Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (859) → Школа в провинции, или Уроки выживания для настоящих мужчин

Школа в провинции, или Уроки выживания для настоящих мужчин

№10 (859) / 9 марта ‘16

Зарисовка

Первые и главные слова в твоем школьном букваре было не «мама» и «Родина», а «кулаки» и «друг». Кулаки и смелость нужны были, чтобы не стать мальчиком для битья, о которого все остальные вытирали бы до старости ноги, а верные друзья. В классе я был предпоследним по росту, да и фамилия «Ахалашвили» пользовалась у советских хулиганов повышенной популярностью. Меньше был только Сережка Серкин, болезненный и слабый мальчик, выросший без отца. Сережка был моим лучшим другом, который сидел со мной за партой и которого я никому в обиду не давал. В отличие от Сережки, который сдачи сдать не мог, я относился к дракам по-философски – большой шкаф громче падает, и хотя боялся до ужаса, стоял за правду до конца. Конечно, тренировки на секции дзюдо, бокса и футбола тоже помогали, но и с ними иногда еле ноги уносил.

Если ты мог без раздумий вцепиться кому-нибудь в лицо – тебя уважали. Когда в класс приходил новенький, его обязательно били. Так полагалось. В порядочных классах били пару раз для науки, в нашем – постоянно. Это очень страшно, когда бьют каждый день. Бьют сильно, зло, беспощадно, а самое главное – ни за что. Убежать невозможно. Жертву караулили возле раздевалки или за углом школы, или прямо возле подъезда. Жаловаться родителям или учителям бесполезно. Покричат, поругают. А дальше-то что?

Одним зимним вечером одного мальчика хулиганы сбрасывали в полный снега овраг. Он горько плакал, умоляя оставить его, но каждый раз, когда ему удавалось выкарабкаться наверх, ногами и кулаками сбрасывали его обратно. Когда обессилев от боли и слез, он больше не мог подняться, сжался в комочек, и, как маленький загнанный зверек, стал дико кричать: «Мама, мама!». На крик прибежала какая-то женщина. Эта женщина отвела его домой, сам он идти уже не мог. Другой мальчик из-за постоянных побоев убежал из дома. Он боялся идти в школу, потому что не мог уже больше терпеть побоев, и боялся оставаться дома, потому что родители все равно отправляли его в школу. Его нашли через месяц, грязного и голодного на каком-то чердаке. Нашли случайно. Какая-то бабка развешивала белье и, услышав шорохи, решила – воры. Вызвала милицию. Когда этот мальчик вырос, то попал в тюрьму. Он и двое его друзей насмерть забили отвертками какого-то таксиста. Как потом говорили, убили потому, что нечем было расплатиться...

Единственное спасение для жертвы – кто-нибудь сильный из старших пацанов, готовых заступиться. Это работало. Помню, всех в школе возмутило, когда одного старшеклассника-ботаника мои ровесники избили так, что у него из ушей потекла кровь, и его увезли в реанимацию. Потом его одноклассники вытащили обидчиков за школьный сарай и наказали по полной. Когда парнишка выздоровел, его уже не трогали. Но это было скорее исключение, чем правило.

Школа продолжала жить по своим законам: старшие били младших, сильные били слабых. Если слабый приводил кого-то старшего или сильного, то уже били обидчика. Учителям тоже доставалось. Помню, в восьмом классе пришел новый учитель физики, застенчивый молодой человек после института. Даже девчонки смеялись над его беспомощностью. Пацаны приклеивали к его спине листки с какой-нибудь нецензурной дрянью, подкладывали под стол бомбочки, кидали в спину презервативы, заполненные водой, когда он стоял у доски. Однажды налили краски в карманы плаща, который он неосмотрительно оставил в классе. В конце концов, двое самых отчаянных попросту затеяли с ним драку и жестоко избили. За него заступился учитель истории Леонид Аркадьевич, мужик честный и справедливый. На глазах у всей школы он вывел тех двоих во двор и по-мужски спокойно отделал. Никто ни на кого не жаловался, не обижался. Все закончилось плохо только для молодого учителя физики – он попал в психиатрическую больницу. И через полгода как новый, со всеми здоровался и улыбался.

А любимые развлечения с бомбами, взрыв-пакетами и дымовыми шашками? Из-за них школу несколько раз закрывали. Дымовые шашки продавались в хозяйственных магазинах для борьбы с насекомыми-вредителями. Дико ядовитая и вонючая штука.

Желтый и едкий ядовитый дым, от которого кружилась голова, становилось трудно дышать и резало глаза, стоял стеной и валил с ног в буквальном смысле. С бомбами было сложнее. Для их изготовления требовалось основательность и терпение. За ним ходили в какое-нибудь старинное административное здание, где на дверях были ручки из магния. Например, в городскую больницу. Ручки скручивали прямо на глазах у посетителей, а затем в кабинете труда отбив краску, стачивали напильником в крошку, смешивали с марганцем – и готово. Селитру и серу просто воровали из кабинета химии. Бомбы замечательно взрывались, иногда прямо в руках. Одному старшекласснику как-то раз оторвало несколько пальцев. Он собирался поступать в военное училище, а так стал обычным алкоголиком.

С возрастом ничего не менялось. Уже в выпускном классе меня отделали в раздевалке на прямо глазах у одноклассниц. Один из моих недругов сзади заехал мне в глаза вьетнамской «Звездочкой», и втроем стали меня избивать. К счастью, за спиной была стена, и от ударов я отлетал на нее, и упасть не успевал. Я был испорчен родительским воспитанием и не мог позволить себе бить кого-то толпой, поэтому дрался с каждым из обидчиков один на один.

А школьные сборы в военном городке? Это просто песня для будущего защитника Отечества! До сих пор картина стоит перед глазами. Глубокая ночь. Казарма. Просыпаешься оттого, что кто-то бьет обмотанными полотенцем кулаками по лицу, сидя у тебя на груди, пока остальные держат за руки. Ощущения непередаваемые...

Послесловие. Эта история из далекого советского детства о жизни обычной школы в маленьком уютном городке самой справедливой и честной страны, решившей построить рай на земле без Бога. Когда веру отцов забыли, священников убили, храмы взорвали, как было с построенном на народные деньги храмом Александра Невского в центре Камышлова, а другие как памятники архитектуры, оставили заколоченными и оскверненными, вроде моего родного Покровского собора, где до сих пор на стенах фрески святых с выколотыми глазами. Вместо того чтобы стать добрыми и счастливыми богами в земном раю, люди забывшие Бога, стали терзать и уничтожать друг друга, и единственный законом, которым жили, был тот, о котором давно сказали мудрые латиняне – человек человеку волк. Волкам нет места в раю, их родина – ад, но даже в аду память о Христе не стереть. И когда волк впервые ужаснулся оскверненной вокруг земле и крови на своих лапах и заплакал, Господь коснулся его, и он снова стал человеком.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс