Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: Русский мир – это образ мыслей

Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: Русский мир – это образ мыслей

№22 (871) / 14 июня ‘16

Плод веры

Продолжение. Начало в №20 (869) – 21 (870)

Александр Владимирович, Вы известный публицист и журналист. Как Вам удастся в перспективе совмещать такую высокую должность и публицистическую деятельность? Планируете ли Вы это делать?

– Я не то что бы планирую или не планирую. Это вещь такая, которую от меня оторвать уже невозможно. Я уже не могу не писать. Когда сорок лет занимаешься журналистикой и публицистикой, естественно, пишешь все время: на самом деле это форма жизни.

Какие темы для Вас наиболее важны в современной ситуации?

– Разные. Но, пожалуй, из последнего, могу сказать, что меня волнует Великая Отечественная война и все, что с этим связано. И гражданская война – то противопоставление красных и белых, которое до сих пор нам навязывается. Это тема традиций, памяти, тема памятников и так далее, и так далее. Это тема информационных войн, безусловно. Она, к сожалению, никуда не уходит и все время на повестке дня. Ну и культура, конечно – как же без нее.

В 2017 году все внимание будет привлечено к трагическим событиям 1917 года. И раз уж Вы упомянули о противопоставлении красных и белых, то Ваш личный взгляд, как публициста: что мы будем отмечать в 17-м году и как правильно к этой дате подойти?

– Мы должны понимать одну простую вещь – через несколько месяцев вся западная пропагандистская машина обрушится на Россию. Информационным поводом станет столетие русской революции. И Россию начнут обвинять, как всегда, во всех мыслимых и немыслимых мировых бедах. Будут говорить, что только в России могла случиться революция, хотя мы знаем, что подобные революции случались в самых разных странах. И так далее, и так далее. К этому времени мы должны подготовиться. Мы должны сами определить и понять, что произошло в октябре 17-го года. Найти свое объяснение, свою интерпретацию тех событий.

Прошло сто лет, уже достаточный срок. Уже можно спокойно, на сколько можно спокойно, максимально погасив эмоции, дать научный анализ этого. И если мы этого не сделаем, за нас это сделают другие, будут нам навязывать свои идеологемы, которые, естественно, будут направлены совсем не на усиление России, а как раз на ее ослабление и разрушение. Эту вещь мы должны понимать. Красные и белые. Русские против русских. Сам феномен гражданской войны привязан к началу XX века. Сегодня никаких красных не существует, никаких белых не существует, никаких большевиков не существует. Обратите внимание, несмотря на это, нам все время навязывают разговоры о якобы противостоянии – сегодня, в 2015 году, в 2016 году, о противостоянии белых и красных, об опасности большевизма.

Я задаю сам себе вопрос: может быть, действительно, есть какая-то опасность от большевизма? Но, если исходит опасность от большевизма, должен быть большевизм. А большевизма нет. Большевизм исчез давным-давно. Значит здесь какой-то подлог, здесь какая-то идеологическая манипуляция – нет большевиков, а опасность от них есть, как нам говорят. Но такого же не бывает!

И если начинаешь задумываться об этом, анализировать, приходишь к выводу, что это происходит не случайно. Не случайно нам навязывают тему о красных и белых. То есть мы, если нам подбрасывают эту тему, находимся в постоянном напряжении. Мы постоянно ищем врагов внутри собственного государства. А это нас ослабляет. Мы то этого обвиним, вот этот враг, этот. Никаких врагов нет, есть общая задача, которую мы должны решать.

Интересные вещи в течение всего XX века были. Например, война 1941–1945 гг. Никакой гражданской войны к этому времени уже не было. Было монолитное государство. Были проблемы совершенно другого характера. Идеологи Гитлера сказали, что в России, в советской России, в СССР продолжается гражданская война. И Власов, который перешел на ту сторону, и армия власовская, которую фашисты создали, это элемент гражданской войны. И власовская армия борется не против России, что было на самом деле, а борется против жидов и коммунистов и против Сталина. То есть, они реанимировали идею гражданской войны и пытались ее внедрить в сознание советских граждан. Все же в листовках было, в музеях есть, в интернете посмотрите, очень интересны власовские листовки. Они стали разворачивать Великую Отечественную войну в гражданскую, пытались опять стравить внутри. Этот номер не прошел. А когда сегодня начинают говорить, о гражданской войне, я всегда говорю: «Ну, граждане дорогие, вы продолжаете развивать ту идеологию, которую придумал Гитлер. В Германии это было придумано в 1942 г., а вы продолжаете это развивать». С этой точки зрения рекомендую посмотреть на этот аспект.

Раз уж мы заговорили о войнах, упомянули информационные войны, то как объяснить нашим телезрителям, что такое информационная война? И почему мы считаем, что против России или против Церкви ведется информационная война? Каковы признаки информационной войны?

– Информационная война – это война идей. Существует ряд цементирующих идей, ряд цементирующих событий, которые сплачивают нас. Задача противника – с помощью информационных технологий, не с помощью оружия, а с помощью мысли, разрушить это единство.

Только что мы говорили о войне. Вот это тоже идеологическая война, информационная война. Доказать, что у нас гражданская война не кончилась, что она продолжается до сих пор. Если мы верим в это, мы начинаем об этом думать и думаем, как же нам это преодолеть? Или, как нам найти этого противника и уничтожить противника? Красного или, наоборот, белого. В результате мы занимаемся фикцией. Мы все свои силы интеллектуальные посвящаем размышлениям над этой идеей. Мы размышляем над проблемой, которой не существует. Это одна из задач информационной войны – направить мысль в тупиковое русло. Вместо того, чтобы думать, как нам выйти из сложной геополитической ситуации, как нам решить экономические проблемы, как нам решить межнациональные проблемы, мы думаем не об этом, вместо этого наша мысль направляется в ложное русло с помощью информационных технологий. Вот, собственно, что это такое и как работает. (Продолжение следует)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс