Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (858) → Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 2

Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 2

№9 (858) / 1 марта ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)

Мы продолжаем разговор о Псалтири. Для начала вопрос… Некоторые люди открывают какие-то книги, что-то прочитают и полагают: то, что написано, есть некий путь в жизни. Некоторые даже Псалтирь для этого употребляют – открывают, читают… «Ага, значит со мной это произойдет!» Как Церковь к этому относится?

– Церковь, конечно, отрицательно к этому относится. Нужно не гадать, а жить по воле Божией и все, что Господь посылает, принимать со смирением. Я знаю, что некоторые открывают Псалтирь, читают и говорят: «Это мне не хотелось бы, дай-ка я еще раз открою»! И открывают до тех пор, пока не найдут слова сладостные, которые лягут ровненьким пластом на их душу и сердце. Поэтому этим не нужно заниматься. Но если человеку тяжело, он может открыть в любом месте Книгу Священного Писания, в том числе и Псалтирь, почитать, утешиться, подумать. Может, Господь действительно что-то такое даст, что перекроет ту скорбь или даже ту радость, которая есть, поскольку человек может согрешить как от скорби, так и от радости.

Ну а сегодня у нас 2-й псалом. Мы говорили, что всякий псалом имеет и буквальный смысл, и таинственный, мистический, духовный смысл. 2-й псалом псалмопевец Давид написал, когда на него восстали язычники, подговаривая даже и те народы, которые уже покорил Давид, в данном случае сирийцев, чтобы те вместе с аммонитянами восстали на Давида. И в этом псалме он, в таком порыве, говорит о том, зачем так нечестиво поступают? «Вскую шатася языцы». Они идут на помазанника Божия: Давид – помазанник Божий, его Саул помазал на царство, то есть его благословение – от Самого Бога, Господь его защищает день и ночь. Об этом свидетельствует то, что ночь прошла и день настал, и опять ночь прошла, и день настал, а он жив. И он может как сын, как помазанник Божий обращаться к Богу за помощью. И, конечно же, Господь никогда не откажет ему. Господь действительно послал ему помощь: цари и князья, восставшие на псалмопевца Давида, получили по заслугам – они были разбиты, царь Давид покорил их.

Но во 2-м псалме заложен и глубочайший мистический смысл, здесь очень много пророчеств о Христе. Я бы сказал, что этот псалом полностью пророчествует о Христе, о его служении.

«Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетнымъ?».

Почему вскую шаташася, тщетно? Потому что ищут грех, ищут удовлетворение своей внутренней гордыни, какого-то внешнего человеческого шатания, не ищут Бога, не ищут правды Его, не ищут исполнения заповедей Божиих. И если человек живет гордыней, тщеславием, он, конечно же, восстает на Господа своего. Человек, который не умудряется Божественными писаниями, не наполняется молитвой, не утешается исполнением заповедей Божиих, он восстает против святого. Об этом говорил псалмопевец Давид еще до Пришествия Христа Спасителя применительно ко Христу Спасителю.

Но ведь сегодня мы это видим и в нашей повседневной жизни. Человек, который не живет Христом, ищет единственное только – как бы ему восстать в своей жизни против Христа, против Бога, против Церкви, против священнослужителей. И он всю свою злобу, все свое нечестие направляет на то, чтобы досадить Господу через Его земное служение, или через тех, кто на земле служит Ему, и тем самым направить свои стрелы в небо. И дальше Псалмопевец говорит:

«Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его».

Предсташа царие земстии...Кого царями земными называли? Конечно, Ирода, Пилата. А кто князи? Конечно, это были книжники, фарисеи. Мы должны помнить, что это почтенные люди, которые были интеллигенцией в обществе. Это те, кто председательствовал в обществе. Они действительно были князи в то время. И с народом они объединились в своем зле и вместе восстали на Христа, Сына Божия.

«Расторгнимъ узы их и отвержемъ от нас иго их». Псалмопевец Давид описывает в этом пророчестве именно суд Христа у Каиафы. За то, что они не поверили, Господь рассеял их по всей земле.

«Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им». Высокомудрие, которое принял на себя народ еврейский – они же были «самые грамотные», «самые умные»… Не случайно, когда создавалась эллинская библиотека, была необходимость перевести на эллинский язык Священное Писание… А в итоге вся эта грамотность, наука, просвещение, толкование Священного Писания, все высокомудрие были посмеяны, потому что они совершили величайшую ошибку – не приняли Христа Спасителя.

«Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию своею смятет я». Гнев был сильнейший за это и от Господа, и от человеков. Или лучше сказать: от Господа через человеков. Что произошло потом? Иерусалим, который не принял Христа Спасителя, был разрушен очень быстро через страдания, через великий голод. Действительно, тот, кто отвергает Господа в своей жизни, кто его не принимает, пребывает в великих страданиях.

Дальше мы будем говорить, как душа человеческая стремится к источникам водным. То есть, кто жаждет, говорит Господь, тот да приидет ко Мне и да пиет, тот получает утешение и наполняет себя. А человек, который не идет к Господу, не ищет Его, а восстает против Него, пребывает в великих скорбях, трудностях и испытаниях.

«Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою его». Здесь поясняется: если Господь поставил Христа над Сионом. А что значит Сион? Сион – это гора святая. Это ковчег Завета, свидетельство, что Господь ставит Христа над Церковью, чтобы Он пас ее. Почему ставит? Да потому что Он сын есть, Я родил Его, говорит Сам Господь через псалмопевца Давида, поэтому, если Господь поставил Христа над Церковью, Сионом, Сион должен покориться. И все народы должны покориться Ему.

«Возвещай повеление Господне. Господь рече ко мне: сынъ мой еси ты, аз днесь родих тя». Святые отцы говорят, что псалмопевец Давид дает уточнение: почему дается Ему власть над Сионом? Потому что Он – Сын, Он родил Его и дал Ему, но Господь мог бы Ему и не вручать и не давать, так как по природе Он уже является Сыном Божиим, то Он автоматически является и Тем, Кому отдается Церковь в попечение и весь народ в духовное воспитание, в наставление на тот путь, который привел бы в Царствие Небесное. Псалмопевец Давид говорит: «проси от Мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли».

Опять-таки: «проси у Меня, и дам тебе», хотя Господь и так Ему как Сыну вручает, но проси у Меня. Казалось бы, не нужно этого прошения, и, может быть, какая-то бессмыслица в этом есть. Но если мы говорим о том, как толковать саму Псалтирь, то Псалтирь толкуется самим Священным Писанием, потому что понимание многих вещей дают одна Книга за другой.

Если брать Новый Завет, то Новый Завет раскрывает нам глаза на все вот эти слова. Например, мы знаем, как Господь сказал: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли». То есть Христос и так как Сын имел, и не нужно Ему было давать, Он и так как Сын является обладателем всех народов и той власти, которую по природе получает вместе с рождением от Отца, как наследник. Но все-таки «дадеся Ми всяка власть». Ему дал Отец эту власть на небеси и на земле.

«Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я». Опять-таки здесь говорится о том, как Господь должен пасти и как Он пасет Свою паству: жезлом железным. Жезл – это всегда свидетельство власти, например, пастуха над овцами. Но посох свидетельствует о том, что ты можешь употреблять некоторые средства для того, чтобы упасти и спасти именно свое стадо. Как пастух пасет? Он не только подгоняет этой палочкой, эта палочка всегда была с крючочком. Поддевал овечку и подтягивал, если она бежала в страну далече. И в то же время сокрушал врагов или волков, диких зверей, которые могли подойти и причинить вред стаду. Поэтому не случайно мы видим на архиерейских наших богослужениях, когда архиерей идет с жезлом. Жезл – это власть, это духовные средства, которые он применяет, чтобы упасти свое стадо. Они бывают самые разнообразные. Поэтому на наших приходах не нужно бояться и строгости от священника – он, как пастырь, пастух стада своего, имеет право применять различные средства, чтобы упасти и спасти свое стадо, отвернуть его от неправильного пути, по которому, если оно пойдет, то погибнет.

Здесь подчеркнуто – жезлом железным. Естественно, деревянный жезл очень хрупкий, он может сломаться, может сгореть. А железный жезл – жезл вечности, долговечности, богатства: не каждый мог себе позволить железный жезл, а только человек, который обладает большой властью и большим народом.

«Яко сосуды скудельничи сокрушиши я». Тут святые отцы говорят, что в сосуде хранится что-то очень ценное. Это, конечно, говорится о языческом народе, который вошел в Церковь после того, как иудеи отвергли Христа. Конечно, Господу нужно было сокрушить сосуды их неправильной, языческой веры, которая вела к погибели. И после того, как сокрушит, Он может новые сделать сосуды и наполнить их ценностью другой очень важной веры.

«И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли». Здесь вразумляются те, кто живет на земле: помните, что не вы – властелины ее. Вы должны решать задачи и судить народы, принимая решение согласно не своим внутренним страстям, каким-то устремлениям, какой-то неправде или преследуя личную сиюминутную выгоду. Вы должны судить всегда по правде Божией, ведь над вами есть Царь Небесный, и Ему рано или поздно вы дадите ответ. Не думайте, что вы останетесь безответными.

«Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом», – дальше призывает Псалмопевец. Конечно, нужно работать Господу со страхом и радоваться с трепетом. Почему говорится об этом? Потому что всякая радость земная связана с некоей гордыней, тщеславием, и эта радость всегда перерастает в некое осуждение, презрение тех людей, которые не входят в эту радость. Но вы же работаете Господеви со страхом. Как мы можем поработать на ниве Христовой? Только через исполнение заповедей Божиих. Но вместе с этим наполняйтесь не пустой радостью, а внутренней духовной, которая дает человеку кротость, мир, приносит смирение.

«Приимите наказание, да не когда прогневается господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань». Если мы говорим о гневе, да не прогневается Господь. Эталоном жизни человеческой является Евангелие, Евангельские заповеди и заповеди Ветхого Завета. И когда человек исполняет их, он никогда на себя не навлечет гнев Божий. Если человек отходит от заповедей, то Господь не будет благословлять такого человека, не будет посылать ему радости и утешения в его земной жизни, и тогда он как бы остается один на один с самим собой в этой жизни. Поэтому ему может все, с чем он будет встречаться, причинить какие-то трудности, неприятности и зло. Гнев Божий рассматривается так: ты оказывешься оставленным, и без Бога не сможешь преодолеть эти трудности. Если человек живет с Богом, то он сможет преодолеть любые трудности.

«И погибнете от пути праведнаго». Какой путь праведный? Священное Писание само толкует себя, и именно в нем говорится: «Я есть путь, истина и жизнь». Конечно, Господь является тем путем, по которому мы должны идти. То есть псалмопевец Давид ставит очень важный акцент на то, что мы должны идти и исполнять заповеди Божии. Вот то, что человеку приносит утешение в земной жизни, вот то, что его избавляет от земных болезней и трудностей, вот то, что ему дает еще на земле радость, вот то, что ему дает надежду на жизнь вечную.

И, конечно, беден человек, надеящийся на свои силы, он будет посрамлен. Мы даже в Священном Писании призываемся не надеяться на других людей, проклят тот человек, который надеется на другого человека: «Не надейтесь на князи и на сыны человеческие, в нихже несть спасения». Действительно, если человек на свои силы надеется или на близких, которые окружают его, он будет посрамлен, он никогда не сможет получить утешения от Господа – Господь оставляет такого человека.

Псалмопевец заканчивает этот псалом так: «Блажени вси, надеющиися нань». То есть счастлив тот человек, который уповает и надеется на Бога, надежды этой никогда не посрамит, потому что Господь всегда поможет человеку. И не случайно Господь потом уже скажет такие замечательные слова: «Без Меня ничесоже творити можете». А наши предки скажут: «Без Бога ни до порога» – когда человек живет с Богом, то он может все сделать. И удача будет его и на поле, и на стройке, и в семейной жизни, и в любых обстоятельствах земной жизни. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс