Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (870) → Николин день в селе Никольском

Николин день в селе Никольском

№21 (870) / 7 июня ‘16

Зарисовка

Стечением обстоятельств в нынешний престольный праздник святителя Николая мне довелось побывать в местах, где когда-то я проводила в гостях у бабушки свои каникулы. Прошли годы. Пора школьных и студенческих каникул для меня уже миновала, да и в Никольском селе уже навещать некого. Но вновь оказалась здесь, и вспомнились сроки Пушкина:

«Уж десять лет
ушло с тех пор – и много
переменилось в жизни
для меня,
и сам, покорный
общему закону,
переменился я –
но здесь опять
минувшее меня
объемлет живо...».

В те счастливые времена детства и юности, что вспоминаются сейчас, трудно было вообразить существование православного прихода в Никольском. И что по его главной улице с весенним и радостным названием «1 мая» может идти крестный ход.

На моей памяти, в 1990-х, некоторые местные старушки предпринимали попытки «ходить в церкву». Делать это было нелегко: нужно было добираться на автобусе до Сысерти или Арамили, а потом проделывать такой же путь обратно. Уже в годах и немощах – это настоящий подвиг. И, конечно, такое событие было нечастым.

А ведь они помнили, что был в Никольском храм, его именем и называется до сих пор поселение. Некоторые никольцы постарше еще помнят и другое бытовавшее именование – Клепина – по фамилии основателей и владельцев села. Здесь уместно сказать несколько слов о роде Клепининых. Он дал России инженеров, литераторов, военных, исследователей естественных и гуманитарных наук, общественных деятелей. И, уже в эмиграции, священника Димитрия Клепинина, участвовавшего в французском движении Сопротивления в годы Второй мировой войны, канонизированного в лике святых Синодом Константинопольского Патриархата.

Небольшое уральское село Никольское на берегу реки Боевки тоже появилось изволением помещиков Клепининых. Сами они выходцы из крестьянского и мастерового люда, на протяжении нескольких поколений строили, как сегодня бы сказали, карьерную лестницу. И достигли благодаря усердию и труду, весомого результата. Основателем дворянского рода Клепининых считается Григорий Иванович. Родившийся около 1755 года и выслужившийся по линии горного ведомства до дворянского звания, он-то и купил в 1793 году земли у реки Боевки, основав Николаебоевское сельцо (так поначалу называлось Никольское). Один из сыновей Григория Ивановича, Андрей Клепинин, выбравший стезю военной службы, добился потомственного дворянства и унаследовал Никольское село. По соседству с ним вскоре образовалась деревня Андреевка. Здесь, в вотчине Клепининых, их радением и на их средства в 1846 году была заложена, а в 1854-м (по другим данным в 1852 г.) построена и освящена церковь с посвящением Николаю Чудотворцу. О том, что храм поддерживается в благолепии заботами помещиков, говорится и в дневнике викария Пермской епархии епископа Екатеринбургского Нафанаила, бывшего проездом в этих местах.

Спустя десятки лет после отмены крепостного права Клепинины своих уже бывших крестьян вновь облагодетельствовали – строительством больницы в селе. Возводилась она в самом начале XX века Екатеринбургской уездной земской управой. Председателем управы многие годы был Николай Андреевич Клепинин, а брат его Андрей Андреевич был мировым судьей, уездным гласным (так называлась должность выборного участника уездного земского собрания), позднее земским начальником. Оба брата принимали деятельное участие в решении, в том числе, этого важного для всей округи вопроса. Так, по предложению гласного екатеринбургского земства А.А. Клепинина были представлены на рассмотрение специальной комиссии три места в селе Никольском, где можно было бы возвести лечебницу (предлагались и другие места: два близ Щелкуна и три в районе села Тюбук). Не нужно говорить, что строительство больницы в каждом из сел было бы прежде всего «на руку» именно его населению, поскольку самая первая необходимая медицинская помощь делалась более доступной. Так, крестьяне Северо-Щелкунского сельского общества на сельском сходе решили, что строительство поблизости от них больницы будет им выгодно, и готовы были безвозмездно отвести под нее место до двух десятин земли.

Земская комиссия приняла во внимание множество факторов (качество воды и ее источники для больничного снабжения, удобство расположения для транспортной взаимосвязи с окрестными населенными пунктами волости – а это около трех десятков деревень; соразмерное распределение нагрузки на соседние врачебные участки, и т.д.). В результате наиболее эффективным решением было признано строительство клиники в селе Никольском. Помещик А.А. Клепинин безвозмездно передал земству предусмотренный под строительство участок земли, где к 1904 году была построена и начала прием больных поныне существующая лечебница.

Она – в своем роде памятник и архитектурная достопримечательность села. Сегодня комплекс этих зданий, пусть и не без утрат (например, строение «катаверной» (диалектн., морга. – Прим. ред.) уже разрушается, стоит без окон и дверей, с трещинами по фасадной стене), отмеряет уже 110 лет своей истории. Все эти годы здесь получали медицинскую помощь жители окрестных сел, лечебница служила и продолжает служить людям. А теперь – так уж символически вышло – здесь оказывается и помощь в исцелении духовных недугов. Именно здесь, в помещении одного из корпусов, еще в 2004 году нашла свой приют Свято-Никольская община.

...Завершается Божественная литургия. Едва ли не полным составом пришедшие на богослужение подходят ко Святой Чаше, среди них и дети. После Причастия – крестный ход, как и полагается в день престольного праздника. Но не просто вокруг больничного корпуса: ребятня и взрослые с храмовой иконой святителя Николая Чудотворца (по традиции украшенной дарами – приношениями прихожан, чьи молитвы были услышаны), отправляются через село к поклонному кресту на берегу Никольского пруда. Он установлен здесь близ места, где когда-то стоял старинный Свято-Никольский храм.

Что знают эти прихожане о небольшой, добротной, с любовью украшенной церкви? Той, что, в отличие от больницы, была утрачена в советские годы? Знают, что была она каменная, что каждый путник мог перекреститься, проезжая по старому Челябинскому тракту – ее хорошо было видно от самого въезда в село. Наверное, лишь внешний облик старинной Никольской церкви и смогут припомнить старожилы. Воспоминаний о том, каковы были службы, какое убранство – сейчас не услышишь. Младенцам, которых еще успели крестить в последние годы перед закрытием храма в 1934 году, сейчас уже за 80 лет.

После закрытия церкви для богослужений ее помещения приспособили под нужды местной библиотеки и кинопоказа, а своды были отгорожены от основного пространства перекрытием. Но туда, где еще видны были росписи, тайком от взрослых, чтобы никто не заметил и не заругал, временами лазили по лестнице местные мальчишки и девчонки. Уже неведомый пионерам 50-х годов церковный мир привлекал своей таинственностью.

В начале 60-х годов и всему тому, что осталось от бывшего храма, пришел конец: его стены снесли, а библиотеку перенесли в другие помещения. Храмовый кирпич пошел в дело: по некоторым свидетельствам его использовали и при постройке новой школы на месте уничтоженного храма, и ныне стоящего рядом со школой сельского дома культуры. «Чтобы добро не пропадало», приложили свою руку и хозяйственные сельчане. Незадолго до того в соседнем селе Щелкун подобным образом прекратила свое существование тоже давно закрытая для служб каменная Знаменская церковь. Уцелел Михаило-Архангельский храм в селе Новоипатово, но его помещения заняли склады. Таким образом, вся округа в те годы лишилась возможности крестить, венчать, отпевать своих близких, молиться за богослужением. И вроде бы уже не за горами было время, когда действительно покажут по телевизору «последнего попа»...

Однако сегодня в тесном, но по-сельски уютном помещении Свято-Никольского прихода и в молитвенном крестном шествии наверняка есть дети, внуки и правнуки тех, кто разбирал по кирпичику старинную церковь. Сегодня их потомки молятся святителю Николаю, чтобы так же, словно по кирпичику, собирались скромные силы и средства для новой церкви и приходской школы. Они нужны селу, хоть далеко еще не все жители чувствуют душевную потребность бывать на службах. Вера – это основание жизни, ее якорь, надежда на лучшее. Это именно то, чего в первую очередь и не хватает сельской глубинке, где не всегда есть у людей работа и четкие жизненные перспективы. Может быть, и поэтому приходят сюда сами и приводят своих детей никольцы. Конечно, храм – это первая радость для пожилого, и, к сожалению, уходящего поколения. Здесь они, пережившие за минувший век немало трудностей и горя, находят для себя новый опыт – опыт молитвы и встречи с Богом. Но это и место воспитания их внуков. Сегодня в воскресную школу приходят до 30 ребят. Приходят на службы и на занятия, просто поговорить или за чашкой чая задать батюшке какой-то свой ребячий вопрос. Здесь они познают основы веры, учатся пению, занимаются прикладным творчеством, о чем наглядно свидетельствует выставка работ, встретившая гостей праздника возле входа в храм. Время от времени для ребят организуют встречи с интересными людьми, посиделки у костра, даже кулинарные курсы по приготовлению постных и скоромных блюд. Накануне юные никольцы участвовали в пасхальном детском творческом фестивале воскресных школ Сысертского благочиния.

В нынешнюю Пасху на службе было около 100 прихожан. Много это или мало для села с населением в 900 жителей? Пусть каждый решает сам. Но, по словам уже второй год служащего здесь постоянного священника Михаила Морозова, главная его радость – видеть интерес в глазах людей, искреннее желание жить полной церковной жизнью. В день нынешнего престольного праздника хотелось бы пожелать прихожанам не ослабеть в этом желании быть с Богом, в трудах по воспитанию своей души и воспитанию местной молодежи. Хотелось бы пожелать приходу, его настоятелю, сотрудникам и педагогам, помощи Божией и благотворителей, чтобы сбылась заветная мечта: возвести помещение для занятий детворы и хоть маленькую, но свою, более просторную церковь. Чтобы когда-нибудь войти в нее и обрести там свое место смогли и те 800 их земляков, что пока вне церковной ограды.

Приход Святителя Николая Чудотворца в селе Никольском будет благодарен всем, кто пожелает оказать посильную помощь в деле предстоящего церковного строительства. Для этого в храме можно приобрести именное свидетельство о добровольном пожертвовании. Или же сделать банковский перевод.

Храни вас Бог! И пусть святитель Николай своими молитвами благословляет ваши добрые дела!

Наталья Козынцева,
г. Екатеринбург

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс