Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (864) → Митрополит Минский и Заславский Павел: Лучше, чем в храме, вы нигде себя чувствовать не будете

Митрополит Минский и Заславский Павел: Лучше, чем в храме, вы нигде себя чувствовать не будете

№15 (864) / 19 апреля ‘16

Архипастырь

Вопрос телезрителя из Самары: «Нужно ли заставлять ребенка молиться?».

– Я бы так не сказал – «заставлять молиться». Я бы порекомендовал учить ребенка молиться. Вы же с ребенком общаетесь, и ребенку нужно (так же, как и нам) научиться общаться с Богом, чтобы молитва не стала тяжелым бременем. Прежде чем покушать что-то приятное и полезное, обязательно надо совершить молитву. Зачем? Если вы не объясните ребенку, зачем нужна молитва, то ребенок не поймет, что молитва – это общение с Богом: мы ее читаем перед вкушением пищи, перед началом доброго дела всегда просим помощи Духа Утешителя, призываем Господа нашего, третью Ипостась Живоначальной Троицы – Святого Духа, чтобы Он пришел и помог нам. Молитва – это особое состояние человека, это наше общение с Богом. И плохо, если мы начинаем заставлять кого-то молиться.

Или еще иногда бывает такое. Духовник наказывает человека, дает епитимью: «С сегодняшнего дня ты должен делать десять (или больше) поклонов»; «В наказание за свои грехи читай Псалтирь или псалом «Помилуй меня, Боже»; или: «теперь акафист такой-то читай». Наказывают! Высшей степени глупость не придумаешь! Да надо награждать молитвой: «За твою добрую жизнь мы награждаем тебя и вручаем тебе такую возможность – молиться ко Господу». Этим надо награждать, а не наказывать!

Конечно, надо учить ребеночка молиться с самого раннего возраста, объяснять ему это, и не только объяснять, но и пример показывать, чтобы ребенок видел, что и папа, и мама молятся, и знал, что он молится вместе с ними. А когда мы вместе молимся, мы должны понимать, что там, где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. Так что надо приучать ребенка молиться и воспитывать его не только словами, но и своим примером.

Вопрос от телезрителя из Калужской области: в семье воцерковляется пока только он, жена не торопится. Хочет найти духовника, но не знает, где. Об этом же спрашивает телезрительница из Нижнего Новгорода: она давно ищет духовника, но не может найти. Почему священники не хотят быть духовниками? Этот же вопрос волнует телезрителя из Татарстана.

– Мы совсем недавно говорили на эту тему: как и где найти духовника. Не ищите духовников, друзья мои. Читайте Евангелие, наследие святых отцов, и там вы найдете все-все ответы на вопросы, которые вас волнуют.

Что касается жены, которая не хочет и не торопится воцерковляться, видимо, она действительно не готова, не может понять, зачем это нужно. Человек должен понять, что это здорово, это важно – иметь общение с Богом и жить такой жизнью. Время настолько быстро летит, жизнь настолько быстро проходит! Мы просто не понимаем и не осознаем, что потерянные минуты, час, или день уже никогда не возвратятся. Мы никогда не сможем компенсировать или возвратить то, что уже прошло. Совершенно не случайно говорят, что время – самое драгоценное для человека, что есть на земле.

То, что жена хочет повременить, не хочет пока ходить в храм, исполнять что-то – это ее выбор. Богу не нужны рабы, которые неразумно подчиняются чему-то, Господь ждет наше сердце сокрушенное и смиренное, Он ждет, когда мы сами пожелаем к Нему прийти. Ему не нужны невольники, а нужны доброхоты, кто желает посвятить себя служению Богу. Видимо, ваша благоверная супруга еще не поняла этого, может быть, ей никто не объяснил, насколько это важно и полезно, в первую очередь, для нее, для семьи, для сохранения единства духа в семье, чтобы в вашей семье было благочестие, благоволение Божие и благословение Божие. Это же ничего плохого не несет, а только хорошее и доброе.

Вопрос телезрителя из Кургана: «Почему много религий? Вроде Бог один, а религий много. Кто такой Иегова?». Иван из Рязанской области спрашивает: вообще, что такое Бог?

– Наверное, на вопрос Ивана проще всего ответить. Святой апостол, евангелист Иоанн Богослов очень кратко и четко ответил на этот вопрос: Бог есть любовь. Наверное, из всех живущих он первый, кто вот так охарактеризовал Бога, дал имя Ему: Бог – это любовь. В действительности это вопрос сложный, и на него однозначно ответить нельзя.

Что касается множества религий, мы знаем, что религия только одна – она богооткровенная. Религия, если хотите, – это союз человека с Богом. И люди всегда стремились к этому союзу, особенно после грехопадения прародителей Адама и Евы и их изгнания из рая, они ведь еще помнили, как они в раю общались с Богом. А потом, по мере того как люди совершали преступления, прегрешения, они все дальше и дальше уходили от Бога. Эта связь нарушалась, утрачивалась по мере грехопадения человечества.

Но все равно в каждом человеке есть совесть – голос Божий, который призывает человека к Богу. И люди, утрачивая союз с Богом, все равно как-то пытались найти к Нему пути, и пути эти были самыми разнообразными. Именно поэтому и произошло разделение людей – каждый, по-своему понимая, говорил, что только его путь праведный.

В богословии существуют такие понятия, как богооткровенная религия и естественные религии. Богооткровенная – это, конечно, наша Православная Церковь, православное учение, которое основывается на Божественном Откровении. Ведь о Боге мы можем узнать только из Божественного Откровения; никаким другим путем мы это не можем понять. В Ветхом Завете Господь особым образом открывал Себя праведникам, праотцам нашим, пророкам. А спустя определенное время Господь Бог Отец послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа в мир, чтобы Он открыл людям Бога и восстановил утраченный союз человека с Богом. Придя на землю, Христос Спаситель основал Свою Церковь, и врата адовы ее никогда не одолеют. Все мы – члены Православной Церкви. Наша религия – богооткровенная.

Есть другие, естественные религии. Например, буддизм. Язычество – тоже естественная религия, хотя в нем нет Бога, его нельзя даже назвать религией. Потому что, говоря о религии, мы сразу подразумеваем, что Бог – это Высший интеллект, это Сущность, Творец, Промыслитель, Спаситель мира. Вот так мы Его понимаем. И к Нему стремимся.

В Ветхом Завете Господь открывал людям Свое имя. Да, было имя Иегова. Сегодня часто это имя Божие употребляют сектанты, иеговисты, признавая только себя праведниками, а на самом деле они являются сектантами, потому что все остальное из богооткровенной религии отвергают. Как можно отвергнуть то, что дал Господь через Свое Откровение?

Я специально дословно зачитаю (думаю, что своими словами я лучше не скажу), что сказал святой апостол, евангелист Иоанн Богослов в своем Послании в 5-й главе, 20-м стихе. Откровение о Пресвятой Троице нам дано в Новом Завете (в Евангелии от Матфея сказано, как Господь, посылая учеников, говорит им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Разве это не Откровение Божие? Господь говорил: «Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына»). «Знаем также, – говорит апостол, евангелист Иоанн Богослов, – что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Иоанн Богослов открывает нам то, что принес на землю Сын Божий. Так что о Боге мы узнаем из Священного Писания, из Божественного Откровения. Поэтому мы и рекомендуем: читайте Евангелие, там есть все ответы на наши вопросы.

У телезрительницы из Москвы произошла трагедия – два года назад умер сын. До сих пор она не может справиться с тоской, живет воспоминаниями. В чем найти утешение?

– Мы уже говорили на подобные темы, и, конечно, лучшего утешения, чем пребывание в храме, молитва, мы нигде не найдем. Поэтому рекомендую чаще ходить в храм: здесь и молитва церковная, и Господь посещает, потому что где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. И Он утешает. И, конечно, нужны дела милосердия, чтобы вы делали людям хорошее и доброе. Это будет отвлекать вас внешне, вы поймете, что жизнь не остановилась со смертью вашего сына. Потому если вы действительно хотите своему сыну сделать что-то хорошее, доброе, творите дела милосердия, любви. Ради спасения его души помогайте людям. Молитесь, приходите в храм. Лучше, чем в храме, вы нигде себя чувствовать не будете. Там будет и молитвенная помощь всей Церкви, и Господь будет посещать Своею благодатью. Поэтому хочется вам пожелать помощи Божией! Не впадайте ни в отчаяние, ни в уныние, ни в тоску – это губительно.

Телезрительница из Ростовской области недавно побывала в Оптиной пустыни. Когда приехала домой, естественно, стала всем рассказывать о том, как там все замечательно, прекрасно, какая благодать! А ей сказали: «Не рассказывай! Нельзя – благодать уйдет».

– Кроме как суеверием, это нельзя назвать. Посмотрите, какой враг рода человеческого хитрый! Ведь вы же рассказываете о монастыре, о том, как вам там понравилось. Если хотите – это проповедь – рассказ о монастыре, о благочестивой жизни насельников. А что враг? Под каким хорошим соусом преподносит: «чтобы не растратить благодать – молчите, не распространяйте эту благую весть». Раз – и рот закрыл под благочестивым предлогом! Ничто не изменилось со времени искушения Евы. Вспомните, как дьявол искушал Еву: «Он запретил вам. Да Он просто не хочет, чтобы вы, вкусив этот запретный плод, стали богами». Вот как все перевернул.

Так и здесь. Это суеверие. Продолжайте рассказывать, хвалите имя Господне, и все будет хорошо. Не бойтесь врага. Это враг навевает такую мысль людям.

Вопрос телезрителя из Самары: «Надо ли брать благословение перед началом дня у родителей?».

– Если в семье есть такая традиция, то почему бы и нет? Можно взять.

Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Почему нельзя в храме ставить свечи, купленные в другом храме?».

– Свеча – это наша жертва на храм. А если вы приобрели свечу у бизнесмена или самодельщика, то вы для него поработали, а не для Церкви. Конечно, свеча – это символ того, как должна гореть наша молитва, но это и жертва на храм.

Если в другом храме свечи дешевле...

– Если дешевле – это выгода. Поэтому, если вы хотите пожертвовать на храм, то лучше просто положите копеечку на общую свечу или купите ее в этом храме. А если вы покупаете в другом месте, то не жертвуете на данный храм.

Телезрительница из Санкт-Петербурга больна. Можно ли читать Евангелие лежа в постели?

– Если человек болен, не встает, то можно читать и сидя, и лежа. Лучше читать лежа, чем вообще не читать.

Вопрос телезрительницы из г. Заполярный Мурманской области: «Если ребенок делает что-то не так, нужно промолчать или одернуть его?».

– Ребенка надо воспитывать, одергивать не надо. Можно по-разному одернуть, можно по-разному сделать замечание, а родители должны показывать детям свой хороший, добрый пример.

У телезрительницы из Костромы умирает мама, находится в очень плохом состоянии. Мама крещеная, но раньше никогда не ходила в храм. Можно ли ее соборовать?

– Я и нашим священникам часто говорю, и мирянам тоже рассказываю, что таинство Соборования (или таинство Елеосвящения – так оно официально именуется) совершается над человеком, который болен, уже не в состоянии встать, но находится еще в раннем или среднем возрасте, и мы молимся, чтобы Господь поднял его с одра болезни, исцелил. Если человек уже на смертном одре, и мы прекрасно понимаем, что ему скоро надлежит перейти в загробную жизнь, то в этом случае таинство Елеосвящения не совсем правильно совершать. В этом случае надо стремиться совершить таинство Покаяния, чтобы человек вспомнил что-то недоброе, плохое, принес покаяние, чтобы священник прочитал разрешительную молитву, чтобы Господь простил ему все согрешения вольные и невольные, и потом причаститься Тела и Крови Христовых, – вот это чрезвычайно важно.

Так что для тех, кто уже на смертном одре, нецелесообразно совершать таинство Елеосвящения. Мы же понимаем, что человек скоро умрет, он уже в стадии перехода, а мы говорим: «Нет, Господи! Ты подними его с одра болезни». Сама молитва не соответствует этому состоянию человека. Поэтому для умирающего правильнее будет совершить таинство Покаяния и причастить его. Можно почитать ему Псалтирь, Священное Писание, чтобы человек не находился в таком тяжелом состоянии. Надо чаще с таким человеком общаться, и лучше всего не просто празднословить о ком-то или о чем-то – на одре лежащему, готовящемуся к переходу в вечную жизнь лучше всего почитать Евангелие. Садитесь с ним и читайте главы подряд, насколько есть силы, возможности, время и настроение.

Телезрительница из Волгограда спрашивает, как подавать милостыню. У нее сомнения, ведь среди нищих попадаются и пьяницы, и всякие другие люди.

– Я вспоминаю святителя Иоанна Златоуста, который говорил, обращаясь к своей пастве: если вы знаете, что этот человек, которому вы сейчас дадите копеечку, ее точно пропьет, – не подавайте; если вы подадите, зная, что он ее пропьет, то становитесь соучастником его пьянки. Но это о тех, о которых люди уже знают, что они пропьют.

А если мы, проходя мимо людей, которые просят милостыню, начнем рассуждать: «подавать или не подавать», то будем уже совершать суд над этими людьми. Хотим мы или не хотим, но мы их судим: пропьет – не пропьет, продаст – не продаст, отдаст – не отдаст... Не совершайте суд.

Я вспоминаю одного человека, который подавал людям милостыню, а его близкий друг ему говорит: «Зачем ты им подаешь? Они же не нуждаются или пропьют». И он ответил: «Я не буду их судить, пусть их Господь судит. Я делаю то, что я должен делать. Для меня лучше и легче подать. Я ведь тоже могу оказаться на их месте в любой момент – от сумы и от тюрьмы не зарекайся. И я могу в любой момент, как и они, просить милостыню. Так лучше я буду раздавать, чем просить. Я не буду судить людей, я им просто подаю. «Господи, я ради Тебя подаю, ради Христа. Примите ради Христа». А суд над ними я не хочу совершать. Пусть Господь их Сам судит».

Поэтому не судите. Но если вы знаете, что кто-то из ваших близких или знакомых точно пропьет, тогда давайте ему продукты. Я иногда это советую, а мне потом люди рассказывают, как они спрашивали: «Хочешь, мы тебе хлеба дадим, покормим? Ты просишь милостыню, тебе надо на хлебушек, пойдем, я дам тебе хлеба», а человек говорит: «Нет, мне хлеба не надо, дай денег». – «Ах, если тебе хлеба не надо, а надо денег, тогда иди и зарабатывай». Так что, если у вас есть возможность такого общения, тогда поговорите, если вы знаете, что человек недобросовестно просит.

Ко мне как-то раз, еще в Рязанском епархиальном управлении, подошел человек и говорит: «Батюшка, помоги». Я ему ответил, что мы не подаем возле епархиального управления, и спросил: «А что Вы хотите?». Он говорит: «Батюшка, мне кушать не на что, подайте». – «Если Вы кушать хотите, сходите вот сюда, в монастырь, скажите, что я благословил, Вас там покормят». Он ответил: «Я не пойду туда. Мне надоела уже эта гречка, там все время угощают гречкой». – «О, брат! Ты еще и разборчив, так ты, оказывается, не голодный!». – «Не хочешь подавать, ну и не надо», – повернулся и ушел.

Но есть люди, которые действительно нуждаются. А есть люди, которые нуждаются, но стесняются просить. Поэтому я в таких случаях часто вспоминаю святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который еще в юности своей искал нуждавшихся. Именно поэтому Господь дал ему особый дар – помогать людям, потому что он при жизни своей искал таких людей – не ждал, когда к нему обратятся, а сам искал и помогал. Вот в этом, наверное, заключается очень важная составляющая совершения дел милосердия.

У телезрительницы из Краснодара сложная ситуация: у нее очень тяжело болеет дочь, и ей сказали, что если сменить имя девочке, то она поправится. Так ли это? Даже советуют перекрещиваться – есть и такие случаи.

– Это суеверие, глупость. Не делайте этого, потому что это ничего не даст ни вам, ни вашим близким. Свойственно человеку болеть, у каждого будут какие-то трудности, печали, скорби. Но перекрещивать – это суеверие, какой-то магизм: «Сейчас я это изменю, и все пойдет хорошо». Не будет такого. Не делайте этого.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Есть ли у Церкви больницы для душевнобольных?».

– Я не слышал, но знаю, что наши священники, монахи окормляют такие больницы в городах и других поселениях.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Можно ли поминать людей, которые не ходят в храм, хотя и крещены?».

– Можно, конечно, и даже нужно.

Телезрительницу из Брянска бросили дети. Что делать?

– Могу только посочувствовать. Вот мы и говорим, что детей надо воспитывать с самого раннего возраста, и воспитывать так, чтобы они вас не бросили. Теперь остается только молиться за них. Не хочу осудить ни вас, ни кого другого, но, видимо, были ошибки в воспитании детей. Кто воспитывает хорошо, тех дети не бросают. Могу только посочувствовать.

Вопрос телезрительницы из Белгорода: «Как поминать человека по имени Станислав?».

– Межсоборное присутствие работает в этом направлении, чтобы определиться с именами. Православного имени такого нет. Конечно, молиться за человека надо, если он крещеный. Но тем, кто крестил, или тому, кто приходил креститься, надо было запомнить, с каким именем его крестили. В Католической Церкви есть имя Станислав. Православных святых с таким именем нет. Но есть имя похожее – Стахий. Спросите у самого Станислава, с каким именем его крестили.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-2-fevralya
http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-vladykoy-pavlom-vypusk-ot-26-yanvarya

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс