Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (862) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Молитва есть встреча и общение с Богом

Протоиерей Алексий Ладыгин: Молитва есть встреча и общение с Богом

№13 (862) / 5 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Что такое молитва?

– О молитве говорится очень много: она имеет огромное значение в жизни христианина. Прежде всего молитва, по меткому выражению митрополита Антония (Блюма) – это встреча с Богом. Действительно, если человек хочет общаться с Богом, встречаться с Ним, то сделать это он может только после молитвы. И я бы сказал, что это не только встреча, но и такое тесное общение, которое возможно лишь в таинстве принятия Тела и Крови Христовых и молитве. По тому, насколько мы ищем этого общения и соединения с Богом, определяется и наше отношение к Нему. В жизни мы хотим встречаться со своими любимыми людьми, чтобы поделиться с ними какой-то радостью либо трудностями, проблемами, разделить с ними свое переживание, чтобы получить поддержку. И мы либо встречаемся с нашими близкими, либо общаемся с ними по телефону и получаем очень сильное утешение, потому что горе, разделенное между людьми, становится в два раза меньше, а радость только увеличивается.

Молитва и есть встреча и общение с Богом. И если человек не желает в радости или скорби помолиться, значит он не ищет Бога, еще не научился Его любить, еще не встретил Его на своем жизненном пути. Верующий человек всегда ищет молитву, без нее не начинает и не заканчивает свой день. Молитвой он живет в течение всего дня, пусть она будет и краткой: воззванием «Господи, помилуй», Иисусовой молитвой или «Богородице Дево, радуйся», либо просто осенением себя крестным знамением, – все это свидетельство того, что человек ищет этой встречи с Богом, хочет пообщаться с Ним. Для глубоко верующих людей нет большей радости, чем общение с Господом.

Я знал женщину, которая имела многодетную семью, и у нее было множество дел, забот, проблем, как это обычно бывает в деревенской жизни. Утром она всегда вставала очень рано, ее день начинался с того, что надо было приготовить завтрак для всех членов семьи, затем покормить домашних животных, истопить печь, проводить мужа на работу, детей в школу, но сама она никогда не вкушала пищу, пока не помолится. Дела ее заканчивались часам к одиннадцати утра, после чего она вставала на молитву. Если ей удавалось помолиться два-три часа, потом она пила сладкий чай с белым хлебом и говорила: «Какой у меня счастливый день: я сегодня в сладость помолилась». Для понятия «всладость помолилась» надо настолько любить Бога и общение с Ним, чтобы сердце наполнялось этой молитвой.

В основном в жизни происходит совершенно иное. Мы знаем теоретически, что такое молитва, порой заставляем молиться – это тоже правильно, потому что без понуждения не может родиться настоящая, подлинная молитва. Молитва – это действительно труд, и наши предки говорили: «Нет ничего тяжелее, как Богу молиться да старых родителей кормить». Молитва – это труд, но труд, который переходит в сладостное общение с Богом, во встречу с Ним, потому что только в молитве человек чувствует Бога, слышит ответы на те вопросы, которые задает Ему, и понимает, насколько после молитвы Господь окружает его своей благодатью. И тогда в его жизни происходит все необходимое, к чему он стремится.

Как дозволительно молиться, и как нет?

– Недозволительно молиться формально. Молитва не должна твориться просто языком. В Священном Писании мы встречаем слова: «Языком чтите Меня: «Господи, Господи», а сердце далече отстоит от Меня». Молитва должна всегда быть сердечной, не должна быть внешней. Если брать по строгости, то молитва и внешняя, и внутренняя: внешне мы произносим слова молитвы, а внутренне они соединяются с нашим сердцем. Нехорошо просто вычитать правило, успокоиться и сказать себе: «Я сегодня помолился».

Порой не хватает времени, и мы как-то подгоняем молитву. Никогда не надо подгонять молитву: она может быть и краткой, но яркой и открытой перед Господом и, конечно, должна произноситься с любовью. Тогда молитва будет приносить пользу. Пусть мы даже не вычитаем все правило, это тоже допустимо. Потому что молитва бывает разная: бывает краткая и бывает продолжительная.

О продолжительной молитве святые отцы говорят, что это удел людей совершенных, уже искушенных в молитве. Почему, например, оправдан жесткий и очень длинный устав в наших монастырях, ведь там всенощное бдение совершается чуть ли не в два раза дольше, чем в приходской жизни. Хотя Литургия везде одинаковая, но в монастырях она может быть более растянутой, потому что молятся монахи. И молитвы во время Великого поста там более продолжительные, чем на приходах, потому что в монастырь приходят для того, чтобы получить совершенство и научиться подлинной молитве, и там находятся люди, которые совершенствуются в молитве.

Молитва мирянина, конечно, покороче, святые отцы говорят, что молиться кратко человеку не возбраняется, это не осуждается, но в этом случае молитва должна быть более частой, чтобы пребывать в постоянной молитве. Потому что заповедь Самого Господа – непрестанно молитесь и за все благодарите. Молитва, действительно, должна быть непрестанной. Как же она может быть непрестанной? Ведь если мы будем молиться постоянно, то не сделаем никаких дел по дому, хозяйству, по работе. Поэтому мы не можем пребывать в таком состоянии. Но, толкуя это место Священного Писания, святые отцы говорят, что молитва краткая и частая сравнивается с молитвой непрестанной, когда ты можешь пребывать в Боге, видеть и слышать Господа.

У митрополита Антония (Блюма) есть такой пример. По молодости к нему подошла престарелая женщина, которой было уже около девяноста лет, и сказала: «Я постоянно творю Иисусову молитву, но в сердце у меня пустота, нет теплоты и горячности, потому что я не слышу и не вижу Бога». Митрополит Антоний пишет: «Не знаю, почему я ей тогда так ответил, но я сказал: «Вы постоянно говорите сами и не даете возможности Богу вставить слово. А вы немного поделайте свои дела, посмотрите, наведен ли порядок в доме, не раздражает ли вас что-то, а потом займитесь каким-то делом и успокойтесь. Пусть вас окружает тишина, и тогда вы услышите Бога в своей молитве»». И дальше Владыка Антоний говорит, что у священника бывает, что сначала он вот так отвечает, а потом размышляет: правильно он ответил или нет, и какой результат будет у его слов. И вот через некоторое время эта женщина подошла и сказала ему слова благодарности: «Действительно, когда я садилась в тишине, вязала и читала Иисусову молитву, я слышала Бога, Его ответы, и мое сердце наполнялось теплотой».

Если сравнить это с нашей жизнью, почему люди не молятся, а постоянно слушают в наушниках музыку? Человек постоянно пребывает в возбужденном состоянии и не только не слышит Бога, но не слышит даже самого себя, поэтому он вне духовного пространства. Ведь у многих на работе постоянно звучит радио: музыкальные композиции, какие-то рассуждения – и человек приходит с работы изможденный. А если исключить эту музыку и сделать так, что какое-то время он работает, потом уходит в себя, успокаивается и читает Иисусову молитву. Очень важно, чтобы человек в течение дня читал Иисусову молитву. Мы не монахи, но это самая высокая молитва, которая есть на земле, потому что нет выше имени Господа: «Именем Моим бесы ижденут». И эта Иисусова молитва наполняет человека. Можно не творить пятьсот Иисусовых молитв в день, но после того небольшого правила, которое было прочитано дома, прийти на работу, прочитать два-три раза Иисусову молитву, обратиться к Богу, даже на немного закрыть глаза, встретится с Ним, пообщаться и начать свою работу. Когда работа начинает тебя немного удручать, опять закрой глаза, прочитай несколько раз Иисусову молитву, и твое состояние вновь будет наполняться теплотой, озарением, будет сниматься усталость. Через некоторое время ты можешь опять либо прочитать Иисусову молитву, либо «Отче наш», либо обратиться к Божией Матери с Архангеловым приветствием. Все это будет наполнять тебя, ты будешь успокаиваться и в какую-то минуту отрешаться от этого мира, приобщаясь к миру Божественному. Это будут совершенно другие ощущения, совершенно иная жизнь: не будет физической усталости, потому что ты будешь духовно ободряться и в твоем теле будет совершенно другой прилив сил.

Вопрос телезрительницы из Татарстана: «Весной, летом и осенью я очень устаю и вечерние молитвы читаю второпях. Могу ли я заменять их на Серафимово правило?»

– Не возбраняется заменять вечерние или утренние молитвы на Серафимово правило, потому что там читаются самые главные молитвы. Начинается оно с молитвы «Отче наш», которая называется Господней молитвой, потому что Сам Спаситель дал ее, научив Своих учеников молиться именно так. Эта молитва самая сильная, потому что она исходит из уст Божиих. Затем Архангелово приветствие: три раза «Богородице Дево, радуйся» и Символ веры. Самое главное, чтобы и это правило не превратилось в формальное. Важно, чтобы и эти слова звучали очень искренне, от души и не торопясь.

В то же время Серафимово правило предполагает и то, о чем мы говорили – то, что в течение дня мы будем читать ту же Иисусову молитву, или «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся». И среди работы, которую вы делаете на даче, находите две-три минуты, чтобы уйти от забот, каких-то размышлений о даче, бытовой суете, отойти, может быть, от умственного выяснения своих отношений с соседкой. Но уйти в себя и искренне прочитать Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся». Должна быть какая-то периодичность, например, чтобы через два-три часа, мы вновь и вновь возвращались к Богу, прославляли Его и тем самым духовно наполняли себя, открывая свое сердце для поступления в него благодати Божией. Это будет огромнейшая сила: молитва дает возможность не только почувствовать близость к Богу, но и вообще уверенность в жизни, в решении каких-то вопросов. Епископ Василий (Родзянко) часто вспоминал, что постоянная Божия помощь особо чувствуется в жизни священнослужителя, но «когда у священника оскудевала молитва, тогда мы чувствовали, что Господь не дает эту помощь в нашей жизни».

Молитва – это то, что наполняет человека, дает возможность в любую минуту встретиться с Господом, поделиться с Ним. Конечно, горячая молитва не может быть у нас постоянно. Горячей она бывает, когда нам очень больно и тяжело. Тогда она бывает и слезная, и покаянная. Конечно же, не приемлется молитва в истерике или каком-то экстазе, это не путь православного христианина. Но когда сердце наполнено каким-то переживанием, Бог бывает очень близок к нам, потому и молитва бывает такой горячей, какой не бывает, наверное, никогда в нашей жизни. И такой молитвой мы достигаем очень и очень многое.

Как поступать, когда умом понимаешь, что нужно молиться, а сердце молчит? Как в таком случае наполнить молитву радостью?

– Наполнить ее можно только через покаяние. Если наступило такое состояние, надо пойти к духовнику и разобраться, почему у тебя внутри стало пусто, нет внутренней гармонии, нет мира, смирения. Конечно, есть привыкание, но оно все равно не рождает такую пустоту, о которой вы говорите, сердце все равно щемит, ты все равно хочешь молиться и получаешь некоторое внутреннее успокоение, даже когда привык к молитве, потому что не можешь жить без нее. Это как если ты привык к какому-то любимому делу, даже если оно тебя уже сильно не «заводит», ты все равно его делаешь, потому что привык заниматься им. С молитвой то же самое. Когда ты помолился – ты спокоен и уверен, хотя, может быть, и нет сильного горения, но есть благодарность Богу за то, что Он дал тебе такую возможность. Потому что не всегда бывает возможность найти время и сладостно-сладостно обратиться к Господу.

Но когда сердце совсем не горит, ты чувствуешь, что вроде бы можно и не молиться и даже если не помолюсь, то ничего страшного в моей жизни не произойдет, это значит, что ты уже далеко отстоишь от Бога. Такого человека надо спасать, потому что он уходит в другую сторону, значит, у него есть такие грехи, которые создают стенку между ним и Богом. Ты уже не чувствуешь Господа, у тебя нет потребности встретиться с Ним, поделиться радостью или попросить прощения за тот грех, который был совершен в течение дня. На самом деле страшно, когда ты не хочешь посмотреть на иконы, поклониться Богу и сказать Ему слова благодарности. Значит, что-то страшное происходит в твоей жизни и надо срочно идти на Исповедь поделиться с духовником этим страшнейшим состоянием, которое может перерасти в духовную трагедию.

Допустимо ли молиться в общественном транспорте? У людей, живущих в мегаполисе, часто бывает так много дел, что молиться приходится по дороге.

– Я всегда говорю, что в метро всегда лучше молиться, чем разглядывать лица и смотреть по сторонам. Это принесет человеку большую пользу, если он, конечно, сможет в какой-то степени уйти в молитву, пусть она и не будет яркой, но приемлемой для человека. Молиться вообще можно на любом месте. Помню, как меня потряс случай во время первой поездки на Святую Землю. Мы посетили святые места в Израиле, а затем отправились в Египет, где, конечно, поднимались на Синайскую гору, были в монастыре Святой Екатерины. Когда мы вышли из погранзоны между Египтом и Израилем, пришло время намаза. Это были 90-е годы, и поездки на Синай могли позволить себе люди состоятельные, и вот шли важные, разодетые люди, а мальчик лет пятнадцати, в простой одежде (Египет, мы знаем, страна небогатая) тут же на газоне постелил коврик и, не обращая внимания на эту мимо идущую толпу, начал молиться. Он абстрагировался от всего внешнего мира. И этот случай запомнился как назидание мне, христианину. Могу ли я так же молиться где-то в метро?

Если взять нашу историю, то у нас молились даже на рынках: выкладывали на прилавки товар, пониже на глаза нахлобучивали шапки или натягивали платки и творили непрестанную Иисусову молитву. Это было удивительное время: человек мог и дело делать, и общаться с Богом. Это глубокое состояние, и если, живя в мегаполисе, мы приучим себя к нему, то всегда будем отгораживаться от соблазнов и искушений и в то же время сможем постоянно быть в Божией благодати. Когда мы бываем в Греции, то поражаемся тому, что и молодые, и старые ходят с четками на руках, а кто-то перебирает их в автобусе. То есть это жизнь в Боге, и, как говорит нам апостол Павел, ничто не может разлучить нас с Богом, даже суета большого города. Если есть желание, если человек может уйти в такую молитву, то пусть она и не та, что дома перед святыми образами с поклонами, но это все равно молитва – отреченность от этого мира, который предлагает тебе свои условия жизни. Мы существуем в них, потому что живем в этом городе, но все же желаем, чтобы и сердце наше, и ум пребывали в Боге.

Иногда человек рассуждает так: зачем мне молиться по молитвослову чужими словами, не лучше ли поговорить с Богом своими словами?

– Можно поговорить с Богом и своими словами, этого никто никогда не отрицал и не будет отрицать. Но ведь ты не будешь пустословить в молитве, а слова наши очень быстро заканчиваются и мы не сможем наговориться с Богом. Один из наших преподавателей семинарии очень хорошо говорил: «Если ты достиг высоты и совершенства святости, как Василий Великий или Иоанн Златоуст, ты можешь общаться с Богом и своими молитвами». Но молитвы, которые предлагает нам молитвослов: и Василия Великого, и Иоанна Златоустого, и Иоанна Дамаскина, и других великих святых, так глубоко выражают наше внутреннее состояние, наши переживания и покаяние за прошедший день. Конечно, слова этих молитв глубоки и полностью открывают наше сердце. Опять-таки нужно приучить себя к ним: войти, вникнуть в них и полюбить. Некоторые святые отцы говорят о том, что можно их даже заучить наизусть. Пусть не все, но ту молитву, которая раскрывает твое сердце перед Богом и дает увидеть Господа, выучи и читай ее. Важность не в количестве молитв, а в том внутреннем состоянии человека, когда он общается с Богом. Он должен чувствовать Господа, слышать Его (как мы говорили о той бабушке), слышать Его в тишине, слышать в молитве, может быть, даже в делах и в том же метро среди грохота и шума. Это очень важная молитва.

Как приучить к молитве ребенка?

– Приучить ребенка к молитве можно только личным примером, укладом в семье. Если молится вся семья вместе с детьми, тогда они приучаются к молитве. Тогда молитва становится их сущностью, и они не будут стесняться молиться.

Один священник рассказывал мне, что его старший сын, видя, как молятся родители, и сам бывая в церкви, когда маленьким ребенком, катался на велосипеде, на всю улицу пел «Отче наш». А когда стал подрастать, то в школе, выходя к доске, всегда осенял себя крестным знамением, и все принимали это как естественное обстоятельство. Когда он уже стал взрослеть, то как-то однажды не перекрестился у доски, и учительница позвонила родителям и сказала: «Что-то случилось с вашим сыном: он сегодня не перекрестился у доски».

Господь, действительно, очень многое дает по молитвам. Бывают самые разные рассказы о том, как значима молитва. Порой у тебя в жизни ничего не получается, а помолишься – и все у тебя получится. И дети понимают это, особенно в религиозных семьях. Они знают, что можно прочитать про себя молитву «Отче наш» и вдруг умиряются отношения с ребятами, вдруг попадается самый легкий билет на экзамене.

Слышал рассказ о том, как остановился поезд и никак не мог продолжить движение. Тогда ребенок подошел к маме и спросил: «Мама, а почему мы не едем?» – «Наверное, какое-то искушение». – «А что надо сделать?» – «Почитай молитву «Отче наш»». Ребенок прочитал молитву – и поезд поехал. Совпадение это или огромная сила молитвы – это уже подтверждается нашей христианской жизнью.

Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды, будучи преподавателем семинарии, приехал помолиться в Оптину пустынь. Его поселили с одним иеромонахом, студентом Казанской семинарии. Выйдя на богослужение, они оба забыли взять ключ, а дверь захлопнули. После службы никак не могли попасть в келью, пошли к эконому, рассказали о своей проблеме. Тот пытался подобрать ключ со своей связки, но все они были меньше, чем замочная скважина. Тогда эконом попытался подсунуть веточку и открыть вместе с ней. Ничего не выходило. Как говорит митрополит Вениамин: «Мы стали подсказывать отцу эконому, что надо взять веточку потолще». Но он ответил: «Нет, не в этом дело, мы не с того начали». – «Как не с того?»– «А мы не помолились». Эконом истово осенил себя крестным знаменем, взял ту же веточку, вставил ключ – и замок тут же открылся. То есть Господь действительно творит чудеса, когда мы совершаем молитву. Но все это не должно быть формально, а должно быть окутано любовью и горением к Богу.

Конечно, наша христианская жизнь должна иметь один вектор, и он заключается в том, чтобы мы смогли полюбить Бога. Если мы в своей жизни не полюбим Бога, то можно однозначно сказать, что проживем мы ее напрасно. А любовь к Богу выражается через любовь к молитве. Если мы любим молиться, любим общаться с Ним, если молитва наполняет, утешает нас, тогда мы уже в какой-то степени приближаемся к тому, что Бог становится для нас Тем Единственным, Который и должен быть в нашей жизни. Как говорят святые отцы, ты спасешься и получишь радость жизни, когда Христос для тебя станет всем.

С чего следует начать человеку, который хочет научиться молиться?

– Начинать всегда надо с общения со священником. В молитве обязательно должен быть духовный руководитель, потому что келейная молитва очень важна, но мы должны помнить, что, кроме нее, есть молитва общественная, и она выше всякой, которая может быть на земле. Сам Христос сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди их.

Человек, который хочет научиться молиться по-настоящему: подлинно, искренне и чисто, должен начать с молитвы церковной. Он должен обязательно начать посещать храм Божий, воскресные богослужения, начать общаться со священником, потому что к молитве нельзя подойти без покаяния: надо обязательно очистить свое сердце, чтобы оно смогло увидеть Бога. Мы говорили, что молитва – это встреча с Богом. А кто Его может увидеть? Блаженни чистые сердцем, ибо те Бога узрят. Поэтому сначала необходимо покаяние, а затем священник определит меру твоего молитвенного правила. Конечно, это обязательно будут и молитва Господня «Отче наш», и Архангелово приветствие «Богородице Дево, радуйся», и Символ веры.

Как и мы начинали свою молитвенную жизнь с того, что сначала родители водили нас в храм, а по мере того, как мы могли что-то запомнить, начинали учить с нами молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». Мы слышали эти молитвы утром и вечером, перед едой, повторяли их вместе с родителями, и молитва запоминалась сама и становилась необходимостью в нашей жизни. И по сию пору без молитвы не начинается и не заканчивается ни один день, и в течение дня не раз обращаешься к Богу. Даже среди той жизненной суеты, которая нас окружает, чувствуешь: я хочу от нее уйти и помолиться. Понимаешь, что без молитвы ты оскудеваешь с каждым днем. И когда она возвращается, то приходит полнота, уверенность, надежда на то, что все будет хорошо с тобой, твоими близкими и прихожанами, за которых ты возносишь молитву. У священника есть особое чувство предстояния, получения благодати и чувство келейной молитвы, которая тоже необходима ему, что чувствовать себя полно, а искушения этой жизни не прикасались к нему. Искушений у всех много, борьба происходит у всех, и победителем в ней может быть только тот, кто научился молиться.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс