Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (860) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Пост телесный и пост духовный

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Пост телесный и пост духовный

№11 (860) / 15 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Батюшка, начался Великий пост. Вроде только что мы готовились к посту, а он уже идет. Время скоротечно. Как Вы думаете, телесный пост должен соблюдаться или в первую очередь должен быть духовный пост?

– Мы начинаем с внешнего, но не должны им ограничиваться. Как сказал кто-то из великих святых: «Дай телу твоему по силе». Силы подвига давайте все же обратим на внутреннего человека, чтобы за внешним соблюдением поста не подумали, что только это для Бога и важно – картошка, огурцы и капуста. Оказывается, это не так сложно.

Мы все боялись начала Великого поста – как это без белковой пищи, как все это будет, такая широкая масленица... Кстати, с масленицей связан один случай в Оптиной пустыни. Есть пословица «Не все цыгану масленица», интерпретация одной из русских поговорок. Однажды попал цыган в Оптину пустынь, а там масленица, большой выбор молочных продуктов. Холодильников и морозильников тогда не было, до революции, все это в ледниках хранилось, так чтобы все выставлять на пост, паломникам все это давалось. И вот цыган такой довольный – сметану, яйца, масло ест целую неделю. Потом наступает Великий пост. Первый день Великого поста – он в трапезную, она закрыта, второй день – он в трапезную, она закрыта: по Афонскому уставу – первые два дня самый строгий пост. И он давай оттуда деру. Навстречу крестьянин идет, собаку на аркане тащит, утопить в Жиздре. А Жиздра находится в Оптиной пустыни. И цыган его спрашивает: «Мужик, куда ты собаку тащишь?». А тот ему отвечает: «Да хочу в речке утопить, а то она щенят все приносит и приносит» – «Экий ты болван. Да ты ее в монастырь отведи, она сама с голоду сдохнет!». Он подумал, что монастырская жизнь складывается из одной масленицы.

Оказывается, не из одной масленицы складывается вся наша христианская жизнь. Наша жизнь и во время масленицы, и во время первой недели Великого поста должна быть посвящена самому главному – исполнению заповедей, ради которых мы и постимся.

Однажды епископ Игнатий сказал: «Что такое пост? Это вспахивать землю. Вспахали землю, дальше надо засевать, чтобы ты, засеяв эту землю, что-то пожал. Если ты ничего не посеешь, то ничего и не пожнешь». Какой смысл без конца только пахать? Вот мы соблюдаем пост. Прекрасно. Какие зерна мы бросили? Апостол Павел нам говорит: «Плод же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Возможно извращение поста, когда человек обращает внимание только на стол, а не на сердце. Епископ Игнатий нам то же говорит: «Мы начинаем с листьев, но должны закончить плодами». Внешнее делание – пост, молитва – это листья. Но должны еще появиться плоды, и если мы не приносим плодов, это уже фарисейство, а не пост. Поэтому во время Великого поста надо главное внимание уделить вот чему: кому и чем я могу послужить. И есть нужно столько, чтобы иметь возможность и силы совершать добрые дела.

Святитель Василий Великий говорил: «Иногда люди так постятся, что еле ноги таскают». Было такое рассуждение: это нормально или нет? Духоносные и мудрейшие Оптинские старцы говорили: «Крайности бесовские – чрезмерное воздержание и чрезмерное объедение. Истина где-то посередине». Епископ Игнатий говорит: «За чрезмерным постом и большим правилом следует оставление всякого правила и всякого поста». Сначала человек напрягается, а потом по принципу пружины или маятника: сколько сжал, столько в обратную сторону и отыграется. Поэтому надо все рόвно: мы не телоубийцы, мы – страстоубийцы.

Для чего дан нам пост – внешнее делание и инструмент, с помощью которого мы можем делать добрые дела? Да хотя бы для того, чтобы мы приучились хоть чуть-чуть во время Великого поста быть потише, ведь говорить – серебро, а молчание – золото. Обратите внимание: младенец рождается, не имея зубов, но он ест. Проходит месяц – ест, проходит еще несколько месяцев – ест. Потом появляются зубы – он опять ест. Потом вырастает – опять ест. И так всю жизнь. А потом наступает такой период времени, когда зубы начинают выпадать, он опять ест. Зубов все меньше – он опять ест. Когда они все выпали, он не перестает есть. Для чего нужны зубы? Не чтобы есть. Зубы у ребенка появляются, когда он начинает говорить, чтобы его язык был за барьером – за зубами и за губами. Когда человек не держит язык за зубами, они начинают у него потихоньку вываливаться. Кто-то сказал: молчание – золото. Действительно, если начнешь лечить зубы – сколько это будет стоить?! Псалмопевец Давид говорит, что «Господь сокрушит зубы грешников». Поэтому, чтобы зубы не сокрушались, а потом деньги на вставные челюсти не тратить, нужно приучиться к молчанию и лишнего не болтать.

У нас был один брат в Оптиной пустыни, по образованию врач-стоматолог, и вот у него была без конца масса послушаний. Он уже на службу не успевает ходить, Священное Писание читать, правило исполнять – такой нагрузки он не ожидал. И когда он уже совсем изнемог, на дверях стоматологического кабинета написал: «Господь сокрушит зубы грешников». Приходила братия, смотрела на эту надпись, каялась и с покаянием уползала...

Это уже отступление, так как на самом деле больше надо думать о внутреннем, но и внешнего не забывать. Обращайте внимание на то, что мы говорим, как говорим, кому говорим и, самое главное, с каким внутренним настроением. Очень важна сама тональность. Старец Амвросий Оптинский говорил: «От ласки у людей бывают иные, другие глазки». Поэтому криком, приказным тоном, недовольным тоном ничего не решишь.

Вопрос телезрительницы: «Как часто можно ходить причащаться? Мне нравится состояние после Причастия, но не является ли это самолюбованием?».

– Это милость Божия, что Господь посещает вас такими чувствами. Мы причащаться должны ради того, чтобы быть другими. У кого-то минуты, у кого-то часы, у кого-то несколько дней – Господь дает благодатность в составе тишины, мира и доброжелательности, и не заметить этого нельзя. Почему мы полюбили Причастие? Потому что поняли, что хотим быть другими. Человек, как барон Мюнхгаузен, сам себя вытащить не может и начинает пробовать. Евангелие у всех одно, все читаем, все понимаем, какими должны быть, а на деле – начинаем говорить, и прут раздражительность, гнев, самолюбие, недовольство, нетерпеливость, эгоизм, обидчивость. И почему мы в Церковь пришли? А потому, что начали искать лекарства. Молитва есть, икона есть, а мы совсем другие.

Господь говорит: «Придите и научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем». Опыт первого Причастия показал нам: вот эта сила, которая внутри нас, – Христос внутри нас. Пусть даже какое-то мгновение, но я могу быть другим. Причастие дает нам возможность быть другими – все ради этого и во имя этого. Опыт духовной жизни показал нам, что в эти благодатные моменты Господь дает нам Свою неоскудевающую силу. Поэтому с благодарностью Богу причащайтесь Святых Христовых Таин, и в то же время перед тем, как идете в храм на Исповедь, принесите священнику и внутри своей совести раскаяние, от чего бы хотелось избавиться в своей жизни, и, наоборот, чего мы ждем от Святого Причащения. Мы можем и должны сначала показать свою рану, свою язву, свои недостатки – и не только молиться об избавлении от грехов, но и просить, чтобы возрастала в нашей душе добродетель. Псалмопевец Давид нам говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо». Если ты будешь думать, как бы чего бы не сделать, то доброго и хорошего тоже никогда не сделаешь. Ты думай о том, как бы и что бы хорошее сделать, а плохое само от тебя отлетит. Если ты будешь думать о доброжелательности, то твои раздражительность и эгоизм будут отходить на второй план. Если ты будешь понимать, что Христос – Истина, ты будешь жить по правде и говорить правду. Надо больше всего обращать внимание на то, какими нас хочет видеть Христос.

Чем отличается Исповедь от покаяния в Великий пост и вообще?

– Покаяние наступает задолго до Исповеди, это ее кульминация, апофеоз внутреннего покаяния человека. Каяться перед Богом и исповедоваться Ему мы можем каждый день, а Исповедь подразумевает исповедание перед священником. Священник – только свидетель. Кто-то из опытных духовников сказал, что на Страшном Суде Бог поставит душу человека и священника и спросит: «Он в этом грехе каялся?» – «Да» – «А в этом?...». В чем он каялся, о чем была прочитана разрешительная молитва – в том был оставлен грех, а в чем не было покаяния, грех тот остается на человеке, он несет за него ответственность.

Покаяние – постоянная внутренняя работа души, когда мы трезвимся от всякой дурной мысли, слова и поступка. Как вы мыслите, такова ваша жизнь. Проклинай свою жизнь, и она будет проклятая. Будь доволен своей жизнью, и она будет таковой. Мы не можем изменить обстоятельства нашей жизни, но можем изменить отношение к этим обстоятельствам. Христианину дана великая мудрость – иметь оптимистическое отношение к жизни. О христианине и нехристианине, об оптимисте и пессимисте есть замечательное стихотворение:

В одно окно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь,
Другой –
листвы зеленой вязь,
цветы и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

Обстоятельства одни и те же, а взгляд на жизнь совершенно противоположный. Господь дает такую благодать, что человек может стать выше жизненных обстоятельств. Златоуст по этому поводу однажды сказал: «Больной человек не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек не тот, у кого нет болезней, а тот, кто при болезнях мало ноет. Бедный человек не тот, у кого мало денег, а тот, кто не может довольствоваться необходимым. Богатый человек не тот, у кого много денег, это тот, кто умеет довольствоваться необходимым». Оказывается, и болезнь, и здоровье, и бедность, и богатство – понятия относительные.

Звонок телезрительницы: «Батюшка! С Великим Вас постом! Как правильно читать Евангелие в те дни, когда не совершается Литургия Преждеосвященных Даров? Можно ли келейно читать акафист в Великий пост? Можно ли читать Псалтирь сначала за здравие, потом за упокоение на одной и той же Славе? Или нужно читать каждый псалом отдельно – сначала о здравии, а потом тот же самый псалом об упокоении?».

– Начнем с последнего. Мы – счастливые люди. У нас не бухгалтерия, не математика. У святых отцов есть такое выражение: «Молись, люби Бога и делай, что хочешь». Обычно принято после первой и второй части кафизмы молиться о здравии родных и близких, а на третьей части читать об упокоении. Если вы что-то перепутали, для Бога это никакого значения не имеет. Молитесь и поминайте своих родных и близких, как вам удобно.

Правило Церкви таково: сначала мы поминаем о здравии, а потом – об упокоении. Относительно акафиста бытует мнение, что Великим постом акафисты не читаются, потому что они якобы несут в своем содержании оттенки радости, поскольку мы очень часто произносим во время чтения акафиста «Радуйся, радуйся, радуйся». Но нам никто не запрещает радоваться и Великим постом, и не Великим постом – апостол Петр так и говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Неразумно оставлять акафисты Великим постом тем, кто их любит, это потребность нашей души.

Чем отличается акафист от кафизмы? Слово «кафизма» произошло от греческого глагола «кафизо» (сижу), а «акафизо» – не сижу. Поэтому во время кафизмы у греков разрешается сидеть в храме, а мы, по нашему русскому благочестию, Псалтирь читаем стоя. Акафисты мы, конечно, читаем стоя. У нас будет Похвала Пресвятой Богородицы, когда торжественно поется акафист Пресвятой Богородице, именно Великим постом, что подтверждает истинность этого рассуждения: акафисты постом читать и можно, и нужно. При этом не заменяя акафистом чтение Псалтири – Псалтирь мы продолжаем читать.

Теперь относительно чтения Евангелия. Евангелие читается по потребности души. Мы думаем не только о питании своего тела, надо больше думать о питании нашей души. Пища души – Слово Божие. Когда Христос беседовал с самарянкой, у него спросили: «Кто принес Тебе пищу?». «Пища Моя есть воля Божия». Также Он говорил: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Вот о чем будет жив человек – о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих.

Во время Великого поста мы усугубляем чтение Священного Писания, чтобы понимать, какими должны быть. Мы – христиане, мы – образ и подобие Божие. Мы должны найти в Евангелии образ, какими хочет нас видеть Господь: «Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут; блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят; будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный; всякому просящему у тебя дай; хотящему взять у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю; по тому все узнают, что вы – ученики Мои, если будете иметь любовь между собою». Все эти внутренние нюансы христианской жизни должны стать нашим достоянием: достоянием ума и только тогда достоянием нашего сердца. Если ты ничего не помнишь, как ты будешь это исполнять? В своей профессиональной деятельности человек должен что-то читать, помнить, вникать, соображать. Евангелие для нас должно стать ориентиром, на который нужно равняться. Я знаю несколько благочестивых семей, в которых все собираются на ужин, отец берет в руки Евангелие и произносит такие слова: «Сказал Господь Своим учеником: не о хлебе едином будет жив человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». Читает главу Евангелия, кладет на полочку, и ужинают. Сначала напитали душу, потом тело.

Читать одну короткую главу Евангелия – 5 минут, из моего личного опыта, чуть подлиннее – 7 минут. За столом сколько мы сидим? Вообще, на время никто не смотрит, уйму времени тратим. Надо питать и тело, и душу, тогда будет все гармонично в нашей христианской жизни.

Вопрос телезрительницы: «Я редко бываю в храме. Пришла недавно, и никакой торжественности, красивого пения не услышала. Такое скучное богослужение... Почему так?».

– Она, наверное, попала на первую неделю поста, когда очень много чтения Псалтири, мало пения, одни поклоны... Неподготовленному человеку это непривычно. Если на буднях приходила, там сначала часы, а потом Литургия. Литургия – сплошное торжественное пение. Или Всенощное бдение. Важно не быть тем цыганом, о котором мы говорили, – важно попадать вовремя. В храме надо искать не торжественности, не эстетики, мы не за этим приходим. Не фимиам и красивые облачения дают нам благодатный воздух вечности, а его дает молитва и возможность человека через личную молитву, через молитву всей Церкви ощутить присутствие невидимого Бога. Господь везде, но в храмах Его особое присутствие. Когда человек ищет Бога, он Его обязательно найдет.

Человек и в пустом храме, когда не совершается Литургия, может спокойно помолиться и выйти на связь с Богом. Связь эта беспроводная, безлимитная. Господь готов принимать и слышать нас даже с отрицательным балансом, когда мы как последние грешники, как последние грязные поросята приходим в храм. Господь и таких готов нас принять, и таких готов услышать, и таким готов пойти навстречу и помочь подняться. Священное Писание так об этом говорит: «Радость бывает на Небе об одном грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Старец Паисий Афонский однажды сказал: «Бог очень любит, когда Его дети говорят не только между собой, а говорят с Ним». Надо почаще говорить с Ним, в любом месте – дома, на работе, в храме. В храме совершенно иная, благодатная обстановка, о которой Серафим Саровский когда-то сказал: «Одно «Господи, помилуй», произнесенное в храме от лица всей общины, больше, чем целая Псалтирь, прочитанная дома, в келии, наедине».

Вопрос телезрителя: «Я считаю себя верующим человеком, хожу в храм. Но в храме неловко себя чувствую, потому что не знаю культуру, историю, тяжело воспринимаю службу. Подскажите, с чего начать знакомство с историей, обычаями, культурой Православия. Какую литературу читать? Может быть, в школу какую-то пойти?».

– Для таких наших соотечественников, как вы, Николай Васильевич Гоголь написал замечательную книгу «Размышления о Божественной литургии». Он понимал, что наполняют Россию крестьянство и рабочие, которые не до конца все понимали в силу своей необразованности. Для них он и написал эту замечательную книгу. Я очень высокого о ней мнения. В этой книге объясняется Божественная литургия, ее символика, ее значение, что происходит в храме. Еще есть замечательная книга Симеона Солунского «Новая скрижаль»… Кстати, вы можете пользоваться интернетом – наберите в поисковой системе «толкование богослужения». Я благодарен вам за этот звонок. Когда я первый раз переступил порог храма, вообще ничего не понимал: иконостас, Царские врата, диаконские врата, не мог отличить священника от диакона. Но я в храме молился. Молился, чтобы стать другим. У меня была дурная привычка. И я приходил в храм и Богу говорил, что я вот такой, я вот этого не хочу, попробовал от этого избавиться вне Церкви, но одного моего ума было недостаточно. Я понимал, что так делать нельзя и начал судорожно искать выход из этой ситуации. И нашел его в Церкви: Церковь – врачебница, есть Врач, есть священник, есть средства. Ищите в храме самого главного.

Я благодарен сегодня за звонок относительно Причастия: «я хочу быть другой и чувствую, что Церковь и Причастие помогают мне быть другой или другим». Вот это надо больше всего искать. А параллельно, конечно, вникать в тонкости: кто диакон, кто чтец, когда Евхаристический канон, когда будет Причастие, когда нельзя ходить по храму. А вообще, храм – для нашей личной молитвы. В эти моменты, когда сугубо открыто Небо, постарайтесь выйти на связь с Богом, расскажите о своих немощах, грехах, несовершенствах, о том, каким вы хотите стать перед людьми, перед Церковью и Богом и как воплотить Евангелие в свою жизнь.

Вспоминается одна история: собрались богословы и обсуждают, какой лучше перевод Библии. Одни говорят, что Септуагинта, другие – Вульгата. И вдруг домохозяйка, подавая кофе, говорит: «Самый лучший перевод сделала моя мама». Они сразу достают айпад: «Как ее фамилия, какой теологический университет она закончила?» – «Она простая домработница». Они ничего не понимают: «И какой же она перевод сделала?» – «Моя мама перевела Святое Евангелие в жизнь». Вот это самый главный перевод. Поэтому нужна не одна теория, надо начинать жить в Церкви по Евангелию. От теории без практики толку мало. Церковь есть настоящая практика, Причастие – настоящая практика, богослужение – настоящая практика.

Расшифровка теста:
Наталья Локтева.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс