Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (881) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Наши подвижники всегда молились

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Наши подвижники всегда молились

№32 (881) / 23 августа ‘16

Архипастырь

Сегодня мы принимаем родоначальника этой программы и всего телеканала «Союз» – митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главу Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянного члена Священного Синода, кандидата богословия, председателя Макарьевского фонда. Вы посещали Екатеринбург в дни памяти Царственных Страстотерпцев, а этот Ваш визит практически совпадает с днем рождения Царевича Алексия. 12 августа исполнилось 112 лет со дня его рождения. Если позволите, начнем с царской темы.

В Храме-на-Крови хранится икона Божией Матери «Троеручица», которая вместе с Царской Семьей была в подвале Ипатьевского дома. Наверное, это не единственный образ Пресвятой Богородицы, который Царственные мученики взяли с собой, но до нас дошел именно он. Я все время думала, почему… Моя версия ответа такая. История этой иконы связана с оправданием невинно оклеветанного человека – преподобного Иоанна Дамаскина. Матерь Божия явно показала: он невиновен, исцелила его телесные и душевные раны, спасла и его, и многих через него. Наверное, поэтому и «Троеручица» – ведь трудно найти в российской истории людей более оклеветанных, чем Царственные Страстотерпцы, причем клевету они терпели от людей всех рангов, вероисповеданий и убеждений.

И я предлагаю поговорить о клевете – еще более точным мне кажется слово «напраслина»: оно очень четко показывает, что на человека наговорили, сказали то, чего нет на самом деле… Первый вопрос: почему в наши дни клевета получает такую силу? Я не имею в виду, что технических средств ее распространения стало больше, и поэтому охват аудитории так велик. Какие людские качества, какие страсти служат для этого опорой?

– Мы видим, что люди сейчас не совсем правильно воспитаны духовно. Духовное воспитание имеет очень большое значение для жизни человека на этой земле. Человек почему-то больше всего направлен к тому, чтобы проповедовать свою правду здесь, на земле. Он видит себя праведником, а не так, как учит Священное Писание, – грешником. У каждого из нас испорченная природа, и ее надо исправлять. Господь Иисус Христос пришел на землю как раз исправлять нашу испорченную природу Своей благодатью. К сожалению, Сам Спаситель был оклеветан в том, в чем не был виноват. Почему? Потому что люди завидовали, гордились и не хотели признавать Его добродетели, признавать высоту Его духовности.

У каждого человека есть своя мнимая праведность: я лучше, чем кто-то другой. Поэтому если другой в чем-то лучше, мне это не нравится, надо его очернить, чтобы я остался таким праведным, каким себя считаю. Такой самообман в душе человека есть в современном обществе. Люди не терпят ничего, что было бы выше у другого, чем у них, поэтому они начинают кампанию против такого человека.

В данном случае, как вы уже сказали, мы имеем в виду и Святого Страстотерпца Николая, на которого вылили огромное количество клеветы. Когда сейчас мы изучаем его документы, то удивляемся: его обвиняли в том, чего у него даже в мыслях не было. Когда увидели, что не за что зацепиться, решили с ним покончить, убить его.

Такое состояние души у человека или общества: если человек не видит желаемого результата (очернил – и хочет большего, этого недостает), он идет еще дальше и не останавливается, пока не достигнет такого ожесточения, что доходит до помрачения ума и тяжких преступлений. Все ради того, чтобы выполнить внутреннее пожелание очернить человека. Вот и Спасителя обвиняли во многом.

Мы в храмах Божиих читаем Евангелие, где говорится, что Христос Спаситель исцелил двух слепых людей и одного бесноватого немого. Господь исцелил слепых, они возрадовались, благодарили, говорили об этом всем (хотя Спаситель запретил говорить). Немой тоже заговорил, потому что бес был изгнан из него. Весь народ ликовал от радости и говорил, что такого в жизни никогда не было, чтобы пришел на землю такой пророк и совершил такое большое чудо. А что сделали книжники и фарисеи? Сказали, что Он исцелил силой бесов, Он – бесноватый. Вот что значит зависть, клевета. Они показали свое лицо. Простые, обычные люди сказали, что Христос – великий святой, пророк. А те, кто был наполнен завистью, недовольством, ропотом, гордостью, сказали, что Он бесноватый. И сразу вопрос решен – только чтобы не оправдать, не отыскать правду об этом Человеке.

Тот, кто имеет зависть в своей душе, никак не может признать правоту другого, его святость и порядочность. Можно сказать, что в данном случае мы видим духовную слепоту. Господь исцелил слепых от слепоты телесной, но одновременно с телесной исцелил и слепоту духовную, потому что они признали в Нем Сына Божия. А вот люди, которые были слепыми духовно, такими и остались и еще больше ожесточились. Конечно, страшно когда человек слеп духовно. Телесная слепота – это полбеды. Жить на земле, конечно, неудобно, но если человек живет благочестиво и богоугодно, то Господь его принимает в Царство Божие, потому что он меньше грешит. А вот если человек слеп духовно, это очень тяжелая болезнь. Он совершает страшные, тяжелые преступления на этой земле и погибает и здесь, и там.

Какие есть пути к прозрению? Клевета не остается безнаказанной – это, наверное, могут наблюдать многие из нас. Стоит посмотреть, как складывается судьба людей, которые, казалось бы, победили в своем злословии: потом в их жизни начинают происходить такие события, что ты можешь совершенно четко соотнести их с деянием, которое они совершили раньше. Но если человек осознал за собой грех клеветы, что ему делать?

– В первую очередь, надо каяться, а каяться – значит исправляться. Нужно стремиться не видеть в ближнем своем врага, не видеть зло, какие-то грехи, слабости, немощи. Святые отцы учат нас, что мы должны видеть в самих себе свои недостатки, падения, грехи. И когда мы видим себя, то, конечно, меньше будем видеть у ближнего, не будем злобствовать, гневаться, раздражаться на какие-то дела ближних наших. Видите, как Господь учит нас. В Евангелии очень хорошо написано: не осуждай ближнего своего, вынь бревно из твоего глаза и не замечай сучка в глазе брата твоего.

А ведь всегда кажется наоборот – бревно-то там, а у нас ерунда...

– Да. А когда нет духовной работы над собой, то получается тяжелая болезнь, которая очерняет человека, не виноватого в том, в чем его обвиняют. Это большая проблема. Очень тяжело видеть, что некоторые люди верят в клеветнические слова, воспринимают их за истину, повторяют, развивают свои домыслы… То есть человек имеет еще и греховное воображение, так что начинает преумножать зло, которое клеветник сказал на человека. Это еще больше «украшает» клевету до такой степени, что люди в таком не совсем здоровом состоянии распространяют клеветнические свидетельства о человеке. Это болезнь нашего времени и общества. Она была всегда, но мы видим, что она прогрессирует.

Мы помним слова Царя Страстотерпца Николая. Когда он был лишен возможности управлять государством, то сказал: «Вокруг измена, трусость и обман». Он дал очень хорошую характеристику людей того времени, но, к сожалению, эти немощи, слабости человеческие сохранились. Нам надо было бы прислушаться к голосу Императора Николая II, чтобы искоренить из наших сердец эти слабости, бывшие тогда и не исчезнувшие сейчас.

Если человек был источником клеветы или стал ее распространителем (осознанно или невольно, по доверчивости, сначала приняв все за чистую монету, а потом разобравшись), а потом захотел покаяться, какими должны быть его практические шаги?

– Во-первых, прийти на Исповедь и раскаяться в своих делах, осознать, что он неправильно поступил, послушавшись клеветников и распространителей клеветы. Как говорят святые отцы, нужно сделать противоположное совершенному греху: если вы распространяли зло, распространите добро, этим можно искупить совершенный грех.

Надо больше видеть себя, свои недостатки. Если человек попал в такую беду, стал, может быть, невольным клеветником, то чтобы не попасть больше в такую ситуацию, он должен постараться взять себе за правило больше никого из ближних не обвинять в греховных делах, а видеть только себя. Когда мы будем видеть себя, осуждать себя, укорять себя, это как раз будет то повеление, учение святых отцов, которое дает очень хорошие уроки для исправления нашей души, находящейся в тяжелых страстях и грехах.

Как сказано у старца Паисия Святогорца, открыть «фабрику добрых помыслов» – перетолковывать все по-доброму.

– Конечно. Очень важно вот что. Есть у нас слабость. Человек что-то слышит и сразу начинает это развивать. А если бы он начал оправдывать другого («он сделал это, потому что не знал, не понимал»), а не развивать это падение, не осуждать ближнего… Даже если ближний в чем-то неправильно поступил, его нужно оправдывать. Тогда и на душе становится легче, нет злости, ненависти, недовольства, озлобленности, ожесточения сердца и так далее. Надо всегда иметь такой принцип, знать, что человек – существо падшее и нуждается в исцелении. Если мы не поможем ему исцелиться, то он таким и останется.

Есть и другая ситуация. Человеку говоришь, как нужно исцеляться, делаешь замечание, чтобы он не делал того или иного, а он в ответ ожесточается, не принимает этих наставлений – наставления он принимает как укор, унижение своего достоинства. Вместо того чтобы исправиться, он начинает думать, как бы отомстить, досадить, показать, что другой не прав.

«Несмь якоже прочии человецы…»

– Да, и это тоже наша современная беда. Если бы человек принимал это как урок («да, я виноват, хорошо, что вы подсказали, я буду стараться меняться, быть другим»), это было бы хорошо. То есть человек помогает. Особенно священнослужители, архиереи в своих проповедях говорят об этих немощах современного человека. В проповедях мы говорим, как нужно жить, как правильно поступать, но человек воспринимает это как укор и уходит с недовольством, ропотом, даже с обидой и начинает думать, как показать другому, что тот тоже нехороший.

Апостол Павел делится с Тимофеем собственным опытом: «Все желающие благочестно жити о Христе гонимы будут». Это в какой-то мере, конечно, утешительно; глядя на пример Спасителя, апостола Павла, Царственных Страстотерпцев, можно утешиться. Но со временем. А когда это только на тебя обрушивается, когда только узнаешь, что о тебе говорят мерзопакостные небылицы, это как обухом по голове: невозможно не смутиться. Как сохранить мир в душе?

– Конечно, смущение бывает, но нужно взять себя в руки, контролировать себя. И потом – вся борьба в наших мыслях, в нашем сердце. Там происходит все изменение. А если человек вспомнит слова Спасителя (блаженны те, кто терпит неправду, – «блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»), то поймет, что несправедливые клевета и обвинения, не совсем уместный укор, обвинения в том, в чем он не виноват, – благо для него. Апостол Павел и Евангелие всегда говорят, что блажен тот, кто терпит эту неправду – ему надо радоваться, а не печалиться.

Это не очень получается...

– К этому надо стремиться. Смотрите, мученики радовались, что их били, унижали, оскорбляли, терзали тело, мучили. Почему? Потому что они смогли пострадать за Христа. Клевета тоже в какой-то степени страдание за Христа, за правду Христову, потому что Господь Сам терпел клевету, а мы как дети и ученики Божии тоже должны следовать по этому пути. Найти в себе такую силу, чтобы радоваться и говорить: слава Тебе, Господи, что даешь мне возможность потерпеть неправду. Хуже, когда меня будут справедливо обвинять в каких-то страшных грехах, а если этого нет, то слава Богу. Ведь для Царства Божия это хорошо, с этой точки зрения такое радостно.

С другой стороны, думаешь и о тех, кто совершил грех клеветы. Тоже хочется, чтобы Господь их вразумил, привел в чувство покаяния, осознания своей греховности, чтобы и они спасались, а не погибали. Потерпишь немного – и хотелось бы, чтобы пришло время для человека раскаяться, осознать и получить Божие прощение и благоволение. Получается так, что один спасается и другой спасается, только в разные времена. Может быть, так и есть. Ведь наши подвижники всегда молились.

Царь Николай не говорил, что всех клеветников надо уничтожить. Он говорил: я всех простил, не делайте ничего, не мстите им – я всех простил. Это и есть показатель силы и мощи его христианской жизни, настоящего христианского духа. Он нашел в себе силы сказать, что всех простил, что молится за всех. Он до сих пор молится, чтобы мы пришли в сознание истины, добра, избавились от клеветнических устремлений своего сердца.

То есть надо начать молиться за тех людей, от которых мы терпим напраслину?

– Конечно, тогда легче ее переносить. Когда молишься за себя, чтобы Господь укрепил, дал радость в терпении этих обид, в то же время и молишься, чтобы Он не погубил клеветников. Их жалко: я вот буду вечно радоваться, а они из-за меня будут страдать. Хочется, чтобы они тоже спаслись. Если случилась беда, что человек впал в такую немощь, дай Бог, чтобы он восстал и все было бы хорошо.

А надо ли оправдываться, объясняться, доказывать свою невиновность?

– Если мы понимаем, что человек оклеветан, зачем оправдываться, если Господь и так знает лучше, чем кто-либо? Он знает, и за это я получаю радость от Бога. Единственное, мы должны молиться, чтобы Господь посетил их. Можно оправдаться, а что толку? Нам нужен хороший результат.

Не тут, а там?

– И там, и здесь. А результат в том, чтобы человек осознал свой грех, свою неправоту. Мне кажется, что молитва за этих людей будет более действенна, чем если человек будет оправдываться перед другими.

То есть не нужно вообще никак никому что-то пояснять? А если спросят: правда, что ты...

– Ну, если так спросят, конечно, можно сказать правду. И больше ничего.

Одна из опор клеветы – людская доверчивость. Мы уже выяснили, что другие опоры – гордость, зависть, несерьезное отношение к словам, желание поскорее рассказать всем «что выяснилось». Доверчивость – это качество хорошее или не очень? «Доверяй, но проверяй», – или совсем не слушай злых слухов?

– Видите, надо было бы в нас воспитывать умение не осуждать ближнего своего. Когда мы слышим, что один человек говорит о другом что-то плохое, мы должны остановить его, сказав: не надо, посмотри на себя. И все.

И после этого он обидится.

– Обидится – ну что ж... Как сказал Господь, когда обвиняли одну блудницу: «Первый, кто безгрешен, брось в нее камень». И все ушли. Слава Богу, эти люди были с совестью, ушли, обличенные ею. К сожалению, есть люди, не осознающие себя грешниками, они не могут быть такими, какими были те во времена Христовы. Но все равно нам нужно расти хотя бы к этому, чтобы не осуждать ближнего, но посмотреть на себя, увидеть себя и не распространять зло, которое твой ближний хочет тебе рассказать.

К сожалению, сейчас у нас есть такая тенденция – людям нравится услышать о ком-то, что он такой-сякой. А чтобы поговорить между собой о добре, о добрых делах, поступках, людях, раскрыть добрые дела своих ближних (есть же много хорошего в людях, не все плохое)… Мы ищем в человеке самое гнусное, ужасное, скверное, еще это преувеличиваем, разукрашиваем и отдаем «готовую продукцию» ближнему. Тот берет и дальше так же делает. Это неправильная духовная жизнь. Мы не должны этого делать.

Мы должны видеть в человеке только доброе, хорошее. Так учит нас Святое Евангелие и святые отцы – видеть в человеке только хорошее и говорить о нем только хорошее. Когда мы будем так делать, у нас, конечно, будет меньше преступлений, злобы, ожесточения и так далее. А мы слышим только одно зло, и у нас появляются подозрения, что нет хороших людей, все плохие. Даже самые, казалось бы, хорошие – плохие. Не на кого опереться. Это какое-то бесовское наваждение современного общества. Идут на поводу дьявола, который старается очернить всех людей, чтобы ни в ком не было уверенности, чтобы все были плохие, не с кого было взять пример.

Но даже в таких случаях мы имеем много примеров святых отцов, наших отцов и матерей. Они многому могут нас научить, подсказать, как правильно жить. Опять-таки, то, о чем мы сейчас говорим, и есть опыт отцов, которые учили: не говорите зло о ближнем своем, говорите только добро. Тогда наше общество, конечно, поменяется, станет благочестивым, добродетельным, станет легче жить. А когда у нас один только негатив, мы сами себе делаем плохо, загоняем себя в тупик злобы, недовольства и ропота, осуждения, так что даже не знаем, что дальше делать. Куда ни пойдешь, все плохо.

Когда ты сам становишься мишенью негатива, это одно, но когда кто-то из близких, о которых ты знаешь только хорошее, любишь и уважаешь их… Защитить невиновного – это нормальное христианское желание, или надо быть осторожнее с праведным гневом?

– Есть у нас такое правило духовной жизни: если тебя бьют или на тебя клевещут, ты должен терпеть. А если брату твоему это делают, ты должен защитить его. Защитить человека или оправдать его. Это правило христианской жизни – мы должны помочь ближнему своему.

В апостольском чтении читаем: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, не себе угождать, а ближнему. Как раз к этому и призывание – чтобы мы заботились о ближнем. Если его бьют или оскорбляют, мы должны его защитить.

В завершение программы прошу Вашего наставления на Успенский пост.

– Это важный для нас пост. К сожалению, некоторые люди считают, что этот пост маловажный, не постятся – отпуск, хочется немного отдохнуть, развлечься, «расслабиться», как сейчас говорят. Но расслабляться опасно: когда чуть лишь даешь себе послабление в духовной жизни, как страсти сразу же кипят, бурлят, становятся, как дикие звери, которые терзают нас, вводят в разные грехи, греховные падения. Поэтому можно и поститься, и отдохнуть, но отдыхать надо так, чтобы не расслаблялись наши страсти, чтобы не дать им повода влиять на нас.

Этот пост довольно строгий. По строгости он равен Великому, но сейчас лето, фрукты, овощи, ягоды, так что даже не заметишь, как он пройдет. Конечно, если мы постараемся его соблюсти, то приобретем еще большее благоволение Божией Матери и еще большее благословение Ее, и конечно, Она всегда будет нас любить и помогать нам. Когда Она видит, что мы, Ее дети, стараемся что-то сделать для Нее как для нашей Матери. Вот мы делаем: воздерживаемся от мясной и молочной пищи, от греха, от всякого зла, больше думаем о спасении, о Царствии Божием, о том, чтобы исправить свою душу. Надеемся, что этим постом грехи, которые мы сегодня обсуждали, может быть, с Божией помощью, если мы осознаем их в себе, сможем искоренить. Постом и молитвой.

На наших собраниях священнослужителей мы говорили, что поскольку у нас есть некоторые искушения, испытания, то надо этот пост соблюдать более строго, чтобы Божия Матерь видела наши старания и тоже помогала нам, чтобы воцарился мир, согласие, любовь между всеми нашими прихожанами – не только собора, но и всех приходов нашей епархии, чтобы была единая благочестивая православная семья в Узбекистане, в Ташкентской епархии.

Пусть будет так, дай Бог!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс