Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (858) → Священник Иоанн Коваль: Прощение как открытие сердца

Священник Иоанн Коваль: Прощение как открытие сердца

№9 (858) / 1 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Православная Церковь вступила в последнюю подготовительную неделю перед Великим постом – неделю о Страшном Суде. Чему учит нас Писание в эти святые дни?

– Само слово «неделя» переводится с церковно-славянского как «воскресение» – праздничный день. Притча о Страшном Суде очень глубокая, она говорит о последнем итоге нашей жизни, когда все человечество будет собрано Господом на последний Суд, когда Господь предстает перед нами не только как милосердный пастырь и Податель жизни, Защитник, Окормитель, а как Судия. Суд Его отличается от суда человеческого, который имеет в основе справедливость, понятия закона и права и нарушение тех или иных правил, заповедей. Господь в этой притче говорит нам, что Он будет ждать от человека отклика на Его призыв к милосердию.

В Евангелии Господь является нам как Бог любви и призывает: придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… В последний час всей вселенной Суд Христов будет о том, как откликнулись люди на призыв прийти к Нему. А прийти – это не просто исполнить Закон, а превозмочь Закон: не только стать послушными исполнителями правил, но, имея закон милосердия и благочестия в своем сердце, проявить именно ту любовь, которая явлена во Христе.

Это притча, смогли ли мы послужить Богу. Служение Богу оказывается и служением человеку. Господь смотрит на нас и желает услышать нас, наши отклики каждый день, в каждом нашем поступке и в том, как наше сердце открывается навстречу людям. В этом и состоит отклик на призыв Господа. Говорит Господь: придите ко Мне. И люди собираются.

Далее Он призывает: придите ко Мне, благословенные.И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

И праведники скажут, что они не всегда осознавали свое служение как непосредственное служение Богу. Когда мы видели Тебя? Когда это было действительной нашей заслугой? Мы не видим такого, за что Ты нас мог вознаградить.

Господь на Своем Суде говорит, что Он Свое Царство дает в наследие людям как милость, а не как заслугу. Говорит, что в их жизни случилось то самое главное, для чего Он устроил Свое Царство. Они смогли научиться у Христа любви. «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Этот важный призыв должен осмыслить каждый христианин и понять, что Господь призывает нас к деятельной жизни, к реальному милосердию – не щемящей стрункой в душе, которая закончится сладостным воздыханием беде какого-то человека, а деятельным участием в его жизни. Именно самозабвенное желание помочь другому, выраженное в конкретных делах, встречает милосердие Божие.

Притча важна еще и потому, что Господь ищет милосердия не только у христиан. На Суд соберутся все народы, и во всех Он будет всматриваться, чтобы стараться увидеть богоподобие. Избранные – это христиане, ради которых был устроен мир, ради которых Господь устроил Царство прежде всех веков. И, прежде всего, в нас он ищет сознательного труда, чтобы уподобиться Ему в своих делах милосердия, в своем внимательном вслушивании в слова Христа и сознательном усердии по устроению своего сердца христоподобным.

Притча о Страшном Суде задает тон всей недели. Два удивительных дня обрамляют неделю – притча о Страшном Суде и Адамово изгнание. Воскресный день посвящен самой страшной утрате человечества – мы утратили рай. В хронологическом порядке – воспоминание о будущем конце мира, Второго Пришествия и Страшного Суда, который, прежде всего, страшен для грешников, а для христиан это радостная встреча со Христом, – должно было бы быть выстроено по-другому. Сначала вспомнить, что случилось с Адамом, а потом – то, что совершит Господь. Это не случайно. В Церкви нам задается конечный итог нашего бытия, нашей жизни – предстать пред Богом, дать отчет, и потом возвращает нашу мысль к тому, откуда мы идем, к мысли о некоторой пораженности, нашей утрате, нашей неизбежной падшести, с которой мы начинаем путь к встрече со Христом во Втором Пришествии. Именно поэтому сначала задается цель, и Церковь учит, чем достигнуть эту цель, в чтениях Евангельских.

В течение этой недели читаются очень важные чтения Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Мы вспоминаем, что будет нашим центральным переживанием лишь только в Страстную Седмицу, – апогеем поста. Мы готовимся к Великому посту как к пути к состраданию Христа, пути к Голгофе, чтобы пережить соумирание со Христом и вместе с Ним с Воскресением. Именно такое переживание в жизни, как участие в жизни Христа, задается главной темой богослужений всей недели. Именно такое сращивание со Христом становится средством, которое мы достигнем от Адамова изгнания до вечного Царства, перейдем из состояния падшести через Жертву Христа, через Его подвиг, через соучастие в Его страданиях, через принятие Его жертвы как дара новой жизни, мы придем на Страшный Суд оправданными. Это тот путь, который задается Церковью в богослужениях, размышлениях, молитвах. Этот путь предстоит нам проделать Великим постом.

Церковный Устав на этой неделе исключает принятие мясной пищи, от этого и название – мясопустная, сырная, масленичная. Как следует отмечать масленицу?

– Исключение мяса – это подготовка Церковью людей к подвигу воздержания. Празднование масленицы можно ассоциировать с тем, как воины готовятся к бою. Воины выспятся, постараются быть перед боем в максимальной физической форме, бодрыми, заострят свои мечи. Таким трудом, только в духовном смысле, должно быть наполнено празднование масленицы.

Подготовка каждого человека зависит от его духовного уровня – кто-то сможет пережить особый уровень воздержания, сосредотачиваться и собирать ум в свое сердце; для большинства православных христиан масленица – это радостное ощущение весны или преддверие духовной весны, как состояние перерождения, которое ожидается человеком совершиться Великим постом. Люди отдохнут, соберутся вместе, в кругу семьи или своих знакомых проведут радостные дни уже с ноткой воздержания, без буйства и веселья чрезмерного.

Звонок из Белгородской области: «Все действия на масленицу – сжигание чучел, лазание по столбам, потребление горячительных напитков, веселуха – это какое отношение имеет к христианству?».

– Веселуха – безблагодатная, лишенная человеческого образа, – не имеет к христианству никакого отношения. С другой стороны, радость, провозглашаемая Христом, как победа над смертью, как радость обретенной новой жизни, так или иначе, соприкасается с веселием, которое должно быть христианским и осмысленным.

Христианин никогда не должен бездумно, оголтело предаваться веселию, должен держать контроль над собой. Горячительные напитки в любое время года не должны лишать христианина человеческого образа и вводить в состояние опьянения. Осмыслять то, что происходит в мире, надо с двумя мыслями. Во-первых, надо ли мне в этом участвовать или нет? Во-вторых, если мне это вдруг захочется, зачем, с какой целью? Веселье ради веселья – это не христианское занятие в любое время. Но христианин через радость общения может уделить время милосердию – когда он созывает родственников, когда уделяет внимание тем, кого забыл в течение года, переживает особый дух дружбы… Но человек не может сидеть на двух стульях – ему хочется и попоститься, и в то же время ему не чуждо неправильно понятое человеческое (имеется в виду страстное и греховное). Если он хочет быть и там, и там, то он себе врет. Он должен что-то избрать, в жизни христианина должно быть все осмыслено. Веселие само по себе – признак языческого, мирского устроения человеческого сердца.

На Руси на масленичной неделе отмечают проводы зимы и встречу весны, не противоречит ли этот обычай православному духу?

– Этот обычай идет из языческой эпохи нашего народа. Из истории известно, что не могут все быть одинаковыми – есть язычники и христиане. Сама идея возрождения национального самосознания связана с возрождением каких-то национальных обычаев. Порой доходит до абсурда – возрождают именно не христианскую Русь, а языческую. Надо осмысленно относиться ко всему тому, что происходит. Проводы зимы. Сжигание чучела – языческий обряд, мы, христиане, не можем в нем участвовать даже в шутку. Если проводы зимы – это просто встреча с друзьями, то проводы могут стать не ритуалом, а названием вечера для встречи друзей.

Обязательно ли печь блины?

– Блины связаны с празднованием дня бога Ярилы (диск как изображение Солнца) и с поминальной трапезой. Сейчас блины становятся нормальной христианской трапезой, даже нерелигиозной. Блины для русского народа – одно из самых вкусных угощений, не связанных с мясом. Если мы печем блины не чтобы поклониться богу солнца, а чтобы гостеприимно принять своих дорогих родных и близких, это вполне допустимо, но нельзя сказать, что это обязательно нужно. Эта традиция получила христианское осмысление.

Многие в масленичную неделю пытаются как следует наесться и нагуляться – заговеться перед постом. Не грех ли это?

– Господь дал человеку многие дарования ума, разума, речи. Но, как верблюд, запастись чем-то впрок – такой способности у человека нет. Наоборот, исключение мясных блюд – это желание постепенно войти в пост, осознать необходимость воздержания. Поэтому «напиться, наесться, нагуляться вдоволь» перед Великим постом – это абсурдная идея. Нужно вчитываться в Евангелие, начищать свой меч духовный, который есть глагол Божий, думать о предстоящем посте. Но не ходить с мрачными лицами – это только вред. Масленица как раз дает такую возможность. Это радостное предощущение весны, особых духовных свершений, которые влекут нас к Пасхе Христовой, и внутренней собранности перед боем, который должен стать настоящим сражением со своим ветхим человеком, чтобы стать лучше за этот Великий пост.

Звонок из Самары, Ольга: «Неделя мясопустная, сырная. В воскресенье Неделя сыропустная – будет вкушаться молоко, масло?».

– Отпуст (последний день) на мясо связан с мясной трапезой. Неделя мясопустная – еще мясная. Неделя сыропустная – последний день, когда мы вкушаем молочную пищу. Это некая дисциплина, которая не должна составлять суть нашего поста, мы не должны этим формальным моментам уделять максимальное внимание, а задуматься о глубине – зачем все это? Церковь дает нам возможность сделать маленькое приношение – ради Христа, ради своего спасения. Что ты сделал ради Меня – Я был голоден, и ты накормил Меня, Я был болен, и ты посетил Меня… Желание что-то сделать ради Христа, чем-то пожертвовать (не есть мяса и иной скоромной пищи в пост) – это и есть некая жертва ради Христа.

Мы не должны формально относиться к посту, должны понимать, что мы не дети Закона, Закон дан нам лишь в помощь. Мы должны не пренебрегать Законом, не отменять его, но понимать, что благодать, милость, которую дает Господь, превосходит Закон. И смысл поста, и смысл воздержания – в том, чтобы принести Богу хоть малую, но жертву. Чтобы через это воздержание иметь средство борьбы со своим грехом, борьбы со своей замкнутостью и эгоистическим обращением на себя. И притча: Я смотрю на тебя глазами голодных, лишенных...

Пост должен стать не разворачиванием к себе и тем более не к своему желудку (смысл поста – не в отказе от печенья с яичным порошком), а наоборот, разворачивание человека по отношению к другим. Этот разворот – сделать другого человека центром своей жизни, его боль сделать своей болью – это гораздо сложнее, чем исключить сухое молоко из своего рациона. Это формализм, который Господь осуждает, когда говорит фарисеям: вы процеживаете комара, а верблюда поглощаете. Забываете главное в законе – суд и милость.

Очень важно не забывать, что пост – это все-таки работа, труд над своим ветхим человеком – преображение этого ветхого человека по образу Христа в нового человека, в котором должен изобразиться Сам Христос. Ограничения в еде – это то малое средство, которым мы можем послужить для дела нашего преображения.

Вопрос из Краснодарского края, Сергей: «В Библии говорится: едим мы или не едим – Богу не угодим. А беседа ведется вокруг чрева. В чем духовная составляющая Великого поста?».

– В Послании к Римлянам апостол Павел говорит, что Царство Божие – это не пища и питие, а праведность, мир и радость во Святом Духе. Пост и подготовка к нему являются добровольной жертвой, приносимой человеком Богу в меру своих сил. Главное ударение должно быть на характер общения с людьми, на то какие мысли меня посещают, какие слова я позволяю себе произносить, как быстро я раздражаюсь, насколько много я уделяю времени Богу и ближним, насколько боль другого человека становится для меня важна, насколько легко я могу отказаться от общения с Господом, часто ли Бог присутствует в моих мыслях. Это те мысли, которые должны заставить человека постоянно делать внутренние усилия. Господь говорит: Царствие Божие усилием берется. Пост – время усилий, которыми восхищается Царство Божие. Восходит человек постепенно в то богоподобное состояние.

И в моей жизни было, и в жизни многих людей – Господь ставит нас иногда в такую ситуацию, когда мое фарисейское желание следовать строгости Устава в отношении трапезы противоречит моему милосердному, любовному отношению к людям. Пост – средство для духовной борьбы с собой, со своими страстями, греховными привычками: гневом, раздражительностью, ленью, беспечностью ко спасению души, нерадением к молитве, несобранностью. Пост должен облегчить человеческое тело, сделать его более легким и прозрачным для того, чтобы принять благодать Божию. Не съест кусок мяса или колбасы – это так немного (верный в малом во многом будет верен). Это малое может помочь нашему сердцу молиться, принять благодать для новых свершений (дел, преобразований) во имя Христово. Главная работа не в тарелке происходит, а в человеческом сердце.

Вопрос из Минска, Людмила: «В дни Великого поста не читается Евангелие. Насколько допустимо читать дома Евангелие во время утреннего и вечернего молитвенного правила?».

– В будние дни Великого поста в Церкви не читается Евангелие. Связано это с тем, что ради глубокого воздержания, аскетического отношения к себе, борьбы со своими грехами, человек в эти дни переживает чувство собственного недостоинства, покаянные чувства, и не совершается Божественная литургия в будние дни.

Встреча со Христом, Евангелием, оттягивается до того момента, когда совершается Божественная литургия, – в субботу и воскресение. Сказать тем самым, что Церковь запрещает чтение Евангелия, было бы неправильно. Мы знаем, что многие подвижники благочестия и святые с особым усердием рекомендовали отнестись к Евангелие и Новому Завету именно в эти дни. Чтение Евангелие становится одним из трудов, которые совершает человек во имя Христово Великим постом. Пусть это малый труд, но он очень важный.

Чтение Евангелие должно быть не фарисейским, это должно быть молитвенным общением с Богом, когда мы не только обращаемся к Богу, но и слышим в строчках Евангелия Его ответы.

Масленица – это праздник или нечто иное?

– Ее нельзя назвать праздником, в Церкви не этой неделе нет праздничных событий. Наоборот, в Церкви уже в среду и пятницу не служится Литургия именно из-за приготовления к посту. Но переживается она праздничным образом именно как традиция перед постом, радость мирная.

Вопрос от Лидии, Бийск: «Ходят нищие, у нас здесь ходит цыганочка с детьми. Я ей помогаю. У нее много детей. Муж ее сидит за наркотики. Соседи говорит, что цыгане – сатанинское племя и нельзя им подавать. Правда это?».

– Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Просящему рубашку отдай и верхнюю одежду. Конечно, милостыня не должна быть слепой, и мы не должны терять рассудительность нигде. Но рассудительность не должна делать наше сердце скупым, немилосердным, циничным. Назвать цыган «сатанинским племенем» было бы неправильно. Искать для помощи только братьев-христиан тоже неправильно. Мы знаем из житий святых, что многие из них проявляли милосердие в помощи и мусульманам, и инородцам. Поэтому помочь человеку, к какому бы племени он не принадлежал, если он находится в стесненных жизненных обстоятельствах, вполне естественно для христианина.

Это вполне отвечает заповеди милосердия, которую мы слушали в притче о Страшном Суде. Помогать надо осмысленно. Я взял себе за правило не помогать людям, которые находятся в нетрезвом состоянии. Я говорю о себе: каждый ответственен за свою милостыню. Что можно сделать с пьяницей? Передать его социальному центру, а когда протрезвеет, понять, чем помочь. Здесь нельзя ограничиться маленькой суммой, нужно много сил, усердия. Человеку, находящемуся в трудной ситуации, помогать надо.

Вопрос из Московской области: «Мой муж выпивает за обедом по 50 г водки регулярно. Я ему говорю, что надо воздержаться на время поста от такого аперитива «для аппетита».

– Смысл поста – человек должен быть трезвенным. А аперитив расслабляет человека, противоречит смыслу поста. И если говорить о воздержании, пусть ваш муж лучше ест мясо, но воздерживается от такой пагубной привычки. Потребление горячительных напитков может повлечь губительные последствия. Надо подумать о своей страстности по отношению к спиртному, к телевизору, к кофе, к шоколаду (шоколад не может быть постным, потому что воздействие его на организм разгорячительное).

В чем смысл Прощеного воскресения?

– Прощение – вступление в Великий пост с очищенным сердцем. Прощение – как принятие дара прощения от Господа. Прощение как открытие сердца всем без исключения близким и дальним и в том числе врагам. Это последняя подготовительная фаза, чтобы начать бой со своими страстями. Покаяться перед Богом, исповедоваться, попросить прощения у близких. Господь учит: если несешь дар свой к жертвеннику и вспомнил, что брат твой имеет что-то против тебя, иди и примирись с ним. Это не должно быть формальным, а осмысленным: есть ли где-то заноза, мешающая благодати войти в мое сердце, есть ли немирность в отношении с близкими, которая делает мою молитву к Господу беззвучной? Устранение этих преград, чтобы Господь вошел в наше сердце, и есть богоподобное служение прощению. Господь прощает нас как милостивый Бог, и мы учимся устраивать свое сердце подобно Христу – прощать и принимать прощение как дар и как крест.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс