Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил: Храм – это часть души, жизни, самобытности

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил: Храм – это часть души, жизни, самобытности

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Архипастырь

Владыка, Вы служите за пределами Российской Федерации, в Республике Кыргызстан. В чем особенность Вашего служения?

– Безусловно, особенности есть: республика находится за 4,5 тысячи километров от Москвы, географически расположена в Средней Азии, а значит здесь своя культура, своя богатая тысячелетняя история, многонациональное население. Все это, конечно, сказывается на православном служении на этой земле.

Прежде всего, нужно понимать, что культура Востока, на которую более тысячи лет влиял ислам, наложила свой отпечаток на общение между православными и мусульманами. Когда приезжаешь в Среднюю Азию и встречаешь православных, то видишь, что это открытые, мудрые, спокойные, приветливые люди, которые живут по тем же устоям, что и азиаты. В первую очередь, это касается законов гостеприимства, когда гостя встречают как самого важного человека, стараются обогреть, накормить, сделать все, чтобы ему было здесь хорошо и приятно. Да и многие другие традиции восточных народов отражаются на культуре православных людей, которые живут на этой земле с первого века.

Как в этой мусульманской республике уживаются между собой ислам и Православие?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть историю. Ислам на эту землю пришел вместе с татарами, которые принесли сюда его суннитское течение, а Православие пришло 150 лет назад вместе с переселенцами. И Русская Православная Церковь сильно отличалась от нынешних протестантов и сектантов, занимающихся прозелитизмом среди людей. Она, духовно опекая русское православное население, никогда не стремилась каким-то образом влиять на ислам. Обе религии дружественно существовали, и в истории известны случаи, когда православные помогали мусульманам, а мусульмане – нашим людям, к примеру, вместе строили храмы. Это очень известные факты.

Когда православные пришли на среднеазиатскую землю, то они были очень бедны и могли себе позволить только совсем простые храмы, больше похожие на сараи, чем на церкви. И, видя эту нищету, местные богатые купцы приносили деньги и драгоценности для того, чтобы были построены хорошие, как говорили кыргызы, «русские мечети». Вот такие хорошие отношения сложились и продолжают развиваться между православными и мусульманами и в наши дни.

Мы общаемся с муфтием как добрые друзья и, взаимодействуя с ним по многим вопросам, тесно связанным с духовной жизнью православных и мусульман Кыргызстана, выстраиваем взаимоотношения между обществом и государством. После того, как вернусь, у нас будет создан Совет, на котором предстоит решать серьезные проблемы, чтобы наши религии вместе помогали развиваться обществу. Все это говорит о дружеских, братских отношениях народов.

Давайте поговорим о внутренней жизни Вашей епархии. Какие святыни есть у Вас?

– Святынь здесь много. Христианство на этой земле появилось еще в I веке, затем под натиском ислама оно стало менее заметным, но все же продолжало существовать. Мы знаем, что на Иссык-Куле, по берегу которого пролегал Шелковый путь, находились древние христианские монастыри: несторианские и григорианские, монофизитские и православные. Существует не предание, а историческое изыскание, согласно которому, армяне, покидая Венецию, забрали с собой всечестную главу апостола Матфея и его десницу. Эти частицы мощей были уложены в драгоценный серебряный сосуд и увезены в один из монастырей, находившихся на берегу Иссык-Куля. Однако из-за землетрясений большинство городов и монастырских обителей ушли под воду. И все же эти святыни не были утеряны: есть и легенды, и исторические изыскания, которые говорят о том, что в одной из пещер, расположенных рядом с озером, вместе с разными сокровищами хранится ковчег с частицами мощей апостола Матфея.

Здесь когда-то проходил и апостол Фома, направлявшийся в Индию. Он не мог пройти, минуя Среднюю Азию, потому что тогда туда вел только Шелковый путь, пролегавший через юг Кыргызстана, озеро Иссык-Куль и Индостан. Мы знаем, что по этой земле проходили апостолы Симон и Андрей Первозванный; правда, их путь лежал уже ближе к Узбекистану и Туркменистану.

На сегодняшний день одна из наших святынь связана с Афоном. Это чудотворный образ – список Тихвинской иконы Божией Матери, который был написан в XIX веке и подарен первому мужскому Троицкому монастырю, находившемуся в Светлом мысе на берегу Иссык-Куля. Эта икона сохранилась и находится сейчас в Караколе, и ежегодно 9 июля устраиваются большие торжества в ее честь.

ХХ век дал нам большое количество мучеников. В Бишкеке чуть более десяти лет назад были обретены мощи Ираклия Иссык-Кульского, которые сейчас пребывают в кафедральном Воскресенском соборе. Есть мощи четырех мучеников, и хотя они и находятся в Алматы, но это тоже наши святые, потому что когда-то, в советское время, этот город был единым центром между Кыргызстаном и Казахстаном, и граница – небольшая горная гряда – составляла всего лишь 30–40 километров.

В одном из монастырей было мученически убито более пяти монахов. Сейчас готовятся документы для их канонизации, а пока на месте гибели иноков установлен крест и регулярно совершаются панихиды. Так что у нас есть свой Небесный покровитель – Ираклий Иссык-Кульский, великая святыня – Тихвинская икона Божией Матери и многие святые, которые приняли мученическую смерть на земле Кыргызстана.

Вы сказали, что многие святыни ушли под воду. А Вы не собираетесь устроить экспедицию, чтобы их найти?

– У нас ежегодно проходят экспедиции. К нам приезжают ученые из России, к ним присоединяются местные специалисты, и они совместно проводят научные исследования. Но это очень тяжелый и дорогой труд, потому что археологические изыскания требуют много средств, а Кыргызстан, к сожалению, бедная страна.

Мы стараемся использовать любую возможность для поисков. Так, в ущелье, где, как предполагается, был скрыт ковчег с частицами мощей апостола Матфея, ученые обнаружили языческие предметы из золота, в частности, жертвенный молоточек. Сейчас предметы хранятся в музеях Бишкека. И хотя порой возникает много трудностей – у озера меняется глубина, размывается береговая линия – мы надеемся, что в будущем найдутся люди, которые возьмутся за это очень хорошее дело.

Много ли храмов у Вас в епархии?

– На данный момент действует 52 храма, что для среднеазиатского митрополичьего округа достаточно много. По сравнению с Узбекистаном, Туркменистаном или Таджикистаном у нас больше церквей. И слава Богу, что это так! Это говорит о том, что в Кыргызстане к русским православным людям местные жители относились и продолжают относиться хорошо. Да и в советское время Кыргызстан сохранился, здесь не было таких страшных гонений.

Какое количество прихожан насчитывает Бишкекская епархия?

– О количестве прихожан мы судим по тому, сколько русского населения здесь осталось: по данным последней переписи, это примерно 450 тысяч человек. Отличие православных людей, проживающих в Кыргызстане, в том, что они оторваны от своей исторической Родины, и храм для них – это часть их души, жизни, самобытности, национальной идентификации. Когда я впервые приехал сюда, то меня поразило, как люди приходят в храмы, как заполняют их на всенощной и Божественной литургии, как молятся. Конечно, не все русские посещают богослужения – иначе они все и не поместились бы в храме, но церкви наполнены молящимися людьми. Мы насчитываем примерно около пяти тысяч человек по Кыргызстану, тех, кто постоянно ходит в храм. Ну а остальной народ, я думаю, по мере возможности посещает богослужения.

И все же храмы наполняют исключительно русские люди, или местные жители тоже приходят?

– Конечно, есть люди разных национальностей и среди прихожан, и среди тех, кто помогает мне в алтаре. Например, в двух наших архиерейских хорах половина певчих – кыргызы, которые прекрасно поют. И хотя это не православные, а мусульмане, но они своим пением украшают наши богослужения. Конечно, среди кыргызов есть и православные, те, которые приходят к нам на службу целыми семьями, несут послушания. Вообще же здесь можно встретить людей разных национальностей: это и узбеки, и таджики, и казахи, и представители народов Кавказа, и корейцы, и китайцы, среди которых тоже есть православные, хотя и немного. И когда во время богослужения смотришь на людей, то видишь лица, характерные не только для европейцев, но и для азиатов.

Чем живут Ваши прихожане? Они собираются только на богослужения, или у них есть возможность духовно развиваться, посещая, к примеру, воскресные школы, лекции, которые читают богословы, духовные концерты?

– Все, что вы сейчас назвали, у нас есть. В Кыргызстане работают пять общеобразовательных русских школ, которые находятся при приходах. Образование в них дается непосредственно светское, но присутствуют некие компоненты, которые взяты из Православия. Например, здесь преподается Закон Божий, а поскольку сами школы находятся на территории храмов, то дети знакомы с богослужением и при желании могут исповедоваться и причаститься, что по большей части и происходит. В таких школах учатся и инославные ребятишки, и им никто не препятствует. Это помогает создавать хорошие взаимоотношения между мусульманами и православными, и дети вырастают адекватными людьми.

Во всех наших приходах проходят огласительные беседы с людьми, желающими принять Крещение. Занятия с ними проводят либо батюшки, либо те, кто имеет определенное духовное образование. В Кыргызстане есть филиал Ташкентской семинарии, куда четыре раза в году приезжают преподаватели из Ташкента. Причем учатся не только мужчины, но и женщины, пожилые и молодые люди – все, желающие получить образование. В самой семинарии учатся более 80 кыргызстанцев, большая часть которых проходит заочное обучение, поскольку в отношениях между Узбекистаном и Кыргызстаном имеются давние проблемы, связанные и с определением границ республик, и с условиями пребывания.

Безусловно, в нашей епархии имеются свои творческие коллективы. Мы проводим различные мероприятия. У нас проходит фестиваль бардовской песни и духовной музыки. К нам приезжает много гостей из России. В течение года у нас проводится достаточно много мероприятий, и культурная жизнь православных людей Кыргызстана духовно наполнена. В епархии имеется большой актовый зал, который практически никогда не остается пустым. В прошлом году мы провели для школ девять архиерейских Рождественских елок, а в этом вынуждены были провести уже шестнадцать.

А как обстоят дела у вас в миссионерской сфере? В военной?

– Мы с большой осторожностью относимся к слову «миссионерство». Как я уже говорил, главной нашей задачей является духовное попечение православных людей. Миссионерство у нас выражается в доброй, правильной жизни, в выстраивании хороших отношений. Когда люди другой веры, к примеру, мусульмане или те же протестанты, видят, что православные христиане живут добропорядочно и благочестиво, то они начинают по-другому относиться к нам. Они выражают нам свое почтение и уважение, которое в Средней Азии ценится дороже золота, драгоценностей и денег. Уважение и авторитет – это очень важный аспект, который зарабатывается доброжелательным и терпеливым отношением к людям.

Безусловно, в Кыргызстане есть армия, свои вооруженные силы, свое Министерство обороны, с которым у нас хорошие отношения. Но в то же время известно, что здесь располагаются две воинские части, и для России это стратегическая территория. Прежде всего, речь идет о Канте, где находится российская авиабаза, и об Иссык-Куле, на берегу которого расположена база военно-морского флота.

Даст Бог, в марте этого года в Канте мы освятим воинский храм в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского. Он построен благодаря содействию администрации Санкт-Петербурга и усилиям местных благотворителей. Сейчас храм доводится до ума, украшается.

У нас есть полковой священник отец Евгений, который опекает военных в Канте. Хотя он еще молодой батюшка, но с ним считаются и прошедшей осенью пригласили на военные учения. Он позвонил мне и сказал: «Владыка, благословите мне выйти с военными!». Естественно, я его отпустил. У них есть свой полевой храм, и когда в Оренбуржье проходили сборы воинских частей из России и других стран, то они были единственными, кто приехал с храмом. Все были приятно удивлены и решили взять себе это на заметку. Так что здесь ведется большая работа.

Когда мы сняли фильм про наших святых, то отец Евгений показал его своим подопечным. Они все собрались, посмотрели, узнали краткую историю Кыргызстана, поняли, откуда здесь столько святых. Ребята не просто окормляются у священника, а живут православием в этой части Канта, и оно поддерживает их. Они приезжают из России в чужую страну, находятся далеко от дома, а тут есть возможность окунуться в наше родное Православие. Ребята намного спокойнее проходят службу.

Вы только представьте себе пилота, который управляет современным военным самолетом, и подумайте о том, какая нагрузка и ответственность ложатся на его плечи! Вера очень помогает преодолеть все это. В Канте прямо на взлетной полосе проходят молебны, совершаются службы.

Также духовно опекается и наша военно-морская часть, которая находится на Иссык-Куле. Все наши воины находятся не только под духовным присмотром, но и сами стараются активно участвовать в духовной жизни Кыргызстана.

Телезрительница из Вятки задает вопрос: «Скажите, Владыка, когда мы сможем Вас увидеть на Николо-Вятском крестном ходе? Сможем ли мы с Вами там встретиться?».

– Да, я родом из Вятки. Это моя родина, где особо почитается святитель Николай. Все мои предки, да и я сам, ходили этим крестным ходом. Если Бог даст такую возможность, то я обязательно приму участие в нем. Пока ничего обещать не могу, ведь послушание, которое я сейчас несу в Средней Азии, в Кыргызстане, требует очень много времени и сил. Сердечно благодарю нашу телезрительницу за напоминание о великой святыне Вятской земли.

Вернемся к Бишкекской епархии. В конце 2015 года был освящен собор в честь Святого Князя Владимира. Как встретил Кыргызстан эту новость?

– Знаете, республика пребывала в благодатном шоке от происходящего, потому что этот храм строился более 20 лет. Причины были связаны и с финансовыми проблемами, и с человеческим фактором. Конечно, каждый из служащих здесь архиереев вкладывал свои силы и возможности, но, когда я приехал сюда, то понял, что люди уже почти отчаялись, наступил кризис, а главным вопросом был один: «Когда же будет построен храм?». Мы обратились с просьбой о помощи, на которую почти сразу же откликнулись наши православные бизнесмены, и буквально за полгода строительство собора было завершено.

Конечно, нам предстояло проделать огромную работу. Нужно было заделать стены, применяя особые технологии, необходимые при строительстве в сейсмически опасном месте. Требовались и большие усилия, внимание при благоукрашении храма. Слава Богу, что нам удалось решить все эти вопросы.

Хочу сказать, что когда уже заканчивались работы, к нам приезжали смотреть храм и наши чиновники, и простые верующие как из Кыргызстана, так и из России. Все они находились в легком шоке и не верили своим глазам, что строительство с Божией помощью завершилось. Кыргызстан получил надежду, импульс доброго и светлого. Этот храм притягивает своей красотой и является жемчужиной кыргызстанской земли. Сюда спокойно помещаются все приходящие люди, здесь прекрасная акустика. Это частица России, которая пребывает в Кыргызстане. Это большое счастье для всех нас. Даже сам президент Алмазбек Шаршенович отметил, что такое радостное событие важно не только для православных, но и для всех кыргызстанцев. Слава Богу, наконец этот храм воссиял на нашей земле.

Хотелось бы задать несколько вопросов личного характера. Скажите, а как Вам киргизская земля? Каковы люди, живущие на ней? Как природа, погода?

– Могу ответить на эти вопросы одним современным словом – супер! До моего назначения сюда у меня уже был опыт пребывания в Средней Азии. Год назад по приглашению митрополита Казахстанского Александра я приезжал на мероприятие «Вера. Надежда. Любовь» в Алматы. И когда я в первый раз летел в Кыргызстан, то думал, что здесь примерно такая же природа, как и там. Да, действительно, есть что-то похожее, но когда прилетаешь сюда, тебя окутывает теплый, сухой, приятный, наполненный какими-то интересными южными ароматами воздух. Конечно, особенно поражает зелень. В прошлом году лето удалось влажным, богатым на дожди, не такое жаркое, поэтому было очень много зелени. В мае, июне здесь все цветет и горы стоят зеленые. Поражают поля маков! Едешь, а впереди красная гора, потому что она вся сплошь покрыта маками.

Природа Кыргызстана очень богата. Здесь действует столько целебных источников, что можно открыть здравницу мирового масштаба. А горы по своей красоте и возможности для развития горнолыжного спорта превосходят даже Швейцарию. Просто нужно развивать инфраструктуру, восстанавливать то, что было в советское время. Постепенно это делается, Кыргызстан расцветает, и у него есть все для того, чтобы сюда приезжали отдыхающие. Как бы ни шутили люди, говоря: «Вы знаете, когда мы к Вам ехали, то думали, что у Вас есть епархиальная юрта и верблюд», – они всегда поражаются тому, что видят. Они просто пребывают в культурном шоке. Сами кыргызстанцы очень приветливые люди. Кыргызы, по описанию историков, просты и добры как дети. Если ты отнесешься к ним с почтением, уважением к их традициям и культуре, то станешь навеки их – кыргызы полюбят тебя всей душой, всем сердцем, будут беречь, хранить. Я думаю, что это свойственно всякой культуре, каждому народу.

Кыргызстан – особая страна, очень многообразная, богатая духовно и историей, и культурой, и тысячелетними традициями, которые я до сих пор изучаю и которые не перестают меня поражать. Кыргызстанцы трепетно к ним относятся, сохраняют и берегут, передавая их из поколения в поколение. Поэтому для меня Кыргызстан стал новой малой родиной. Конечно, главное мое Отечество – это Россия, Вятка, но эта земля согрела мне сердце, стала мне родной. А еще в Кыргызстане чудесная вода. Когда я приезжаю в Россию, то сразу чувствую, что здесь другая, какая-то безвкусная вода. У нас ее просто разливают, привозят, ставят на стол, и все ее пьют. Это прекрасная горная вода, обогащенная минералами и микроэлементами. Люди живут в таком богатом, Богом одаренном регионе, и единственное, о чем я молю Создателя, чтобы Господь даровал мир и согласие этому народу и этой стране.

Говорят, Вы начали изучать киргизский язык. Так ли это?

– Да, я изучаю киргизский язык. Я живу среди кыргызов, и это естественно. Поначалу меня стали критиковать за это и даже задавали вопрос: «Зачем он нам нужен? Зачем его изучать?». И хотя в Кыргызстане государственными являются оба языка, и русский, и киргизский, но мы сюда приехали, живем среди этого народа и потому должны знать хотя бы основы национального языка. Я всегда говорю: «Никто от вас не требует исконных знаний языка: он очень сложный, но бытовой язык вы должны знать». У меня, к примеру, есть привычка ходить на рынок, в магазин, пообщаться где-то на улице с кыргызами. Это просто проявление вежливости – сказать: «Саламат сызба!», то есть поприветствовать другого человека. Для кыргызов это приятно, а мне как молодому архиерею интересно. Мне нравится изучать что-то новое, познавать. Язык – это культура народа. Хотя я изучаю не литературный язык, который слишком сложен, но даже в бытовом языке я чувствую отношение кыргызов к своей родине, своим традициям, и я проникаюсь этим. Это точно так же, как, зная русский язык, ты знаешь русскую культуру, традиции, историю. Все идет через язык. И везде, где мы пребываем, мы должны понимать язык, знать, кто что говорит и как.

Помню, я как-то вышел из магазина, и молодой человек, обращаясь ко мне, сказал на киргизском языке: «О, какой в черном халате идет!». Я обернулся и ответил ему: «А почему ты говоришь за моей спиной? Подойди ко мне, и я тебе объясню, что это за халат!». Надо было видеть его лицо в этот момент! Он сразу же сказал: «Извините, я в хорошем смысле!».

Когда кыргызы начинают видеть, что ты их понимаешь, к тебе сразу же меняется отношение. Знание языка имеет и политический, и внутренний, и культурный аспект, а это очень важно. Поймите, я вовсе не полиглот, и мне достаточно тяжело всегда давались языки и в школе, и в семинарии, и в академии, но основы какие-то нужно знать.

Мне очень нравится приезжать в села. Кыргызы там не все живут в юртах, у многих из них есть прекрасные дома, в которых все белое, красивое. И когда с кыргызами начинаешь говорить на их языке, то им очень приятно. Ведь это понравится и нам, если какой-нибудь иностранец, зайдя в наш дом, произнесет пару слов на русском языке.

Благодарю Вас за эту беседу! Скажите нам несколько слов на прощание.

– Благодарю вас за возможность нашего общения. Я хочу пожелать телеканалу «Союз» дальнейшего процветания, приумножения и расширения аудитории. Я желаю, чтобы Господь хранил всех людей в мире, согласии и любви к Богу и ближним.

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс