Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): Древнейший закон

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): Древнейший закон

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Архипастырь

Из трех законов, которые Бог дал человеку, первым был естественный закон, изначально заложенный в его душу при сотворении. Этот духовный закон подразумевает следование тому, что соответствует человеческой природе.

Бог сотворил людей, подобно ангелам, разумными. Их природе присуща направленность к Творцу, стремление соединиться с Ним. Такими создал их Господь. Вместе с тем, как все разумные существа, люди наделены свободой выбора между добром и злом. Человек может существовать не только в согласии с волей Творца, приближаясь к Нему, но и двигаться в противоположном направлении, удаляясь от Бога, пребывая во зле, не соответствуя своему предназначению.

Живший в VI веке преподобный авва Дорофей уподоблял естественный закон свету, который просвещает дух человека, указывая ему правильное направление – к добру. Этот внутренний свет называется совестью. Естественный закон, или совесть, является для человечества не приобретенным внешним знанием или рациональным умозаключением, плодом мыслительной деятельности, а Божиим даром. Так же и святой Иоанн Кассиан Римлянин еще в V веке писал, что закон совести Господь «насадил внутри человека», сделал его присущим человеческому естеству.

С какой целью? Совесть человека настроена на восприятие духовного мира. Человек обладал ею еще в раю, где она была естественным регулятором поведения первых людей. Подобно тому, как флюгер реагирует даже на малейшее движение ветра, совесть позволяла Адаму улавливать тончайшие «дуновения» ангельского мира и отзываться на них правильным образом – по зову неповрежденной грехом природы. Благодаря этому тонкому инструменту первый человек мог познавать себя и весь остальной мир, решать грандиозные творческие задачи, поставленные перед ним Создателем, – объединить и привести все творение к его Источнику – Богу.

Через следование естественному закону человек любой эпохи может приобрести правильное отношение к Господу и всему Его творению. Во-первых, естественный закон признает единого Творца мира, говорит о необходимости веры в Него и исполнения Его воли. «Почему человек бывает плох? Он забывает, что над ним есть Бог» – этой поговоркой преподобный Амвросий Оптинский указывал, что, только следуя заложенному в его душу внутреннему религиозному сознанию, человек становится хорошим. В поучении аввы Дорофея подчеркивается, что голос совести требует от человека следования воле Божией (исполнения Его заповедей) всегда: и при людях, и без свидетелей, и без малейшего принуждения со стороны других.

Вторая часть неписаного закона наиболее емко и кратко выражена Спасителем: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Смысл этих слов понятен каждому человеку на интуитивном уровне. Поступая по отношению к другим несправедливо, не по совести, мы в той или иной мере ощущаем внутренний дискомфорт. Глубина переживания и отчетливость мук совести у разных людей неодинаковы в силу разных причин, особенно в зависимости от того, как сам человек относится к внутреннему голосу естественного закона. Преподобный авва Дорофей учит, что закон совести в отношении к ближним заключается в том, чтобы не делать ничего оскорбляющего или соблазняющего ближнего, причем не только делом или словом, но и своим видом или взглядом.

Кроме того, авва Дорофей утверждает, что по закону совести нам надо поступать и с окружающими нас вещами. Они составляют часть сотворенного Богом мира и требуют к себе бережности и рачительности с нашей стороны.

Из всего сказанного ясно, что естественным законом созидается всеобъемлющий строй праведного бытия. Благодаря ему и вне рая поддерживали связь с Богом все праведники дохристианской эпохи. Святой Кассиан Римлянин приводит множество примеров из Священного Писания. Ной отличал чистое животное от нечистого до различающей заповеди закона Моисеева, будучи вразумлен естественным законом. А праведный Иов жизнью по совести достиг таких высот милосердия и человеколюбия, приобрел такое смирение и кротость, проявил такую стойкость в вере и непорочности, каких, по выражению святого Кассиана, не найти и у знающих наизусть все Евангелие.

Являясь камертоном святости, естественный закон задает чистый тон высоконравственной и богоугодной жизни. Все святые люди, о которых известно из истории Ветхого Завета, жившие до закона Моисеева, соблюдали естественный закон прежде его появления в записанном виде. Если бы все люди могли следовать естественному закону, то незачем было бы давать им закон писаный – Моисеевы заповеди.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс