Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (856) → Игумен Алексий (Вылажанин): Старайтесь видеть в людях образ Божий

Игумен Алексий (Вылажанин): Старайтесь видеть в людях образ Божий

№7 (856) / 16 февраля ‘16

Беседы с батюшкой

Первый вопрос нашей телезрительницы такой: «У меня вся семья католическая, и только я одна, что называется, выпала из гнезда. В тридцать лет приняла Православие, считаю эту веру правильной, так как она строится на Евангелии. Но в последнее время меня стали одолевать разного рода искушения и сомнения в правильности моего поступка. Как выстоять в этой борьбе и не уклониться в бездну?».

– Вы уже в сознательном возрасте приняли для себя решение, где вам быть, в католической или Православной вере. Вы избрали правильный путь – путь Православия, по которому идут многие люди; путь, который не отпадал от истинной веры в Господа, хранил те традиции и заповеди, которые оставил нам Сам Господь; путь, который оберегает православные каноны до сего дня. А то, что происходит сейчас в вашей жизни, – это искушения, с которыми надо бороться, преодолевая их.

Как утвердиться в вере? Прежде всего, конечно, через молитву, христианскую жизнь внутри Церкви, потому что назваться православным легко, а быть им гораздо сложнее. Это налагает на человека определенные обязанности: надо и в храм ходить не от случая к случаю, а регулярно (быть прихожанином храма), и причащаться Святых Христовых Таин, и приносить покаяние в своих грехах, и, конечно, просить у Господа утверждения в вере. Поверьте мне, если ваша просьба будет искренняя, Господь всегда откликнется и поможет, укрепит вас в вашем делании, в вашей борьбе. И не считайте себя выпавшей из гнезда, наверное, наоборот, вы попали под крыло Того, Который оберегает Своих птенцов.

Вопросы от нашего телезрителя: «Является ли католический Символ веры хулой на Духа Святого? И можно ли идти на католические крестины?».

– Уже почти тысячу лет идет спор с католиками, которые утверждают, что Дух Святой исходит и от Бога Отца, и от Сына, что неприемлемо в Православии. Изначально, когда Символ веры утверждался на Вселенских Соборах, было ясно определено то исповедание, которое сегодня исповедуют православные. Поэтому сказать, что нет ничего страшного в католическом исповедании веры, наверное, было бы не совсем правильно. Это то, что в свое время послужило главной причиной раскола, который сохраняется до сего дня. Так что в определенной мере это есть хула – нарушается единство Церкви.

К сожалению, с Католической Церковью произошло именно это – она отпала от единого Тела Церкви, начиная, казалось бы, только с хулы и искажения Символа веры.

Можно ли ходить на католические крестины? Здесь нужно спросить себя: а для чего вы туда идете? Конечно, быть православным – совсем не значит замкнуться в каком-то определенном социуме. Мы знаем, что и апостолы, и святые угодники Божии несли слово Божие, проповедуя Евангелие совершенно разным людям, не только православным. Они говорили о слове Божием и язычникам, и противникам христианской веры.

Поэтому, если мы общаемся с людьми, исповедующими католическую веру, то не должны уничижать их как людей, прежде всего, мы должны видеть в них образ и подобие Божие, потому что каждого из нас Господь сотворил по Своему образу и подобию. Где-то, может быть, мы должны их и пожалеть, потому что они отпали от истинной веры, но прекращать с ними общение не стоит. Если нас вдруг пригласили отметить Крещение младенца, рождающегося для жизни вечной в Господе Иисусе, то, наверное, мы должны пойти и пообщаться с нашими друзьями, которые нас пригласили. Но ни в коей мере не поступаться своей Православной верой! Нас же не зовут на совместную молитву, на Причащение во время католической службы, нас приглашают на крестины. А мы вообще-то, когда принимаем католиков в Православие, даже не перекрещиваем их, а просто дополняем обряд таинством Миропомазания. Поэтому ничего страшного, чтобы посетить католические крестины, не будет, но самое главное – помните о своей Православной вере, старайтесь достойно держаться и показать себя с лучшей стороны.

Вопрос телезрительницы из Челябинска: «Я хочу узнать, можно ли мне молиться за (как я считаю) погибших, умерших людей, которые перестали отвечать на телефонные звонки, живут далеко, никто мне не может сообщить, живы они или нет? Как мне молиться о них?».

– В этой ситуации я посоветовал бы вам, если у вас нет твердой уверенности в том, что человек скончался, молиться не за упокой души, а поминать его о здравии. Господь ведь все видит, у Бога мертвых нет, у Него все живы, и, если ваша молитва будет идти о человеке как о живом, даже если он и преставился, Господь все равно примет эту молитву. Господь лучше знает и когда-нибудь откроет вам или через каких-то знакомых, или еще как-то, что этот человек преставился. Когда мы будем твердо уверены, что человек умер, тогда и будем молиться о его упокоении. А пока лучше молиться о здравии – вдруг человек окажется живым. Так что молитесь о здравии, и Господь укрепит вас.

Следующий вопрос от нашей телезрительницы: «Как побороть гордость и не обижаться на ближнего?».

– Нужно чаще смотреть внутрь себя, на свое внутреннее состояние и на те поступки, которые мы совершаем. Старец Симеон Псковский в наставлениях своему духовному сыну и другу архимандриту Серафиму говорил: «Смотри, что в этой жизни твое? Ничего! Разум – не твой, жизнь – не твоя, потому что ты не можешь обладать ею. Твои – только грехи!». Хорошо бы и нам осознать, что нашими бывают только грехи. Может быть, люди, которые не нравятся нам, раздражают, в десятки раз лучше нас, только мы этого не видим по нашему жестокосердию. Смотрите и старайтесь видеть в людях образ Божий – все мы являемся творением Божиим, всех нас Господь создал по образу и подобию Своему. Так что ищите этот образ в каждом человеке, и тогда не будет ни раздражения, ни гнева, а будет только любовь.

Вопрос телезрительницы: «Обязательно ли подходить к Причастию на пустой желудок? Ведь Иисус впервые причастил учеников на Тайной Вечере после ужина. Я не спрашиваю о плотном завтраке перед Причастием, но допустимо ли, например, принять лекарство или положить в рот леденец для хорошего запаха изо рта? Можно ли также почистить зубы перед службой?».

– Почистить зубы перед службой не только можно, но и нужно, ведь, когда мы готовимся к Причастию, мы готовим себя не только внутренне, но и внешне. Приводим в порядок не только свою душу, но и свое тело, потому что соединяемся с Самим Христом Спасителем. Так что когда у нас иногда говорят, что нельзя чистить зубы перед Причастием, хочется спросить: что же, нам идти со зловонием изо рта? Это, наверное, еще хуже, и в этот момент нашими грехами, которые мы совершаем, не принося покаяние Богу, смердит наша душа. Поэтому, конечно, надо приводить себя в порядок.

Русский народ всегда был особо благочестивый, брал на себя подвиги и продолжал те традиции, которые в других Православных Церквах уже не имели своего места. Мы всегда пытались следовать традициям монашеской жизни: если пост – постимся не по светскому, а по монастырскому Уставу, берем все лучшие традиции, которые накопила наша Церковь.

За многие века именно у нас сложилась такая традиция: Причастие положено совершать, не принимая с утра никакой пищи, то есть натощак. Подготовка к службе предписывает как минимум шестичасовой пост, то есть перед Святым Причастием нельзя вкушать ни пищи, ни воды. Но, безусловно, бывают исключения: например, люди, больные диабетом, не могут, проснувшись утром, не принять какое-то количество пищи и не выпить воды, запивая ею таблетки. Получается, что такому человеку невозможно причаститься? Нет, конечно, возможно, но хорошо было бы согласовать это со своим духовником или приходским священником. Или допустим, когда человек тяжело болен, мы идем к нему в больницу и причащаем независимо от того, ел он что-нибудь или нет. Но если человек здоров, в состоянии и в силах выдерживать те правила, которые установлены Церковью, он должен приходить на Причастие натощак. Если у младенцев или совсем маленьких детей мы не требуем Причащения натощак, то, когда они подрастают, мы стараемся внушить их родителям, что ребенка уже можно приучать к тем церковным правилам, которых мы все придерживаемся.

Ну а рассасывать леденец?

– Это я считаю баловством.

Ясно, такого быть не должно. А как часто нужно причащаться людям в приходах?

– У каждого своя норма: кто-то причащается каждую неделю, кто-то – раз в две недели, раз в месяц, в полгода, а кто-то причащается только Великим постом. Что правильней из этого – не знаю. Хорошее правило, если человек причащается хотя бы раз в месяц, идеально – раз в две недели. Чаще можно? Можно! Нужно? Это зависит от внутреннего состояния человека.

Иногда бывает, что мы к чему-то привыкаем и воспринимаем это как должное. Если мы причащаемся регулярно, но не очень часто, мы все-таки стараемся готовиться к Причастию. Стараемся вычитывать все правило, поститься – в общем, стараемся хорошо приготовиться к Исповеди, хотя не совсем правильно всегда увязывать Исповедь с Причастием. Исповедоваться можно и без Причащения, так что старайтесь исповедоваться чаще, дорогие братья и сестры!

А причащаться раз в две недели, на мой взгляд, идеально. Если же привыкаем, то принимаем все как должное, то есть можем уже не вычитать какую-то молитву: «Да ладно, я же часто причащаюсь, недавно все это читала!». И так, к сожалению, можно скатиться до равнодушия и духовного блуждания. Хотя были святые, которые служили Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таин каждый день, но это зависит (еще раз повторю) от внутреннего состояния человека и, конечно, от духовного руководства, под которым этот человек находится. Любое делание, любой подвиг надо совершать с благословения, так что нужно постараться найти в своей жизни духовного и мудрого руководителя, кто поведет вас по этому бушующему порой духовному морю, по которому нам приходится плыть всю жизнь.

Ну а внутреннее состояние – это «со страхом Божиим и верою…»?

– Да, со страхом Божиим и верою! И, конечно, с ощущением своей греховности, потому что человека, который приступает к Причастию с ощущением своего достоинства, причащать точно нельзя – он находится либо в прелести, либо в жутком искушении.

Вопрос телезрительницы: «Как поступить, если недолюбливаешь, например, сотрудников по работе? Что делать?».

– Если ответить шуткой – то сменить работу, а если серьезно, то я уже об этом говорил: старайтесь отыскать в своих сотрудниках, которых вы недолюбливаете, тот образ и подобие Божие, которые есть в каждом человеке. Ведь в любом из нас есть что-то хорошее, но, к сожалению, нам не всегда нравится искать и видеть в человеке хорошее. Мы видим то, что лежит на поверхности, а на поверхности не всегда открывается самое лучшее, нужно заглянуть поглубже.

Еще раз повторю, человек, который нам не нравится, может принести Богу покаяние и наследовать Царство Божие, а вот наследуем ли его мы из-за нашей нелюбви и такого отношения к окружающим? Так что любите окружающих вас людей, ищите в них образ и подобие Божие и молитесь, чтобы Господь умягчил ваше сердце и вразумил вас.

Вопрос телезрителя из Твери: «Написано: любите врагов ваших, а как любить людей, если они к тебе плохо относятся?».

– Вы же сами и отвечаете на свой вопрос – любите врагов ваших! Легко любить тех, которые нас любят, сложнее любить тех, которые нас не любят. В одной из проповедей отец Иоанн (Крестьянкин) (есть даже документальная запись, где он проповедует в храме Псково-Печерского монастыря) произносил: «Господь говорит: любите врагов ваших, любите всех. Но можем ли мы любить всех? Наверное, нет, человек не может любить всех, но мы христиане, мы православные – и поэтому должны любить всех».

Просите у Бога этот великий дар любви, пример которой показал нам Господь. Его гнали, многие Его не любили, многие не принимали, хулили Его, а Он любил всех, любил до крестной смерти, чтобы дать нам возможность наследовать жизнь вечную. Вот пример любви, к которой надо стремиться. А любить тех, которые любят нас... А ведь и это не всегда получается, такую любовь мы порой принимаем как должное и отдавать свою любовь даже таким людям часто не умеем.

Вопрос телезрительницы: «Что делать, чтобы перестать сомневаться в вере?».

– Почаще причащаться, потому что сила Причастия, а мы ее порой недооцениваем, это великая благодать, которую дал нам Господь на Тайной Вечере – «сие творите в Мое воспоминание». Причащаясь Святых Христовых Таин, мы соединяемся с Христом; Сам Христос входит в нас, укрепляя нас и помогая нам. Конечно, нужно молиться, просить, чтобы Господь укрепил нас в вере и чтобы мы отвергли все сомнения, которые враг рода человеческого всевает в наши души, пытаясь искусить и отвлечь нас от Бога.

«Верую, Господи! Помоги моему неверию… »

– Да, именно так!

Вопросы от нашей телезрительницы: «Как справиться с унынием от осознания своей греховности? И с каким чувством должно отходить от молитвы?».

– Уныние – грех, унывать нельзя. Осознавать свою греховность – это хорошо, приносить покаяние Богу в своих грехах – хорошо, плакать о своих грехах – просто необходимо, но надо еще уметь и радоваться тем великим благодеяниям, которые Господь нам посылает. Не отчаяние, а радость должна быть от того, что Господь дает нам возможность увидеть наши грехи, о которых мы можем плакать слезами покаяния. А радоваться нужно окружающему нас Божиему миру – это то, что мы, к сожалению, разучились делать.

И второй вопрос: с каким чувством отходить от молитвы? Идеально было бы отходить с чувством радости от общения с Богом, ведь сейчас мы поговорили не с начальником и не с подчиненным, мы поговорили с любящим Отцом, и беседа наша была искренней и взаимной, сердце наше раскрылось пред Богом. Если с таким чувством человек будет отходить от молитвы, это огромное счастье! Еще одно хорошее чувство – покаяние. Это самое лучшее чувство, которое может у нас возникнуть. А все другие чувства, наверное, от гордости.

Вопрос телезрительницы: «Как правильно называть на Исповеди свои грехи?».

– Честно и искренне – без лукавства и оправдания своих грехов. Ведь иногда наша Исповедь заключается в том, что, принося Богу покаяние в каком-то грехе, мы тут же начинаем искать не причины возникновения этого греха, а причины оправдания нас в этом грехе. Мы каемся, но всегда находим причину или в ком-то или в чем-то, что подвигло нас совершить этот грех, и оказывается, что грех этот как бы и не по нашей воле совершен. Не надо искать этих оправданий! Надо приносить Богу искреннее покаяние в том, что мы совершили, внутри себя искать настоящую причину того, почему же все-таки я совершил этот грех. И даже если я поддался чьему-то искушению, то почему я этому поддался, почему не смог противостоять? Будьте искренни перед собой и Богом! Потому что можно обмануть батюшку, можно обмануть человека, но невозможно обмануть Бога. Царь Давид писал в своих псалмах: «Не соделанное мое видесте очи Твои…» Помните об этом и не лукавьте перед Богом.

Как же правильно подготовиться к Исповеди?

– Для этого у нас есть вечернее правило. Оно содержит повседневное исповедование наших грехов. Каждый из нас может его еще и расширить, заглянув внутрь своего сердца. Надо уметь анализировать свою жизнь: прошел день – найдите минут десять, чтобы просто посидеть перед иконкой, уйти внутрь себя, подумать о прошедшем дне; посмотреть, что в этот день успел сделать хорошего, а что – плохого. И в том плохом, что совершил, надо сразу приносить покаяние, поэтому Исповедь должна быть частой. Тогда мы будем лучше видеть свои грехи и неблаговидные поступки. А если Исповедь наша редкая, особенно если мы причащаемся раз в год и, соответственно, раз в год исповедуемся, то разве возможно упомнить все совершенные в этом году грехи? Порой мы не можем вспомнить грехов, сделанных за день!

Кстати, а что делать, когда дети в храме хулиганят?

– С родителями надо работать, родителей надо воспитывать. Дети не виноваты, виноваты родители, которые либо находятся только в начале духовного пути, либо сами имеют такую духовную распущенность и вседозволенность. Прежде всего, сами родители должны испытывать благоговение перед тем местом, где они находятся, ребенок будет это чувствовать. Ведь до какого-то определенного момента ребенок чувствует своих родителей, между ними есть какая-то незримая связь, и детей, которые воспитываются в семьях, построенных на истинной христианской любви, сразу видно. Приходя в храм, они ведут себя совершенно иначе. А есть дети, живущие во вседозволенности, они и в храме ведут себя соответствующим образом.

Спасибо большое, отец Алексий!

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс