Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (872) → Главный дирижер Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков: Показать красоту русского духовного песнопения

Главный дирижер Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков: Показать красоту русского духовного песнопения

№23 (872) / 21 июня ‘16

Канон

Продолжение. Начало в №22 (871)

Партесное пение, пришедшее к нам с Запада в XVIII в., строилось в основном на традициях итальянской и немецкой музыкальных школ. В начале XIX в. многие авторы – Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский, Алексей Львов – были продолжателями западной школы духовной музыки. Но в церковной среде возникало понимание, что русское пение должно быть самобытным. Первым в поисках гармонизации на русские песнопения знаменного, киевского и греческого распевов был протоиерей Петр Турчанинов. Сегодня в Церкви широко исполняются его задостойники и догматики, основанные на древних распевах. Я бы сказал, что немалую роль в идеологии возвращения к истокам национальной музыки сыграл Петр Ильич Чайковский, который творчески общался с Синодальным хором. Его концепция развития русской музыки в целом и хоровой духовной музыки в частности ориентировалась на то, чтобы в Церкви внедрялось пение, основанное на исконных древних распевах.

Это развитие продолжалось в основном в стенах училища при Синодальном хоре. Была выращена целая плеяда мастеров, таких, как Кастальский, Чесноков, Данилин. Многие признают венцом московской школы духовной музыки творчество Сергея Васильевича Рахманинова, который, будучи известным светским композитором, большую часть своего творчества уделял русской духовной музыке и сотрудничал с Московским Синодальным хором, исполнявшим его «Всенощную» и «Литургию». Многие свои опыты в духовной музыке Сергей Васильевич сопоставлял с творчеством Московского Синодального хора.

«Всенощное бдение» Рахманинова по праву признано вершиной духовной и вокальной музыки. Это произведение, как Вы уже сказали, было написано специально для Московского Синодального хора. Если посмотреть на партитуру Сергея Васильевича, понимаешь, насколько слаженным и ангелоподобным звучанием обладал тот хор. Каковы, на Ваш взгляд, критерии идеального звучания хора? Удалось ли Вашему коллективу его достичь?

– Мы к этому стремимся. А удалось ли достичь? Я не уверен; как вы сказали, партитура «Всенощной» Рахманинова написана как будто для ангельских голосов, а не человеческих, но, тем не менее, стремиться к этому возможно. Главный критерий – это легкий, прозрачный ансамблевый звук: церковное пение не должно быть громогласным, хотя иногда приходится использовать форте там, где это необходимо. Но все-таки духовная музыка – это музыка разговора с Богом, музыка созерцания и сердечного, душевного постижения горнего мира, это молитва и, может быть, отражение на земле ангельских сфер. К этому мы можем только стремиться.

В меру наших сил мы стараемся использовать те приемы, которые в свое время я наблюдал в творчестве Николая Васильевича Матвеева. Это мягкий кантиленный звук, очень точная объемная фразировка, когда не только целое произведение имеет свою форму (начало, кульминация, завершение), но и каждая музыкальная фраза или проведение голоса имеет свою логику и свое построение во времени – начало, развитие, кульминация и завершение. На этих ритмах строится наша человеческая жизнь и судьба всего мира, поэтому они находят свое отражение в духовной музыке.

Ваш коллектив первый (и едва ли не единственный в России) исполнял «Литургию» Чайковского и «Всенощное бдение» Рахманинова в храмах. На Ваш взгляд, эти произведения предусмотрены больше как концертные или для богослужебной практики?

– В свое время в храме, где мы сейчас находимся, хор под управлением Николая Васильевича Матвеева исполнял «Всенощную» Рахманинова Великим постом в одну из суббот, ближайших ко дню рождения композитора (2 апреля), а в день памяти Чайковского исполнял его «Литургию». Это было в 60–70-е годы, когда исполнять в концертах духовную музыку было запрещено. Поэтому ценители духовной музыки могли слышать эти произведения фактически в одном месте – в храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке. Конечно, произведения Чайковского и Рахманинова – это музыка светских композиторов, которые в душе были безусловно людьми глубоко верующими, но в своей повседневной практике не всегда сталкивались именно с богослужебными песнопениями. Их музыка для богослужения требует определенной адаптации в темпах, приспособлении обихода, чтобы он сочетался с этой музыкой. Исполнение во время богослужений имеет определенные сложности, поэтому эта музыка звучит как мемориальное исполнение в память об этих выдающихся русских авторах.

В нашей повседневной клиросной практике мы исполняем произведения авторов более церковного направления, таких, как П.И. Турчанинов, А.А. Архангельский, А. Ф. Львов, П.Г. Чесноков и А.Д. Кастальский, большую часть своего творчества посвятивших музыке для богослужений.

Ваш коллектив активно гастролирует, участвует во многих фестивалях и проектах. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Духовник нашего хора, настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» митрополит Волоколамский Иларион – председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Деятельность Владыки как церковного дипломата связана со множеством зарубежных поездок, где помимо богословского диалога совершаются православные богослужения, имеют место концерты русской духовной музыки. Наш коллектив регулярно участвует в них. Мы несколько раз выступали в Риме, бывали в Германии, во Франции и многих других странах.

Задача этих поездок – показать западной аудитории красоту русского духовного песнопения. Всегда очень интересно, когда люди, которые не понимают русскую речь, приходят на концерты, и русская духовная музыка производит какое-то изменение в их душе. Это видно по их лицам и отзывам, которые часто слышишь после концертов.

В них пробуждается молитвенный настрой?

– Да. Часто видишь, когда люди, не понимающие русскую речь, проникаются нашей культурой: русское церковное искусство – как иконопись, так и музыка – обращено внутрь человека. Когда люди на Западе с этим сталкиваются, они в своей душе, может быть, открывают что-то новое.

Может быть, именно поэтому православная церковная музыка – вокальная, а не инструментальная?

– Совершенно верно, ведь голос – это то, что нам дано от Бога. Благодаря этому дару мы имеем возможность самого близкого, яркого, одушевленного и «воздушного» прославления Творца и исполнения песнопений.(Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-23-04;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-zasluzhennyy-artist-rossii-aleksey-puzakov-chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс