Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (868) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Обучаемость детей

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Обучаемость детей

№19 (868) / 24 мая ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №18 (867)

Сегодня наша программа будет посвящена обучаемости детей в начальной школе. Что такое обучаемость?

– Действительно, тема очень актуальна, а разнообразие программ и школ ставит вопрос, способен ли ребенок обучаться по той или иной программе, очень конкретно. Начнем с того, что обучаемость – это очень динамичное психологическое образование, оно связано с разными сторонами развития человека и в зависимости от возраста, периода жизни может быть разного уровня. У обучаемости есть три уровня: высокий, средний и низкий уровень. Если мы говорим о детях начальной школы (не будем брать клинические случаи – говорить о детях с поражениями головного мозга, у которых есть поставленные диагнозы; мы будем говорить о детях, которые в общей картине класса смотрятся примерно одинаково) – по результату их обучения показатели разные. Это действительно интересно, потому что мы очень давно занимаемся вопросом о причинах разной обучаемости детей.

Как понять, обучаем или нет ребенок? Есть какие-то признаки?

– Обязательно. Признаки есть – и качественные, и количественные. Ребенка, относящегося к категории обучаемых, характеризуют внимательность, гибкость мышления (он может быстро перестроиться с одного вопроса и предмета на другой), он достаточно лоялен к помощи, ему помогают – он реагирует и исправляется в зависимости от оказываемой помощи, он стремится к проявлению аккуратности, его выполнение заданий связано с тем результатом, который от него требуется, и в групповом процессе работы он занимает достаточно инициативную роль – он ведущий, а не ведомый: может предложить какие-то свои условия, свои варианты, настроен на выполнение задачи в различных вариантах.

Ребенок необучаемый расторможен, его внимание сосредоточивается то на одном объекте, то на другом, чаще всего не связанном с предметом научения. Он может практически вообще не смотреть на педагога, заниматься какими-то другими (более интересными, как ему кажется) заданиями, и на инструкцию взрослого выполнить что-то реагирует несобранностью, то есть ему приходится повторять несколько раз. Это отдельные внешние признаки, их гораздо больше.

Следующий момент – это результат. Мы относим к слабообучающимся детей, у которых по результату либо двойки, либо в большинстве двойки. С одной стороны, двойка может быть показателем необучаемости, но с другой стороны, она может быть связана с темпом деятельности ребенка. Например, темп деятельности в классе достаточно высок, необучаемый ребенок не успевает выполнить, и поэтому за диктанты, за контрольные работы, за классные работы у него двойки, в то время как за домашние работы у него пятерки, четверки. Здесь важна дифференциация. Двойки везде, и за домашние задания тоже – значит, ребенок действительно ничего не понимает или сложно понимает, что от него требуется, – либо дома, имея время, он выполняет все правильно, а в школе не успевает, и его оценки неудовлетворительные в силу того, что он не укладывается в этот темп...

Здесь много нюансов, и обязательно нужно своевременно на них обратить внимание: если мы пропустим необучаемого ребенка, у него накопится огромный пробел, который в среднем звене будет очень трудно наверстать. Лучше своевременно определить какие-то проблемы и своевременно устранить их, чтобы ребенку было легче учиться.

А как устранять? Что необходимо делать?

– Здесь важны причины необучаемости, их тоже много.

Среди причин – неподготовленность ребенка к усвоению учебного материала. На сегодня очень много детей находится на домашнем обучении. И когда они приходят в 1-й класс, то такой щадящий, понимающий их режим еще не показал достаточно строгую систему обучения, критериев, оценок и так далее. И даже во 2-м и 3-м классе ребенку кажется, что он может как-то эту систему под себя изменить. Он ее пытается подстроить под себя и говорит: «Я не успеваю, я устал, у меня болит голова… Можно, я отдохну, можно, я посижу в стороне?» и так далее. Надо определить: либо ребенок у нас психологически не готов к обучению в школе и такой режим работы для него непривычен, либо ребенок пытается привнести в школу какие-то свои критерии, как ему легче учиться.

Следующим моментом может быть серьезное отставание в развитии памяти, внимания и мышления, и это своего рода педагогическая запущенность: ребенок до школьного обучения не занимался целенаправленно какой-то деятельностью, требующей развития данных процессов.

Следующее – это, наоборот, ребенок очень рано был отдан в школу развития (например, с полутора лет детей сейчас водят на разные развивающие занятия) и от системы школы он порядком устал, и это вызывает определенную заторможенность ребенка, блокировку: он уже насытился режимным процессом с полутора лет, и школа уже у него вызывает ощущение отвержения. То есть родителям важно не переборщить с количеством каких-то развивающих мероприятий, регламентированных, поскольку ребенок, лишенный детства, игры, будет искать возможности для восполнения данного аспекта жизни.

Следующая причина – это отсутствие у ребенка необходимых волевых качеств, которые сейчас развиваются, но при правильном сопровождении взрослого, инструктировании, связанном с тем, как нужно себя вести, как нужно сидеть, ребенок может развиваться, может себя контролировать.

Причиной необучаемости или плохой обучаемости может стать и сам процесс обучения, когда ребенок не попадает в обучающий формат, который дает педагог. И если, например, у данного педагога большинство детей нехорошо учатся или слабо успевают, то вопрос будет не к детям, а к педагогу: насколько стиль преподнесения материала, общения с детьми соответствует тому нормативному уровню восприятия, который способствовал бы усвоению знаний? Здесь родителю нужно, может быть, задаться вопросом: мой ли только ребенок учится так плохо – или весь класс относится к категории неуспевающих?

Есть ли какие-то общие рекомендации, как поступать?

– Самая первая рекомендация –попробовать научить ребенка самому. Если родителю кажется, что ребенок может быть необучаем, – попробуйте сами его чему-то научить. Может быть, по программе класса, где ребенок учится, урока какого-то конкретного – представьте себя в роли учителя и попробуйте ребенка научить тому, что предлагает школа или учитель. Если вы видите, что ребенок даже рядом с вами не проявляет внимания, сосредоточения на предмете, ему очень трудно сконцентрировать себя и свою волю, вам приходится несколько раз ему повторять, что ему нужно сделать¸ он не предлагает свои варианты, – тогда задача будет отвести к психологу и продиагностировать на предмет его обучаемости. Если же вы легко обучаете своего ребенка, он вас понимает, правильно выполняет все предлагаемые вами задачи, то, скорее всего, проблема в системе обучения в школе. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс