Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (872) → Митрополит Афанасий Лимасольский: «Христиан должен занимать лишь один кризис – Суд Божий»

Митрополит Афанасий Лимасольский: «Христиан должен занимать лишь один кризис – Суд Божий»

№23 (872) / 21 июня ‘16

Архипастырь

С 27 по 29 мая 2016 года в Екатеринбургской епархии прошла международная монашеская конференция «Святоотеческое наследие в свете афонских традиций: духовное руководство», на которой присутствовали архиереи, игумены и игумении, монашествующие из России, Греции, Кипра, Франции, Германии, Украины.

28 мая приехавший в Россию для участия в конференции митрополит Лимасольский Афанасий встретился с духовенством, монашествующими и мирянами епархии. Его беседа была посвящена тому, как важно христианам, особенно в кризисное время, полагаться на Промысл Божий и чувствовать рядом Христа. Затем Владыка ответил на вопросы присутствующих: о предстоящем Всеправославном Соборе, о том, как сохранить духовный настрой в суете будней, о христианском воспитании детей, об отношениях с неверующими.

Слово Митрополита Афанасия

Дорогой Высокопреосвященнейший Владыка, дорогие отцы, братья и сестры, Христос Воскресе!

Мы ощущаем большую радость оттого, что вот уже три дня пребываем с вами, на Святой Русской земле. Мы приехали сюда не для того, чтобы кого-то научить, но чтобы самим поучиться. И мы благодарим Владыку Кирилла за то, что он дал нам благословение побыть на святой земле России, потому что, находясь здесь, мы видим чудные дела Божии и благословение Божие, которое Господь подает народу, живущему в Церкви. Мы видим, что неложно слово Господне о том, что Он пребудет с нами до скончания мира. И везде, где существует Православная Церковь, в ней присутствует Христос, и Он делает это ясным для всех. И для нас с вами великое благословение Божие – принадлежать этой большой единой семье – Православной Церкви.

В нынешнее время много трудностей и проблем; впрочем, немало их было и в иные времена. Много туч на горизонте, и огромное беспокойство в душах людей. В мире происходит много непростых событий, «кризисов», но нас, как христиан, должен занимать лишь один суд – а именно так переводится с греческого языка слово «кризис»: Суд Божий. Всякое общество получает по заслугам в зависимости от той жизни, какую оно ведет. То же самое касается и всякого человека. Но при всех этих трудностях мы слышим один глас – глас Евангельский, глас Владыки Христа, Который говорит: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир (Ин. 16, 33).

Я вам скажу сейчас то, что всегда говорю и на беседах, которые провожу в своей епархии. Это опыт моей жизни. Когда я был монахом на Святой Горе, пребывая в послушании у своего старца, отца Иосифа, я на опыте познал, как диавол борется с монахом. Потом я стал игуменом на Кипре, в большом монастыре, и я увидел, как нападает диавол на игумена. Эта брань уже сильнее, чем с простым монахом, потому что игумен должен думать и о монастыре, и обо всех монахах. Но с Божией помощью и эту брань можно вынести. Затем я стал епископом и увидел, какую войну воздвигает диавол на епископа. Она гораздо сильнее, чем с игуменом, потому что епископ стоит во главе Церкви.

Любое церковное служение требует больших усилий и труда, всегда нужно преодолевать множество препятствий и искушений. Ничего не происходит без искушений, так, как мы хотели бы этого. Диавол воздвигает целую стену перед каждым шагом, который мы хотим предпринять. И наступает такое время, когда мы, как люди, говорим: «Это сделать невозможно!» Но дело Божие всегда возможно совершить. Такова воля Божия – чтобы все дела Божии совершались с большими трудностями и борьбой, для того чтобы было видно, что они совершаются Богом, а не человеческими усилиями и чтобы мы славили Господа. Как епископ, я осознал, что Господь управляет Церковью и всем миром. Я понял значение слов Господа, которые Он сказал в Евангелии: Да будет воля Твоя! (Мф. 26, 42). Это значит, что мы все должны оставлять на волю и Промысл Божий все, что касается Церкви и всего мира. Это то, о чем мы молимся за каждой Божественной литургией. После того, как на ектении мы поминаем Божию Матерь и всех святых, мы говорим: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть самих себя, наших братьев и родных мы должны предать в руки Христа. «Предадим» означает отдадим все, всю тяжесть из своих рук в руки Другого – Христа. Так все наши заботы, страхи, беспокойства, тревоги мы передаем Христу. Для нас это самое великое дело любви и послушания Христу. Это то, о чем сказал Господь: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27).

И Христос говорит не о мире земном, который зависит от внешних событий, но о таком мире, который никто не сможет отнять у наших сердец. На протяжении веков христиане свидетельствовали о том, что мир Христов никто не может отнять у их сердец. Церковь пережила большие гонения и сложности. Даже до недавнего времени здесь, в России, шли большие гонения, направленные против веры во Христа, так что рай наполнился святыми мучениками и преподобными, которые подвизались ради любви ко Христу. И хотя теперь наступило иное время, со своими сложностями, слово Божие пребывает неизменным: Его обещание быть с нами до скончания века остается истинным и верным. Возможно, тяжесть повседневных проблем угнетает нас, но мы должны научиться слагать с себя это бремя и все предавать в руки Христа, иметь Евангельский дух. В Евангелии говорится: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 16–17). Радость и молитва должны быть отличительными чертами наших душ. Нашей главной заботой должно стать достижение единства со Христом (а это происходит через Церковь). Когда мы излишне беспокоимся и переживаем о происходящем вокруг нас, мы наносим оскорбление нашему Небесному Отцу. Это все равно как если бы мы сказали Ему, что мы больше печемся о том, что происходит, чем Он Сам.

Когда у нас в монастыре бывали большие трудности, мы приходили к своему старцу, отцу Иосифу Ватопедскому, и спрашивали его: «Отче, что же теперь будет, когда столько искушений нас окружает? Куда мы идем?» Тогда старец нас успокаивал: «Не бойтесь! Не случится ничего ни больше, ни меньше того, что попустит Бог».

И раз Господь знает, что будет, мы должны хранить душевный мир и говорить: «Да будет воля Твоя».

Старец Паисий давал такие советы монахам: человек, живущий по Богу, должен чувствовать себя, как ребенок в объятиях матери. У матери на руках ребенок ничего не боится, ни о чем не беспокоится, ни о чем не думает, он только радуется теплу материнских объятий и любви. Так и мы должны наслаждаться в душах своих любовью Христа. И еще преподобный Паисий говорил: «Христос для человека – кислород, не делайте из Него угарного газа!» Он говорил это, когда люди якобы во имя Христа начинали беспокоиться и бояться, что же будет завтра. Другой великий святой, живший в Греции, Порфирий Кавсокаливит, все время так наставлял своих учеников: «Думайте только о Христе! Пусть вас не занимает ничто другое, только Он. Христос – это все. Предайте все в Его руки и не бойтесь ничего». Дух Христа в современном человеке – это радость и свобода.

Мы нередко чувствуем беспокойство о своем спасении, о своих детях и семьях, о нашей Родине и даже о Церкви. Это человеческие чувства, и в какой-то степени они естественны. Однако если мы дозволим этим чувствам завладеть нами, то очень скоро они погрузят во тьму всю нашу душу. Многовековой опыт жизни Церкви доказал нам, что сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). Сила ада никогда не одолеет Церковь. И еще Писание говорит, что не было человека, который бы уповал на Бога и постыдился (см.: Ис. 49, 23). Не может быть такого, чтобы человек, призывающий Бога, не получил ответа.

Я закончу свое краткое слово рассказом о том чувстве, которое я переживаю и в своей епархии. Ко мне приходит очень много людей – тысячи. Они исповедуются, мы беседуем с ними на духовные темы. Бывают такие случаи, что люди ничего не могут сделать, – к сожалению, они живут так, в таких условиях и с таким устроением, что их ждет неминуемая гибель. Но, к сожалению или к счастью, мы не можем им об этом сказать, потому что этого нам не дозволяет Христос. Наш разум говорит о том, что их ждет гибель. Но вера говорит, что все возможно Богу. И когда такой человек нас спрашивает: «Что же мне делать? Ведь я ничего не могу с собой поделать!» Мы отвечаем словами Ветхого Завета, которые цитируются и в Деяниях. Хорошо, ты ничего не можешь сделать. Все обстоятельства говорят о том, что ты погибнешь. И это же можно сказать и обо всех современных условиях нашей жизни – и экономических, и национальных, и всемирных. Но что говорит Дух Святой? В последние времена всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21).

Что нам остается? Призывать имя Божие. Какими бы мы ни были, какие бы ни были у нас трудности, в каких бы ситуациях мы ни оказывались, мы должны призывать имя Господне. И если у нас будет вера и смирение, то Господь всегда будет с нами и всегда будет нашим Спасителем и Избавителем.

Я здесь, в России, видел много прекрасных византийских икон Воскресения Христова. Христос, как сильный Муж, берет за руки Адама и Еву и выводит их из ада. Но замечали ли вы одну важную деталь? Он держит прародителей не за ладони, но за запястья. Почему Он так делает? Чтобы показать, что Адам и Ева мертвы и ничего не могут сами сделать для своего спасения. Когда человек просит тебя дать ему руку, ты протягиваешь ему руку, и он берет тебя за ладонь. Но мертвеца ты берешь за запястье, потому что он не может протянуть тебе ладонь и ты поднимаешь его силой. Так Господь хочет показать, что Он может воскресить даже человека, который мертв из-за своего греха. И ничто не может устоять перед силой любви Христовой.

Так и мы, дорогие братья и сестры, должны иметь в сердцах радость Христову, Его любовь и мир. Не будем принимать ничего, что может уничтожить в нас этот мир, радость и любовь, которые Господь вселяет в наши сердца. И давайте научимся этому великому искусству – предавать все в руки Христа.

Я желаю вам, чтобы по молитвам вашего святого Владыки, преподобных отцов и братий монашествующих эта любовь и мир всегда были в ваших сердцах. Аминь.

Ответы на вопросы

На сайте «Pravoslavie.ru» были опубликованы ваши соображения о регламенте предстоящего Всеправославного Собора. Какова дальнейшая судьба этих предложений?

– Благодарю за вопрос. Действительно, уже окончательно решено, что в июне состоится Великий и Святой Собор всей Православной Церкви. Это решение всех Поместных Православных Церквей. Для обсуждения на этом Соборе были составлены несколько текстов, и епископы, участники Собора, были приглашены высказать свое мнение о них. И поскольку я, если Бог изволит, тоже буду присутствовать на Соборе, я посчитал необходимым высказать некоторые свои соображения – смиренно и по-братски. Слава Богу, я могу сказать, что все проблемы, с которыми мы могли бы столкнуться, постепенно разрешаются. Дух Святой направляет Церковь. Христос никогда не оставляет ее. И мы уверены, что Господь поможет Своей Церкви совершить духовные деяния во славу святого имени Его.

На некоторые спорные пункты уже указали представители всех Поместных Церквей, и я уверен, что их можно будет обсудить и исправить. Мы не должны предвосхищать события и делать выводы до самого Собора. Мы не можем называть этот Собор еретическим, злославным, то есть нечестивым, до того, как он завершится. Чтобы суждение о Соборе было суждением людей серьезных, сначала надо собраться на этот Собор, обсудить вопросы, подписать документы, а потом уже можно будет давать какую-то оценку этому Собору. Там будет не 5–10 епископов, а более 400 архиереев. Ни один епископ не хочет предать Православную веру. И вы увидите, я в этом абсолютно уверен, что в конце концов одержат триумф Православная Церковь, Православная вера.

Я уверен, что все будет развиваться совершенно благополучно и из всего брожения, которое сейчас происходит, выйдет большое благо. Получат определение те предметы, которые до сего момента не имели четкого определения, и мы выйдем с Собора исполненными света и радости об истинности нашей Православной веры. Я был одним из тех епископов, которые высказывали беспокойство по поводу текстов, подлежащих обсуждению на Соборе. Но сейчас я могу твердо засвидетельствовать, что уверен: все произойдет согласно всеблагой воле Господа нашего Иисуса Христа.

Владыка, что делать, если послушание не радует? Если оно тяготит, и возникает желание оставить его?

– По святоотеческим правилам, послушание мы получаем из рук Христа. И мы должны смотреть на свое послушание именно как на благословение, а не как на наряд вне очереди. Если бы перед тобой предстал Христос со словами: «Прими и исполняй это послушание», то что бы ты ему ответил? «Прости меня, Христе, но я хочу другое»? Чем труднее послушание, тем большее благословение получает человек. Если мы привыкнем постоянно менять послушания, то в конечном итоге нам ничего не удастся выполнить. Поэтому мы должны подвизаться в том, чтобы выполнять свое послушание даже до смерти, то есть оставаться верными до смерти тому послушанию, которое дала нам наша Церковь. Это и есть настоящая добродетель послушания. Все остальное – это снисхождение и икономия.

Дорогой Владыка Афанасий, благословите! Мы Вас очень любим. Посоветуйте, пожалуйста, со скольких лет ребенка можно обучать молитве.

– До рождения. Когда молится мать, говорил старец Паисий, тогда молится и ребенок в ее чреве. Вы же помните о том, как пророк Иоанн Предтеча, когда еще был во чреве матери, взыграл по действию Святого Духа, ощутив приближение Владыки Христа. Воспитание детей начинается с периода до рождения, с эмбриона. Это говорят святые отцы, и древние, и современные, это также подтверждает и современная психология, которая занимается изучением эмбриона. Поэтому мы можем сказать, что ребенок должен молиться с самого момента зачатия через своих родителей.

Прошу вашего совета, Владыка. Если на работе постоянно сталкиваешься с неверием других людей, с соблазнами, с поручениями, противоречащими вере, не лучше ли поменять место работы? Благодарю.

– Не нужно легко оставлять место, где мы работаем, служим и живем. Один раз приехал на Святую Гору человек с Халкидики, который работал на большом металлургическом предприятии, где добывали стронций (это металл, который находится очень глубоко в земле). Он работал в глубокой шахте вместе с другими людьми много часов, но эти люди были богохульниками и хулили Богородицу. Он приехал на Афон и просил у старца благословения сменить работу, потому что он не мог слышать, как хулят Богородицу. Старец сказал ему: «Очень сложно менять работу. У тебя ведь есть семья. Куда бы ты ни поехал, разве там не будет искушений?» И таким образом не дал ему благословения. Он очень расстроился и во время богослужения пошел к чудотворной иконе Богородицы Виматариссы (Алтарницы), которая находится в монастыре Ватопед, преклонил колена и со слезами молился. Он плакал, молился и говорил Богородице: «Пресвятая Богородице, Я не могу слышать, как Тебя хулят». И он услышал голос Богородицы, Которая ему сказала: «Я уже две тысячи лет слышу, как Меня хулят, и терплю. А ты несколько лет не можешь потерпеть? Иди, молись, и Я буду с тобой». Не надо легко оставлять наши места. Слово «терпение», по-гречески ὑπομονή, происходит от глагола ὑπομένω, что значит «оставаться на определенном месте вне зависимости от сложных обстоятельств, оставаться на своем месте несмотря ни на что».

Благословите, Владыка! Меня интересует вопрос, можно ли верующим людям отмечать светские праздники: Новый год, день рождения? Спасибо большое.

– Верующий христианин празднует каждый день и каждый час. Он празднует восход солнца, заход солнца, полдень и каждый час. Я не знаю, как у нас, православных, возникла мысль, что день рождения – это светский праздник. Мы же празднуем столько дней рождения святых и Владыки Христа. Старец Софроний в Эссексе один раз, отмечая свой день рождения, сказал: «Я благодарю и славословлю Христа, Который привел меня из небытия в бытие. Я благодарю Христа за то, что Он привел меня в этот мир, где я смог познать Его, креститься во имя Святой Троицы, стать священником, пребывать постоянно вместе с Ним». Если мы празднуем какой-то праздник или какое-то событие, славословя и благодаря Господа, тогда это святой праздник. А если мы празднуем праздник по-светски, наедаясь и напиваясь, тогда даже Пасха может стать светским праздником.

Дорогой Владыка Афанасий, как помочь внуку моему Иоанну? Ему 19 лет, он родился с верой во Христа и нас всех привел ко Христу, а теперь он больше увлекся политикой: переживает, плачет за Украину, в церковь перестал ходить.

– Он вернется в Церковь, если с раннего детского возраста он узнал любовь Христа и стал благословенным членом Церкви. Мы должны терпеть, не впадать в панику, потому что иначе можем совершить ошибку. Надо очень много молиться за этого человека, а разговаривать с ним не много, насколько он может это понести. И нашим добрым примером мы постепенно вернем его в Церковь.

Благословите, дорогой Владыка! Очень рад, что Вы к нам приехали. Жизнь семейного человека тесно связана с заботами о материальном обеспечении семьи, почти весь день проходит в работах и хлопотах. Как не погружаться душой в повседневность, а хранить память о жизни вечной и Царствии Небесном? С большой радостью читаю Ваши проповеди и слова в интернете и очень рад был послушать Вас сегодня. Спасибо.

– Христос не говорил нам о невозможных вещах и не требует от нас вещей, которые превыше наших сил. Путь Христа простой. Путь диавола сложный. Духовная жизнь – это жизнь свободная во Христе. И, таким образом, где бы мы ни были, что бы мы ни делали, во Христе все возможно. Помните, как Христос сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие. Тогда ученики испугались и сказали: «Если так, то кто может спастись?» И Христос им ответил: «Да, силами только человека это невозможно. Силой Бога все возможно» (см.: Мф. 19, 24–26; Мк. 10, 25–27; Лк. 18, 25–27). Поэтому мы будем просить Господа всегда быть с нами, и мы должны быть едины с Его Святой Церковью, с Его святыми таинствами и призывать, насколько это возможно, постоянно Его всесвятое имя.

Благословите! У меня такой вопрос: как на деле показывать смирение, исполнять Евангелие, ведь бывает, что нужно как-то отстаивать свои интересы, защищать свои права, чтобы выжить.

– Жить по Евангелию – это сложно. По Евангелию можно только умереть. Но если умрешь, тогда будешь жить вечно. Если ты хочешь добиться мирской справедливости, тогда ты не можешь жить по Евангелию. Логика Евангелия очень сильно отличается от логики мира. И когда Христос начал Свою проповедь, Он говорил: «Покайтесь!». По-гречески слово «покайтесь» означает «измените ум, измените образ мыслей». То есть нужно отказаться от мирской логики и приобрести евангельскую логику. И не бойтесь: Христос сказал, что победа, которая победила мир, – это вера наша (см.: 1 Ин. 5, 4). Всегда Христос побеждает, Он никогда не бывает побежден. (Окончание следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс