Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (872) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Типы тревожности у детей

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Типы тревожности у детей

№23 (872) / 21 июня ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №22 (871)

Юлия Александровна, в предыдущей программе мы говорили о тревожных детях. Нам поступили звонки от родителей, которые встречаются с противоречивыми ситуациями, когда, например, один ребенок активен и по каким-то признакам тревожный, а другой – полная противоположность первому, но психологи считают, что у него есть признаки тревожности. Как получается, что дети абсолютно разные, но оба тревожные?

– Действительно, очень часто по рекомендации классных руководителей родители идут к психологу, чтобы прояснить какие-то особенности поведения ребенка. Тревожность – одна из особенностей поведения, которая может быть выражена в разной форме. И активный Вася, и медлительная Лена могут быть тревожными детьми.

В научной классификации выделяется как минимум четыре типа тревожных детей, перечислю их. Это дети-невротики, у которых есть еще и психосоматическое подтверждение их тревожности. Например, это могут быть энурез (ночное недержание мочи), нервные тики (подергивание глаза или других частей тела), либо какое-то неврозоподобное состояние, с точки зрения невропатолога. Вторая категория тревожных детей – это расторможенные, активные дети. Третья категория – дети застенчивые. И четвертая категория – это замкнутые дети.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих типах, что они из себя представляют?

– Самый сложный для психолога тип – это ребенок-невротик: у него не простая клиническая картина. Скорее всего, без медикаментозного подкрепления не обойтись, и в таких случаях лучше всего обратиться к детскому невропатологу, который четко поставит диагноз и даст назначения. Если вы видите, что дома ребенок напряжен, волнуется и не знает, куда это волнение направить, то можно использовать простую игру – бить подушку. Это необязательно делать так, чтобы видели все, ребенок может сделать это в своей комнате, но тем не менее снять волнение и напряжение можно и таким путем. Такие дети, к сожалению, очень неохотно воспринимают родительскую ласку, и остановить, успокоить их поглаживаниями и поцелуями порой бывает сложно. Но даже если ребенок отмахивается от родителей, эту форму все-таки не надо исключать.

Если говорить о расторможенном ребенке – сразу хочу отличить его от гиперактивного, это немного другая классификация и особенность поведения: за своей активностью он как раз прячет тревожность – он вроде бы и активен и деятелен, но все это только чтобы не заметили его тревожность. Он может быть даже несколько агрессивен в отношении окружающих, но это – тоже чтобы не заметили его тревожность. В его рисунках можно увидеть много черного, несмотря на то, что он активный и смелый, он использует штриховку, рисует много драк, нападений, где кто-то кого-то обижает, и это признак того, что внутри ребенка присутствует определенная тревожность. Как с ней быть? Рисуйте с ним разные ситуации, которые ребенок преподносил бы как волнующие его, анализируйте и рассказывайте, почему эта ситуация вдруг для него волнующая или несправедливая. Находите оптимистичные ответы, чтобы ребенок смотрел на эти ситуации более спокойно, больше доверял другим и полагался на других, не считал, что все зависит только он него и, если он сейчас не даст отпор, то будет как-то плохо и т.д.

Третья группа детей – это застенчивые дети. Очень часто родители (особенно девочек), смотрят на застенчивость как на скромность и говорят, что у них скромная девочка. На самом деле за такой скромностью может лежать очень большая психологическая проблема тревожности ребенка. Чаще этим страдают девочки, и в начальной школе они очень удобны для педагога: не срывают уроки (в отличие от расторможенных детей) и достаточно послушны. Но родители замечают, что ребенок, будучи скромным, учится плохо или даже крайне плохо. Оценки могут быть нестабильны: пятерки и двойки. Вопрос, почему ребенок так нестабильно учится, решаемый в сотрудничестве с педагогом, должен исключить такую причину, как тревожность. Если все-таки это тревожность, то нужно помочь ребенку чувствовать себя более комфортно в классе, не бояться действовать смелее, поощрять его за смелость: такому ребенку очень не хватает поддержки, которая давала бы ему более решительное поведение.

И последняя категория – замкнутые дети, которые чаще всего находятся наедине с собой, могут даже глаз не поднимать на окружающих. Сидя в классе, они могут заниматься чем-то своим, чаще всего что-то черкать на бумаге, могут даже исчеркать прямыми линиями лист в тетради. Они могут что-то мять, делать какие-то поделки из бумаги – их специфические изобретения, которые потом не жалко выбросить. Чаще всего такой ребенок в классе является кем-то вроде изгоя: дети замечают, что он ни с кем не дружит, и он может очень плохо учиться. Таких деток часто отправляют в классы коррекции: они не справляются с программой, не реагируют, не выполняют то, что от них требуется, и причиной этого может быть высокий уровень тревожности. Обнаружив причину тревожности у ребенка, мы можем помочь ему учиться гораздо лучше.

Каковы пути решения этих проблем? Для каждого типа они свои?

– Да, для каждого типа – свои. Уважаемые родители, наблюдайте за своим ребенком, пытайтесь понять, почему он чувствует или ведет себя определенным образом. Не списывайте плохую оценку только на то, что он не понял какой-то урок. Подойдите чуть глубже: может быть, это связано с ним как личностью, с какими-то уже формирующимися чертами его характера. Если вы сами не можете ответить на эти вопросы, то обращайтесь к специалистам, которые своевременно помогут найти нужный путь решения причин тревожности. Ведь тревожность в детском возрасте дальше перерастает в очень серьезные проблемы взрослого человека.

Поняв, что ваш ребенок тревожный, нужно снизить категорию требований и санкций, чтобы требования переросли в просьбы, может быть, с большей поддержкой. Возможно, вы будете делать какие-то сложные для ребенка уроки или процедуры совместно или по очереди. Может быть, будете все время делать это сообща, и это создаст у ребенка ощущение принятия, доверия, компании, дружбы и т.д. Научите ребенка дружить, будьте для ребенка человеком, который верит в него. Очень трудно расти тревожному ребенку, когда «все против» – педагог, класс и родители. Не найдя понимания и принятия, такие дети перерастают в категорию с суицидальными мыслями и наклонностями. Чтобы не допустить такого состояния и отношения к самому себе, мы должны хвалить ребенка, наблюдать за ним, оказывать ему необходимую помощь и поддержку, всегда находиться рядом, наблюдать за его состоянием, и я думаю, что такое внимание родителей приведет ребенка к мысли, что с ним все в порядке.

Вы упомянули, что тревожность может перерасти в личностные тревоги, то есть само это состояние не пройдет?

– Само вряд ли пройдет. Единственное, могу сказать, что психика – это свойство мозга, которое позволяет человеку по-разному подходить к своей жизни, и она настроена на то, чтобы человеку действительно было хорошо. Может так случиться в жизни, что для решения этой психологической проблемы вскоре создастся благоприятная почва и условия для ее решения. И человек разрешит эту проблему благодаря жизненным обстоятельствам. Но, наверное, было бы гораздо лучше, если бы он решил ее раньше и пошел в жизнь, выбирая тот путь, который ему нравится, а не тот, который решает его проблему.

То есть если человек в детстве с помощью родителей или специалистов решит проблемы, связанные с тревожностью, то его дальнейшая жизнь будет складываться несколько иначе?

– Обязательно! Она будет более разнообразной, человек будет иметь контекст выбора, то есть не одного пути, который позволяет себя преодолеть: «Я выберу только то, что меня не тревожит», а такого, когда «я выбираю то, что мне нравится». (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс