Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (860) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Греховные страсти и борьба с ними

Иеромонах Макарий (Маркиш): Греховные страсти и борьба с ними

№11 (860) / 15 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи «Греховные страсти и борьба с ними». Мы сейчас проходим поприще поста, и, как известно духовно опытным людям, с началом поста у человека, который старается его соблюдать, все страсти начинают проявляться. Давайте попробуем разобраться с тем, что же такое страсть.

– Слово «страсть» часто употребляется в религиозной литературе, в контексте нравственного богословия, в повседневной жизни и просто в нашей речи, но им нередко и злоупотребляют, а отсюда порой возникает путаница и всякого рода неприятности. Надо исходить из того смысла, какой вкладывали в это слово наши святые отцы, стоявшие у истоков православного богословия, из того значения, в котором оно употребляется в Священном Писании. Слово «страсть» – это перевод с греческого языка слова «пафос», кстати говоря, отсюда же произошло и слово «пассивность», пассивный залог в грамматике. Это слово имеет достаточно широкий спектр значений, но основной его смысл – воздействие чего-либо на меня. Как сказал очень метко один автор: «Страсть – это не когда я делаю, а когда мной делают». И грамматически это тоже очень верно звучит – пассивный залог. Иными словами, в контексте нашей нравственности, аскетики (тоже в правильном понимании этого слова: имеется в виду не сидение на гвоздях, а духовная гигиена) страсть – это паралич воли. Вот у меня и у вас есть страсть к кислороду. Если мне зажать рот и нос и сказать: «Обходись как хочешь! У тебя страсть – твои проблемы!», то где-то минуты полторы-две я побьюсь как рыба об лед, а потом дело будет плохо... Есть у нас страсть к воде – без нее можно несколько дней прожить... Есть у нас страсть к еде – можно месяц или полтора прожить без пищи...

И к другим подобным вещам у нас имеются такого рода страсти. Это так называемые неукоризненные страсти, и за них нас невозможно укорять. Спрашивается, а как это проверить? Да очень просто: Господь наш Иисус Христос, приняв человеческую природу, бесспорно, имел эти страсти – Он дышал, ел, пил, спал, уставал и нуждался в чем-то. Это, еще раз повторюсь, неукоризненные страсти. А вот дальше уже начинается соскальзывание в сторону укоризны. К примеру, еда – это неукоризненная страсть: человек должен питаться, но вот вопрос, что он должен есть, раз мы вспомнили про пост? Какие продукты? Человек говорит: «Мне хочется есть». «Хорошо, иди поешь салат из капусты», – скажем ему в ответ, но человек заявляет: «А мне хочется сыра!» Но ведь сыр, как мы правильно считаем, это пища не для поста. Человеку хочется есть, но он не желает есть непостную пищу. Вот отсюда и начинается склон, скатывание вниз. Пока мы шли по ровной поверхности, все было нормально и хорошо, но как только обстановка изменилась, нам сразу же стало тяжело. Человеку хочется есть, но он или сам вспомнил про пост, или его кто-то предупредил об этом, и он не стал есть непостную пищу. А другой человек или тот, кто находится в тяжелом положении, скажет: «Я так не могу! Хочу сыра, хоть ты лопни!» И кто-то начал есть сыр, как мышь, а кто-то ведь и в более серьезные неприятности впадает из-за паралича воли: «Ничего не могу с собой поделать! Я же сам сыр не ем, это меня кто-то заставляет!»

Часто когда мы разговариваем с человеком о чем-то личном, касающемся его, о каких-то привычках, то можно услышать такую фразу: «Я страсть как люблю то-то и то-то!» Это просто игра слов, или это на самом деле проявление страсти?

– Очень хорошее выражение! Язык очень мудр, и в таких языковых оборотах, поговорках проявляется нечто интересное и глубокое. Когда человек говорит: «Я страсть как люблю сыр», то это, конечно, не означает, что он не проживет без него, но это открывает некую дверцу в недолжном направлении. Никто ведь не скажет: «Страсть люблю дышать», понятно, что нужно дышать, но если человек называет конкретный продукт, без которого он не может жить, то тут уже звенит маленький колокольчик тревоги. Ты говоришь, что страсть как любишь то и то, а можешь ли ты абсолютно спокойно сказать: «Да, я очень это люблю, но есть это не буду»? Проявится ли у тебя совершенно нормальная реакция человека на некий внутренний толчок и ты откажешься? Или скажешь: «Ничего не могу с собой поделать! Страсть как хочу это съесть»? Очень часто маленький ребенок, от которого мы не требуем соблюдения поста в полной мере, начинает капризничать: дайте мне то, дайте мне это. Взрослые его вначале удерживают, а потом говорят: да ладно, надо дать ему мороженое, конфетку, шоколадку... чтоб не капризничал. И в этом педагогическом движении уже скрыт маленький тревожный звоночек, хотя, может, уже и большой.

А как вообще в человеке зарождаются страсти?

– Святые отцы дают очень разумное и серьезное изложение раскрытия процесса. Если неукоризненные страсти присущи человеку по природе, то укоризненные развиваются в нем практически всегда постепенно. Мы с вами перед этим говорили о еде, сыре, но всерьез это никого не пугает, волосы дыбом не поднимаются, но вы все, дорогие зрители, люди серьезные, понимаете, о каких страстях чаще всего идет речь: это алкоголизм, наркомания, лудомания, разного рода сексуальные злоупотребления, жадность, стяжательство, ругань, скандальность, знакомая многим из нас. Иногда к священнику приходит человек и говорит: «Я-то сам ничего, это вот все жена моя. Я на нее так разозлился, что не смог удержаться и вмазал ей хорошенько! А она потом в поликлинику поехала, в полицию обратилась». И он так это рассказывает, как будто он муху шлепнул, вместо того чтобы понять, что совершил уголовно наказуемое преступление – избиение. У него это само собой разумеется: ну как же – она его довела, он же разозлился из-за нее.

Вот эти греховные, губительные, самоубийственные страсти всегда выезжают по некоей кривой дуге, которая начинается иногда в детстве, отрочестве, а порой и во взрослом состоянии, когда человек, что называется, начинает давать себе волю. Конечно, это не очень хорошее выражение, не такое просвещающее и информативное. Я себе даю волю: ем, пью, дышу, хожу, гуляю, тружусь, молюсь, но даю волю не себе, а просто не обращаю внимание на свои грехи – перестаю внимательно отсекать, отбраковывать, отталкивать от себя греховные поползновения своей души, индивидуума, личности. И вот отсюда-то берут свое начало страсти: потихоньку, понемногу, начиная с помысла, с его принятия, с соединения с ним, как это звучит в переводе с греческого, с привыкания к греху. А дальше уже все идет по наклонной. Любой человек, знакомый с пагубной страстью – алкоголизмом, прекрасно знает, как это бывает: сначала по рюмочке, потом по две, затем по три сегодня, завтра, послезавтра и так далее, и вот уже человек – запойный алкоголик и ему самому непонятно, что делать. По этой же схеме развиваются практически все страсти, разумеется, конечно, со своими особенностями, но такая постепенная уступка греховным порывам своей души (или бесам, назовите это как угодно – это одно и то же), это и есть выражение той злой бесовской силы, которая направляет нас к погибели.

Скажите, а как своевременно диагностировать в себе ту или иную развивающуюся страсть?

– Это очень важный, глубокий и практический вопрос. Если бы на него можно было легко ответить, то у нас бы уже давно выросли крылья и мы с вами порхали бы по воздуху как ангелы, но этого не происходит. Внимай себе, следи за собой – это общая для всех формула, которая понятна для человека, живущего сознательной христианской жизнью, а для того, кто далек от Церкви, это мало что значит – все равно что слепому или человеку с очень тяжелым поражением зрения сказать: «Протри глаза, раскрой их и внимательно посмотри!» Конечно, заболевание глаз нужно лечить, и сама эта идея лечения очень важна: грех в правильном понимании – это ни в коем случае не исключительная вина, это не означает, к примеру, того, что я за рулем взял и повернул туда, где запрещено, заплатил штраф и поехал дальше... Не это важно! Главная составляющая греха – это болезнь, некий дефект, который при моем попустительстве либо развивается, либо устраняется при определенном лечении.

Вот болит зуб у человека, а мы ему скажем так: «А пускай болит, все равно он сгнил и его нужно удалять», согласится ли он с нашим убеждением? Думаю, что нет. Каждому священнику, да и любому прихожанину должны быть хорошо знакомы слова молитвы, которая читается при таинстве Исповеди: «Пришел еси в духовную врачебницу, да не исцелен отыдеши...» Человек, приходящий исповедоваться, идет к священнослужителю либо как к врачу в кабинет, либо как на диспансеризацию. И в процессе этого откровенного разговора, который священник адресует Господу, обнаруживаются разного рода особенности. Сколько раз бывало такое, когда человек приходил к батюшке на Исповедь с бумажкой с неразумным перечислением странных грехов, а он ему говорил: «Оставьте это. Вы мне лучше скажите, как вы с женой живете? Расскажите-ка мне поподробнее». И вот священник выявляет грех, а затем говорит: «Вы эту бумажку выкиньте и не берите с собой на Исповедь, а больше следите за собой, за тем, как вы ведете себя со своими близкими». Так обнаруживается начало страсти, ростки греха, которые, если их оставить без внимания, могут привести к тяжелому духовному поражению.

Телезрительница из Воронежа задает вопрос: «Как можно избавиться от депрессии? Вот уже два года, как я ничего не могу с собой поделать».

– Тяжелый вопрос, потому что депрессия – это такое состояние, которое объединяет в себе и то, что относится к духовному, невидимому миру нашей души, и к органическому поражению. В условиях борьбы с депрессией самый правильный подход – это сотрудничество, содействие с Церковью и медициной. Многим священникам, в том числе и мне, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда звонил психотерапевт или невропатолог и просил: «Батюшка, а вы не могли бы поговорить с моей пациенткой?» Или сам священник советовал своему прихожанину обратиться за помощью к специалистам-медикам. Нужно понять, что здесь должно соблюдаться равновесие: нужно не пренебрегать ни медицинскими, ни духовными средствами. Если человек, к примеру, сломал ногу, то какой бы он ни был: добрый, злой, хороший, плохой, умный, глупый, верующий или неверующий – он пойдет к хирургу, который наложит ему гипс, и независимо от нравственно-духовного и религиозного воспитания больного нога у него срастется. Здесь же совсем не так: чем ближе тема нашего разговора к душе, к невидимому духовному миру человека, тем она сложнее и тем больше зависит не от телесных и медицинских средств, а от соединения одного с другим.

Мы советуем вам аккуратно, тщательно исповедоваться перед опытным, немолодым священнослужителем (женатым или монашествующим – это уже что вам ближе) и ни в коем случае не пренебрегать медицинской помощью: обратиться к невропатологу, психотерапевту, выслушать то, что он скажет, принимать те медикаменты, которые он вам пропишет. Врач худого не посоветует. У нас иногда бывает такое: начинают собирать клевету на врачей, бегать от них, убеждая всех в том, что так только здоровее будешь... Не надо такого делать, нужно трезвым взглядом смотреть на все и понимать, что есть две составляющие в человеке, которые необходимо подвергать исследованию и своевременному лечению.

Депрессию можно отнести к страсти печали или уныния?

– Действительно, если посмотреть, то симптом депрессии – это синдром паралича воли, когда человеку ничего не надо, ему ничего не хочется и он просто лежит на кушетке. Если он еще при этом работает, то у него падает производительность, способность делать что-либо полезное, им недовольны и начальство, и сотрудники, а он сам ничего не может с этим поделать – у него паралич воли. Но понять и устранить причину этого не так-то просто. И когда не очень, скажем так, квалифицированные «советчики» говорят такому человеку: «А депрессия у тебя понятно почему: это от того, что ты в 1982 году что-то не то сделал. Надо тебе поехать и искупаться в целебном источнике», то это звучит несколько самонадеянно. Конечно, невредно вспомнить свои прошлые грехи, принести в них покаяние – это нужно сделать, да и паломничество, когда оно в меру, тоже хорошо, но не надо при этом определять каких-то примитивных причинно-следственных связей, потому что соматическое состояние, состояние нервной системы составляет некий фон, на котором устанавливается такой душевный паралич.

Есть средства медицинские, о которых мы с вами уже говорили, а есть средства христианские. Мне бы не хотелось сейчас подробно об этом рассказывать, потому что узнать об этом вы должны у священника на Исповеди. Нам ведь известно, что существуют разные лекарства, но их прописывает больному на приеме врач. Так и я сейчас укажу лишь общее средство для лечения депрессии, а вы все же обращайтесь за лечением к приходскому священнику. Самое общее распространенное лекарство от депрессии – это делать что-то для ближних. Если у матери есть дитя, которое она любит, у нее может быть состояние, толкающее к депрессии, но она будет посвящать себя ребенку, будет ухаживать за ним, лечить его, когда он заболеет. Это лучший импульс для того, чтобы выйти из состояния депрессии. Но большинство людей, страдающих от нее, это все-таки не молодые матери с детьми и даже не члены полноценной семьи, а одинокие люди, рядом с которыми нет никого, пережившие трагедию развода или утрату близкого человека. Им нужно оказать такую помощь, чтобы они были вынуждены помогать другим. Надо организовать для них ситуацию, чтобы они осознали факт своей необходимости, нужности близким людям. Именно тогда, совершая служение ближним, человек начнет выходить из этого депрессивного состояния.

Телезритель из Белгородской области спрашивает: «Есть такое понятие – первородный грех. В понимание первородного греха входят три составляющие: смертность, тленность и страстность, то есть человек болеет, есть хочет... Мне непонятно. Почему это грех, если я родился смертным человеком?»

– Вы сделали верное замечание, просто эта тема очень серьезная и глубокая – вплоть до того, что я порекомендовал бы людям, интересующимся ею, открыть и почитать книги по догматическому богословию или по православной апологетике. Проблема, которую вы подняли, заключается в том, что само слово «грех», как и едва ли не все слова, обозначающие серьезные понятия в нашем языке, имеет несколько значений; в частности, первородный грех – это, как его следует правильно именовать по-русски, прародительское повреждение. Чтобы это понять, давайте представим себе что-то совсем элементарное: человек или какое-то животное несет в себе мутацию, некий генетический дефект, и все дальнейшее потомство будет его наследовать. Возьмите, к примеру, болезнь, которой страдал мученик Царевич Алексей Николаевич Романов: у него была гемофилия – генетическая несвертываемость крови. Откуда у него взялось такое заболевание? Один из его предков получил когда-то подобное генетическое нарушение, которое передалось сыну последнего Императора по наследству. Точно так же и в отношении первородного греха: если мы применим это к себе, то увидим, что каждый из нас несет такое же прародительское повреждение – природа человека искажена, повреждена. Это можно назвать грехом, греховностью, склонностью к греху, удобопреклонностью к греху, как об этом говорится в догматическом богословии. Те особенности, о которых упомянул наш телезритель: смертность, тленность, страстность, подверженность к греховным укоризненным страстям, – свойственны человеческой природе вследствие этого прародительского повреждения.

Чем отличается страсть от греха? Или это симптомы одного и того же?

– Конечно же, они отличаются. Грех, повторяясь, развиваясь, укрепляясь в душе человека, приводит к страсти. Если вернуться к теме поста, то, скажем, вот человек подумал: «Да ладно – пост не пост, а мороженого хочется! Возьму и съем!» Съел. Один раз съел, второй... Так постепенно, можно себе представить, у человека разовьется страсть чревоугодия, хотя, конечно, с мороженым это вряд ли пройдет. Возьмем более наглядный, реализующийся в нашем обществе пример с алкоголем. Человек выпил рюмочку лишнего – ну да, бывает, согрешил. Но так постепенно грех входит в привычку человека, и он впадает потихоньку и незаметно в страсть алкоголизма. С наркоманией дела обстоят гораздо хуже – эта страсть развивается намного быстрее, и таких примеров можно приводить множество. (Окончание следует)

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс