Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (859) → Протоиерей Петр Мангилёв: Если у человека есть желание учиться, вариантов много

Протоиерей Петр Мангилёв: Если у человека есть желание учиться, вариантов много

№10 (859) / 9 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Для ребят, которые в этом году оканчивают школу, пришло время определяться с дальнейшей учебой. Во многих учебных заведениях проходят Дни открытых дверей. Совсем скоро состоится День открытых дверей в Екатеринбургской духовной семинарии.

– Время весенних школьных каникул – традиционное время для проведения Дней открытых дверей в различных вузах и колледжах. Мы уже много лет проводим в семинарии День открытых дверей. Можно будет встретиться с проректорами и преподавателями и задать все интересующие вопросы.

Отец Петр, Вы – проректор по учебной работе семинарии, расскажите, пожалуйста, в чем заключается обучение в ней?

– Наше образовательное учреждение – учебное заведение Русской Православной Церкви. Главная задача – подготовка священнослужителей, пастырей Церкви. Учебный процесс подчинен этой задаче – это первое и главное. Если кто-то хочет связать свою жизнь с церковным служением, он должен учиться в духовной семинарии.

Семинария – это высшее учебное заведение. Мы подконтрольны, с одной стороны, Учебному комитету Русской Православной Церкви и, с другой стороны, Министерству образования Российской Федерации, но это касается не содержания обучения, а выполнения формальных требований по созданию условий для обучения. Мы получаем лицензию (правда, она не предполагает государственного диплома, для этого необходимо лицензировать предмет «Теология», ряд семинарий это делает, но данная система в полной мере еще не налажена). Министерство контролирует состояние аудиторий, библиотечного фонда, уровень подготовки преподавателей – все формальные внешние критерии высшего учебного заведения, но не вмешивается в содержание образования. Учащийся должен понимать, что он поступает в высшее учебное заведение, которое выполняет ряд требований, поэтому мы не можем принимать с неполным средним образованием, без аттестата, должны проверять уровень подготовки абитуриента.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Существуют ли учебные пособия по литургическому богословию для более глубокого изучения литургики? В Москве я столкнулась с тем, что не могу приобрести книги с подробными толкованиями и историческими сведениями. Может быть, Вы посоветуете какие-то книги?».

– Вопрос учебных пособий одновременно простой и сложный. Учебный процесс обеспечен пособиями по всем дисциплинам, в том числе по литургике.

Учебные пособия бывают разные, поскольку перед ними ставятся разные образовательные задачи. Что касается пособий по литургике, есть и новые пособия, в частности, выпущенное Свято-Тихоновским университетом. Думаю, его можно найти в магазине «Православное слово» или в киоске самого Свято-Тихоновского университета. Часть учебных пособий – это переиздания старых пособий.

Учебные пособия не всегда подходят для самостоятельного изучения. Литургика – наука, требующая практического освоения, понимания, как строить богослужения. Речь идет не о присутствии на богослужении, но об активном участии, тогда оно начинает работать. Существуют толкования и объяснения богослужений. Если есть желание лучше понять Литургию Преждеосвященных Даров, может быть, имеет смысл устраивать такие чтения на приходе, которые разъясняли бы его, и вопрос в отношении учебного пособия был бы снят. У нас на приходе был опыт, когда накануне праздника подробно разбирались особенности богослужения данного праздника, и это вызывало интерес и приносило пользу прихожанам.

Существует «Настольная книга священнослужителя», где подробно, с комментариями изложен порядок Литургии Преждеосвященных Даров.

Как строится учебный процесс?

– Поскольку духовная семинария – высшее учебное заведение, мы следуем за всеми новациями, проводимыми сейчас Учебным комитетом, поскольку есть задача соотнести духовное образование с общей системой высшего образования в Российской Федерации.

В семинарии только бакалавриат, привязанный к существующей лицензии. Фактически обучение пятилетнее. Первый класс своего рода пропедевтический, где должны быть изучены базовые дисциплины – катехизис, много церковного Устава, церковного пения, церковного чтения и библейской истории. Создается фундамент для дальнейшего обучения. Школа не готовит по этим дисциплинам, а учебный процесс должен опираться на эту базу. Воскресные школы при хорошем уровне способны решить эту задачу. С этой задачей справляются духовные училища, в частности Верхотурское духовное училище, с которым мы традиционно сотрудничаем – после Верхотурского училища поступают к нам на второй курс. Если абитуриент способен самостоятельно изучить и сдать эти дисциплины, он тоже может поступить сразу на второй курс.

На первом курсе в довольно большом объеме изучаются иностранный язык и русский язык, поскольку недостаток образовательной школы тоже надо вытягивать. К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с тем, что в аттестате по русскому языку может быть «пятерка», но за ней может стоять самый разный уровень подготовки. Между тем для успешного обучения необходима грамотность.

Вопрос телезрителя из Ростова: «Я мирянин, учусь на катехизаторских курсах и хотел бы поступить на заочное отделение, чтобы выучиться на священнослужителя. Так как я разведен, не будет ли это препятствием?».

– К поступающим в духовную школу предъявляются требования, в том числе по каноническим препятствиям. Второбрачные не принимаются, мы принимаем холостых или женатых первым браком – это каноническое правило. В том, что касается развода, в каждом случае надо разбираться отдельно, в причине и ситуации. Если рукоположение возможно, то только после принятия монашества. В этом смысле есть ограничения, подаются прошения, но всегда есть отбор в соответствии с каноническими требованиями. Но это не значит, что для него в принципе закрыто богословское образование. Существует ряд учебных заведений и кафедр, где можно его получить как очно, так и заочно, и приносить пользу Церкви в различных послушаниях.

После подготовительного курса человек полностью окунается в учебный процесс...

– На следующих курсах, поскольку мы являемся духовным учебным заведением, мы много изучаем Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Эти дисциплины проходят через все годы обучения. Священное Писание должно сопровождать пастыря Церкви всю жизнь. Как говорил преподобный Серафим, «ум должен просто плавать в Писании».

Вероучение Церкви изучается довольно подробно. Много внимания уделяется догматическому богословию, нравственному богословию, сравнительному богословию, пастырскому богословию.

Пастырское служение – это служение практическое, поэтому не обойтись без церковно-практических дисциплин. Прежде всего, это литургика как наука о богослужении, она изучается на всех курсах. Богослужебный устав Православной Церкви – на разных курсах разные этапы. С теоретическим курсом сопрягается и практическая деятельность, это связано с послушаниями пономарства, чтения, пения на клиросе; студенты должны уметь составить, организовать службу.

Пастырское служение связано с проповедью и миссией, поэтому есть дисциплины, направленные на эти стороны: гомилетика – как наука о проповеди, миссиология – как наука, которая помогает правильно организовать миссионерское служение на приходе.

Читается курс по организации на приходе церковно-приходских школ, тоже важная область деятельности. В нашей епархии организация церковно-приходских школ на достаточно высоком уровне, в данном курсе предполагается практика. Студенты выезжают в школу, смотрят, как она организована, дают анализ.

Когда священнослужитель приезжает на приход, надо учить вере детей прихожан, и от правильной постановки дела зависит многое. Преподаются педагогика и психология, поскольку это большая практическая область.

К практической области относится и церковное право, поскольку священнику придется разбирать на приходе канонические правовые ситуации – возможен ли церковный брак или Крещение. Церковное пение и церковное чтение – дисциплины, которые также относятся к практическому блоку.

Церковно-исторические дисциплины – большой блок, поскольку в нем изучаются история России, история Русской Православной Церкви, история Древней Православной Церкви, история Поместных Православных Церквей.

Большое внимание уделяется как древним, так и новым иностранным языкам в курсе семинарского обучения. Прежде всего, это церковнославянский язык как язык нашего богослужения, греческий и латинский языки; из новых языков сейчас изучаются английский и немецкий. Преподаются история философии и другие дисциплины.

У наших телезрителей может возникнуть вопрос, смогут ли они в таком объеме освоить дисциплины. Не придется ли им отложить все другие дела и все семь дней в неделю сидеть над книгами, все 365 дней в году, забыв обо всем, что происходит вокруг?

– Надо сказать, что, когда студент приходит в духовную, да и в любую высшую школу, где правильно построен учебный процесс, он должен понимать, что свободного времени у него будет крайне мало. С другой стороны, законодательство стоит на страже, и занятий не может быть больше допустимого количества, обязательно соблюдаются зимние и летние каникулы для отдыха студентов. Выделяется и свободное время.

Духовная школа – учебное заведение закрытого типа, и студент в меньшей степени предоставлен сам себе, чем в открытых светских вузах. Но сама система воспитания, режим дня и другие моменты имеют свое значение в воспитании будущего пастыря. Нужно учиться выполнять распорядок дня и режим, который необходим в будущем служении. Для священника очень важны исполнительность, самоорганизованность, ведь богослужение начинается в точно назначенное время, без излишних затягиваний и без торопливости, когда священника не ждут час-два для Исповеди больного. Могут быть обстоятельства, но священник должен учиться быть обязательным, точным. В этом смысле организация духовной школы и режим дня – важный момент в воспитании данных качеств.

Чем же занимаются семинаристы в свободное время, которое, как выяснилось, у них все-таки есть?

– Наверное, надо спросить самих семинаристов. Это время для самоподготовки. Время, чтобы привести себя в порядок. Это время общения.

Даже сам процесс обучения складывается не только из сидения на уроках. Может быть, очень важным моментом является то, что, собранные вместе в стенах семинарии, семинаристы могут общаться как с преподавателями, так и друг с другом.

В современном мире можно хорошо и продуктивно учиться, не выходя из дома, используя книги и интернет. Но ведь обучение состоит не только в накоплении определенной суммы знаний, но и в том, чтобы применять эти знания в жизни. Как это делать? Ведь священник в разговоре с конкретным человеком должен не просто располагать определенной базой знаний, но должен уметь достать из этого «сундука» нужную вещь и распорядиться ей. Это дается в общении друг с другом, когда ставятся вопросы, может быть, не всегда удобные, в богословских дискуссиях. Когда надо строить диалог. Это тоже процесс обучения. В этом плане учебное заведение предоставляет возможность обучения, и оно имеет не меньшее, а в каких-то ситуациях, может быть, и большее, чем процесс учебной деятельности. Развивается способность реагировать, пользоваться знаниями.

В семинарии существует духовное наставничество?

– Семинария – духовное учебное заведение, и семинарист должен научиться строить и свою духовную жизнь.

В семинарии есть воспитательная работа и, соответственно, проректор по воспитательной работе. Это большой блок деятельности, который занимается и дисциплиной, и досугом, и организацией внеклассных мероприятий. В семинарии есть духовник – это отец Сергий Алексеев, священник Свято-Троицкого кафедрального собора. К духовнику студент ходит на Исповедь, когда возникают ситуации, которые сложно обсуждать с администрацией. Общение с духовником учит правильно исповедоваться, строить свою духовную жизнь. Поскольку священник должен будет потом учить этому других, сначала он должен научиться сам, и это дается не в классе – здесь это всегда в индивидуальном порядке, и в той мере, насколько человек готов слушать и принимать то, что ему говорят.

Вопрос телезрительницы из Башкортостана: «Два моих сына уже священники, а младший оканчивает Московскую Сретенскую семинарию и хочет продолжать обучение. Что ему даст дальнейшее обучение и в чем оно заключается?».

– Действительно, семинария – это первая ступень в образовании Русской Православной Церкви. Большинство семинарий – бакалавриат, но в некоторых сейчас открывается магистратура, это следующая ступенька.

В чем отличие магистратуры от бакалавриата? Бакалавриат – это базовая, основная подготовка, то знание, которое лежит в основе. Магистратура – подготовка специалиста с опорой на базовые знания в тех областях, где нужны какие-то особые умения и навыки. Может быть, магистратура для будущих преподавателей определенных дисциплин, возможна практическая магистратура, например, это окормление воинских частей, тюрем и всей системы наказаний. Нужны специальные знания по психологии, законодательству, здесь изучение и ряда богословских, и светских дисциплин, которые будут полезны в этой деятельности. После магистратуры есть аспирантура, затем докторантура, где есть возможность прослушать тот или иной курс или пройти специальное обучение в других православных учебных заведениях, за границей.

Бакалавриат – база, а дальше несколько ступеней, позволяющих подготовить специалистов для церковного служения. Эти специалисты нужны, поскольку сейчас ставятся новые задачи. Мы видим постановления Святейшего Синода и Архиерейских соборов, новыми направлениями деятельности должны заниматься профессионалы. Здесь забота Священноначалия о подготовке необходимых кадров налицо.

Если у человека есть желание учиться, вариантов много; и они предоставляются не только в России, но можно продолжать обучения и в Афинах, и в Фессалониках, и в Нью-Йорке, и в Париже, везде, где есть православные учебные заведения. Было бы желание, а возможности есть.

Вопрос телезрительницы: «Правда ли, что семинаристы еще во время обучения в семинарии должны найти себе матушку, только в этом случае они могут быть рукоположены?».

– Сложно говорить, что обязаны, это дело очень важное. Жениться после принятия священнического сана нельзя, надо до этого. Но никто не требует от семинариста сразу по окончании семинарии рукоположения в сан. Если он еще не определился, то он направляется к приходскому служению и решает эти вопросы.

Надо сказать, что, хотя семинария – закрытое учебное заведение, семинаристы как-то находят себе невест, а если не находят во время учебы, то этот вопрос решается в ближайшие годы по окончании. Общее наблюдение: среди выпускников старших выпусков рукоположены были практически все. В более поздних выпусках процент меньше и связан с тем, что выпускники не были женаты. Есть послушания чтецов, пономарей, преподавательская деятельность.

Мы пришли к ответу на вопрос, чем занимаются выпускники?

– Сейчас очень много различных служений на приходах – есть приходы, где настоятель поочередно служит сразу на двух-трех приходах. Мы можем говорить о нехватке духовенства и на городских приходах, чтобы вести все аспекты работы. Необходимо расширение штатов – пока нет таких людей. Работы много...

Когда человек определился, рукополагается, в его жизни появляется определенность, задачи, и все идет своим чередом. Если это по каким-то причинам не состоялось, семинаристы задействованы в разных сферах служебной, образовательной деятельности на приходах. Чем активнее работа, тем легче найти будущую супругу.

Вопрос телезрительницы из Тулы: «Каждое утро после правила я читаю главу Евангелия и две главы Апостола, столько раз прочитала, что уже почти знаю наизусть. Хотелось бы прочитать Ветхий Завет, можно ли читать теперь Ветхий Завет, обязательно ли читать его стоя перед иконами, как Евангелие?».

– Если нет физической возможности, Священное Писание не обязательно читать стоя, можно положить книгу на стол и сесть.

Наверное, стоит начать читать Ветхий Завет. Хорошо, что вы знаете наизусть Евангелие, но это не значит, что его не надо читать. Священное Писание в зависимости от обстоятельств нашей жизни может каждый раз открываться по-новому, мы можем получать ответы на те вопросы, которые актуальны для нас именно сейчас.

Начать читать Ветхий Завет можно по порядку, а можно начать с учительных Книг, где содержатся духовные и нравственные поучения; это и Премудрость Соломона, Екклесиаст – те Книги, которые назидают и касаются нравственных вопросов и отношений к жизни. Внимательное и вдумчивое чтение принесет много плода. В обиходе православного христианина должна быть и Псалтирь.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс