, и поставляются в Сионскую горницу. Никакого недоумения это не вызывает.

Шествие с телом Матери Божией из Сионской горницы в гробницу около Гефсиманского сада… Попытка иерусалимского священника-противника опрокинуть одр… Могло ли быть такое? Безусловно.

Явление Архангела Гавриила накануне Успения… Ведь было его явление накануне бессемянного зачатия? Отчего же оно не могло быть теперь?

Поэтому если брать повествование об Успении, оно не вызывает отторжения здравого смысла, и я не вижу здесь затруднений. Надо понимать, что церковная и светская истории существенным образом отличаются друг от друга.

Церковь – это живой организм, и ее Глава – Сам Иисус Христос. Сам факт существования Церкви – настоящее чудо с точки зрения истории, с точки зрения ее самоидентичности на протяжении двух тысяч лет. Церковь требует особого подхода с точки зрения истории и историков. Разве сохранение Священного Писания на протяжении двух тысяч лет не чудо? Безусловно, чудо.

Думаю, что человек, ищущий Бога, ищущий правды и света, приходящий в храм от всего сердца, едва ли запнется о «ступени» человеческого рассудка. Безусловно, когда возникают сомнения такого рода, их нужно преодолевать.

В свое время мне пришлось впервые вступить в храм Божий и, как новоначальному, учиться церковной жизни, церковному Уставу, и я очень благодарен своим учителям, которые сразу наставили меня смирению, ведь без него невозможно познание. Суть смирения в том, что есть вопросы, касающиеся церковной жизни, умствовать в которых излишне: когда ты приходишь чему-то научиться, ты должен воспринять это и научиться ему. Впоследствии, если Господь умудрит тебя благодатью и разумом, можно будет размышлять о тех или иных вопросах.

Вопрос телезрительницы: «Вся наша жизнь – подготовка к смерти, и Господь сказал: в чем застану, в том и сужу. Как подготовить себя к смерти, чтобы в последние минуты жизни, перехода к жизни вечной, не было смертного ужаса, страха смертного?».

– Вся христианская жизнь есть подготовка к смерти. Весь круг повседневных духовных занятий христианина есть подготовка к смерти: и молитва, и участие в таинствах, участие в богослужении, исполнение заповедей Божиих о любви и милосердии к ближнему – все это и есть подготовка к смерти.

Наверное, самое страшное в смерти – это одиночество, потому что этот порог человек пересекает один, все, кто были рядом с ним, остаются позади. Если он не встретил в своей жизни Господа, если не познал Его опытно через молитву, через свою жизнь, труды, скорби и тяготы, которые ему приходится переносить в своей жизни, тогда момент смерти будет моментом ужаса. Если человек сподобился познания Божия, то в этот момент он не один. Когда человек с Господом, то он преодолеет все, в том числе и смерть.

Спаси Господи, батюшка. Вы сказали, что сначала надо все принимать, а лишь затем рассуждать. Где находится порог, когда человек может с рассуждением начать относиться к тому, что предлагает Церковь?

– Этот вопрос, на самом деле, прост и имеет массу аналогий с повседневной жизнью. Например, когда человек приходит учиться на завод, его приставляют к мастеру. Нелепо и глупо, если ученик вдруг начнет говорить мастеру, что, с его точки зрения, тот делает неправильно или неправильно работает его станок. Мы понимаем, какова будет реакция мастера. Когда человек приходит учиться, он учится и задает вопросы, касающиеся его собственного образования. В Церкви то же самое.

До тех пор, пока человек не стяжает некий духовный слух, пускаться в рассуждения богословского характера крайне опасно – можно легко уклониться и впасть в ересь. Более того, богословия удостаиваются не все верующие люди, но лишь те, кто избраны Господом, кто, помимо философской и богословской подготовки, очистил свою душу от страстей, чтобы узреть Лик Божий. Только этим людям благословляется рассуждать о различных вопросах, в том числе и о вопросах Предания. Для остальных людей безопаснее воспринимать церковную традицию. Именно таким образом учили меня, и, я думаю, это правильно и так должно быть.

Здесь другая сложность: порой люди приходят в храм не учиться, но продемонстрировать свою осведомленность в разных вопросах, в том числе и церковных. Это ситуация, когда наполненный бокал уже невозможно чем-то дополнить: человек считает, что он уже знает все. Возникает такая особенность – имеющий духовный слух сразу же слышит фальшь, несмотря на всю осведомленность такого человека. Слова таких людей, чаще всего зараженных тщеславием, как скрежет, который очень тяжело слушать.

Вопрос церковного Предания – это вопрос доверия Церкви, вопрос послушания. Церковь учит, что надо воспринимать события Успения таким образом.

Расскажите, пожалуйста, о собственно духовном смысле этого события.

– В начале нашей беседы мы говорили о самом факте Успения Матери Божией. Продолжая этот рассказ, я хочу коснуться главного смысла этого праздника. На следующий день после того, как ученики обнаружили лишь погребальные пелены в усыпальнице, во время совершения Евхаристии Матерь Божия явилась ученикам и сообщила им, что, несмотря на то, что Она покинула этот мир, Она будет Ходатаицей и Предстательницей за род человеческий.

Это явление Матери Божией настолько вдохновило апостолов, что, вознося хлеб для святой Евхаристии, они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Эта фраза стала ключевой в чине панагии, который совершается в монастырях, – возношение хлеба в честь Матери Божией. Смысл в том, что Матерь Божия после Своего успения является Молитвенницей и Заступницей рода человеческого в степени, значительно превосходящей молитвенное предстательство святых.

Я бы хотел привести одну притчу неизвестного автора. Это, безусловно, вымысел, но она выражает степень заступничества и ходатайства Матери Божией перед Господом нашим Иисусом Христом.

Некогда апостол Петр, придя к Спасителю, задал Ему вопрос:
– Господи, Ты вручил мне ключи от рая, и всякий раз, когда открываю врата, чтобы впустить праведников, я вижу их в лицо. Но проходят века, и я встречаю людей, которых я не впускал в Царствие Небесное.

Тогда Господь молча берет Петра, и они отправляются к краю райских обителей, выходят на некую поляну, под обрывом которой виднеется Земля. Они прячутся и ждут некоторое время, пока не видят, как Матерь Божия выходит на поляну, подходит к этому краю и, слыша молитвы людей, обращенных к Ней, тихонько сбрасывает лестницу, и люди, поднявшись по ней, быстро исчезают среди райских деревьев.

Видя происходящее, апостол Петр находится в недоумении, и Господь, касаясь его руки, говорит:
– Пойдем, Петр, потому что нам с тобой здесь делать нечего».

Притча, конечно, вымысел, но то, о чем она говорит, – это абсолютная правда. Матерь Божия не то что превосходит милосердие Бога, но Она, как никто другой, исполняет данную нам Господом заповедь любить друг друга. И Господь допускает такое ходатайство Матери Божией перед Престолом Всевышнего – Матерь Божия есть Молитвенница и Заступница человеческого рода вопреки всему. Она не оставила и не оставляет этот мир и будет молиться во все века за всех, кто прибегает к Ней. Она не оставила нас сиротами. В этом, на мой взгляд, смысл праздника Успения Божией Матери.

Апостол Павел пишет: «Един Бог, един и ходатай между Богом и человеками, … Христос Иисус». Как в связи с этим понять роль Матери Божией?

– Рассказывая притчу, я упомянул, что наша молитва, молитва праведников и Матери Божией к Господу, с точки зрения здравого смысла, непонятна, ведь Бог Всеведущ, Он знает все нужды рода людского и как уврачевать раны, нанесенные злом и в душе отдельного человека, и целых народов. И, тем не менее, молитва существует, и Господь слышит ее, внемлет ей и совершает по молитвам праведников, в том числе Матери Божией.

Почему это происходит? Господь заповедал нам любить, и любовь не всегда укладывается в рамки здравого смысла. Любовь, явленная в молитве и предстательстве за род людской, и будет ответом, почему Господь внемлет молитвам Матери Божией и молитвам праведников: они исполняют заповедь любви. Господь так учредил и внемлет этим молитвам вопреки здравому смыслу и богословию, который утверждает, что Он Всеведущ. Господу приятно и радостно, что святые молятся за людей и что Матерь Божия ходатайствует за них. С другой стороны, это ни в коем случае не заменяет Христа, Его спасительного действия, которое было совершено и совершается по сей день. С моей точки зрения, это так.

Расскажите, пожалуйста, об участии Пресвятой Богородицы в Вашей жизни?

– Для меня Матерь Божия есть Та, о чем я говорил. В нашей жизни бывают неоднозначные ситуации, когда мы должны делать выбор, и он не всегда бывает правильным, и это тема для Исповеди и покаяния. Бывает, человек оступается, падает, принимая неправильное решение. Но важно знать и помнить, что какие бы сложности ни возникали на твоем пути, как бы ты ни ошибался, есть Ходатаица и Заступница, обращаясь к Которой, ты уверен, что Она услышит, поймет и поможет в трудную минуту.

Лично для меня Матерь Божия – Помощница, Ходатаица: вопреки всем обстоятельствам жизни, вопреки твоим личным ошибкам, Она всегда услышит, всегда поймет. Зная это, человек обладает опорой в жизни, которая помогает ему преодолевать трудности.

Возвращаясь к событиям Успения, еще один вопрос: Господь Иисус Христос воскресает, и на Его примере мы видим обновленную человеческую природу. В явлениях Пресвятой Богородицы, о которых мы знаем от святых (например, преподобного Серафима Саровского), это всегда сияющая Дева, как будто уже воскресшая. Можно ли считать, что Богородица уже воскресла, как все будут воскрешены во Второе Пришествие Господне?

– Это сложный вопрос, относящийся к области частного богословского мнения. Здесь могут быть разночтения, поскольку одни святые отцы говорят так, другие иначе. Предполагаю, что речь идет об обновленной человеческой природе, которая будет после Второго Пришествия, Страшного Суда и полного обновления земли, когда душа человека соединится с обновленным телом. Предполагаю, что в вопросах, касающихся Матери Божией, это уже состоявшийся факт, как и факт, связанный с Воскресением Господа Иисуса Христа. По Воскресении Он явил нам наше будущее, то, к чему мы призваны, какими мы должны стать. В отношении Матери Божией предполагаю, что это уже совершившийся факт.

Большое спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Прошу Вас на прощание сказать напутственные слова и благословить телезрителей.

– Праздник Успения Пресвятой Богородицы напоминает всем нам, что каждому предстоит пройти через врата этого мира. Это испытание, уготованное Господом для каждого человека. Матерь Божия являет нам образ смерти праведника, образ мирной кончины, о которой мы просим Господа при совершении всякой Божественной литургии. Ее путь смирения, служения Своему Сыну и потом всей Церкви завершается этим мирным Успением.

Я бы хотел пожелать всем нам, чтобы мы в нашей жизни хотя бы в некоторой степени подражали трудам Матери Божией и в связи с этим имели надежду на мирную кончину, которая более похожа не на смерть, но успение. Да благословит всех вас Господь.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс