Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (856) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Духовная жизнь православного человека

Протоиерей Алексий Ладыгин: Духовная жизнь православного человека

№7 (856) / 16 февраля ‘16

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, как избавиться от греха осуждения? Пытаюсь, но у меня никак не получается: вижу явный грех, хочу промолчать – и не могу. Осуждаю, если не вслух, то в душе. Поделитесь Вашим опытом, а то я задала однажды батюшке вопрос, а он сказал: «Я не знаю».

– На все эти вопросы, дорогие мои, мы имеем ответы в Священном Писании; нам всем об этом нужно помнить и обязательно чаще читать Священное Писание. Грех осуждения всегда сопровождается какой-то оценкой поступка или поведения ближнего, а Господь говорит, что мы прежде всего должны видеть свои грехи – «что ж, мы хотим вынуть сучец из глаза ближнего, а бревна в своем глазу не замечаем?» То есть человек должен взирать на свою душу, свое сердце, видеть свои грехи, «бесчисленные, как песок морской». И тогда сразу отпадет желание осуждать ближнего, потому что мы-то хуже всех… Когда вам захочется осудить ближнего, вспомните об этом и скажите: «Я – хуже всех!» Тогда вы никого не осудите. Святые отцы говорят нам: «Познай себя – и хватит с тебя». Когда мы узнаем себя, увидим бездну грехов своих, нам останется только молиться: «Господи, прости меня, грешного!»

В воскресенье я беседовал с молодой парой. Их привела верующая мама и попросила побеседовать с ее сыном и его невестой. Я начал говорить им о нашем мире, о том, как в этом мире нам живется, о том, что мы забыли заповеди Божии, чистоту этой жизни и что грех действительно переполняет нас. И тут девушка начала со мной спорить: «Батюшка, а почему вы так говорите? Не все же нечистые, есть и чистые люди!» Я говорю: «Простите, а сами вы можете похвастаться своей чистотой?» Она говорит: «Нет, я не могу». – «Ну а я же сейчас с вами говорю: я говорю именно о вас!» Господь в день Страшного Суда не будет спрашивать у нас о грехах других людей, Он спросит о грехах наших. Он не спросит, чем грешила тетя Нюра или дядя Ваня, Петр Петрович или наша соседка Зинаида Ивановна. Господь будет спрашивать за наши грехи… Поэтому какое мне дело до грехов другого человека? Я должен узнать себя: если я нахожусь в нечистоте, если совесть моя нечиста, я должен каяться! А если Господь открывает какой-то грех через ближнего, мы должны примерить этот грех к своей душе и спросить – а не грешу ли я тем же самым? И обязательно найдется этот грех, в большей или меньшей степени, живущий и во мне. Надо тут же его записывать, каяться в нем. Так что познавайте себя, и когда уж очень захочется кого-то осудить, вспоминайте всю свою греховную жизнь.

Митрополита Вениамина (Федченкова) как-то спросили: «Как быть, когда мы попадаем в разговор, где осуждается наш ближний? Нельзя же сказать: «Не осуждай, не смей, я не буду с тобой участвовать в этом греховном разговоре!» Тогда ближний может обидеться: «Ах! Ты со мной говорить не хочешь?» «В таком случае, – говорит Владыка Вениамин, – нужно молча выслушать и не поддерживать этот разговор». А когда придешь домой, помолиться за того человека, которого осуждали, и попросить прощения у Бога, что были участниками этого разговора; положить земной поклон, чтобы грех осуждения не коснулся нашего сердца и не был записан в книгу жизни. Потому что когда она откроется, эта книга жизни, будет очень страшно. Помните тропарь о Страшном Суде – «и тайная являются»? Поэтому лучше – подальше от этого греха, подальше от осуждения, будем смотреть только на себя и помнить, что Господь спросит нас только за наши грехи.

Вопрос телезрителя: чему больше уделять времени – молитве или учебе?

– Наверное, если человек учится, уделять много времени молитве у него не получится. Здесь слишком все несопоставимо. Молодость не может молиться часами, не может молиться беспрестанно. В молодости молятся мало – во время утренних, вечерних молитв, в субботу и воскресенье – в храме Божием.

Всему свое время...

– Да. Учиться, конечно, нужно, но учеба без молитвы – это не учеба, а стяжание ненужных знаний. Учеба же с молитвой – это приобретение мудрости и опыта, который потом будет применен в жизни. Что же касается вообще молитвы (в той малой мере, что я назвал), если ты считаешь себя христианином, никогда не опускай ни утренние, ни вечерние молитвы, всегда ходи на вечернее богослужение в субботу вечером и на утреннее – в воскресенье утром.

У меня много ребят (алтарники наши), которые учатся в МГУ, Бауманском университете, так они приходят (а ведь в серьезных вузах учатся) на всенощные бдения, читают каноны, подают кадила, а утром – кто на раннюю Литургию, кто на позднюю. И прекрасно все учатся, сдают сессии, получают хорошие отметки, а некоторые уже стали замечательными специалистами и работают в серьезных структурах нашего государства. Поэтому помните: кто молится, того Господь никогда не оставит. И старцы всегда говорили: «Бог никогда в долгу не останется: кто помолится, не поленится, тот от Господа получит и помощь, и благодать». И будет человек чувствовать, как легко проходит сессия, курсовые пишутся легко, а дипломная – сама собой прямо в голову тебе приходит, только и успеваешь записывать. Мне кажется, в самом вопросе присутствует лукавство – «чего больше, молитвы или учебы». Друзья мои, помните, все нужно делать в меру: в меру – молиться, в меру – учиться.

Телезритель спрашивает: «Каким путем нужно идти – монашеским или семейным? И как можно это определить?»

– Надо понимать, что и тот, и другой – спасительные пути. Но каждый человек внутри себя должен чувствовать, к чему больше склоняется его сердце. Здесь, конечно, не обойтись без совета духовника, а порой и старца.

Нужно пойти к близким тебе духовным людям и обязательно посоветоваться. Ведь кто-то чувствует, что больше любит уединение, внутреннее созерцание, – такой человек больше подходит для монастыря и монашеской жизни. Когда Владыку Вениамина спросили о том, почему он стал монахом, он сказал очень хорошие, просто удивительные слова: «Монашество – это самый короткий путь к спасению». Действительно – меньше скорбей, больше молитвы, созерцания. А путь женатого человека – это путь земного подвижничества. Когда у тебя семья, дети, ты должен крепко терпеть все скорби, полностью отречься от себя, посвятить всю свою жизнь семье, детям, супругу или супруге и вести этот семейный корабль к спасению. Это тоже интересный путь, очень нелегкий и непростой. Если монах живет внутренней жизнью, все свои силы направляя на созерцание Господа, то семейный человек должен все отдать семье, жить ради семьи и трудиться ради своих ближних.

Как-то я искушал одного молодого человека, который хотел уйти в монастырь, уехать на Афон. Говорю ему: «Ну что тебе этот Афон, зачем? Это так далеко, родственников не увидишь, не рукоположат тебя, ты подумай хорошенько. Я – против, не вздумай ехать!» А сам думаю: устоит или нет? Он, наверное, очень сильно на меня обиделся, но все-таки устоял: «Я посоветовался еще со старцем, и он мне сказал, батюшка, что доводы ваши несостоятельны». Я говорю: «Вот и хорошо, а теперь – поезжай на Афон»! Сейчас он там подвизается. То есть человек, даже когда услышал от своего приходского священника некоторые возражения, пройдя небольшое искушение, остался верен зову своего сердца. Значит – внутренне утвердился, действительно хочет быть монахом и хочет подвизаться именно в том месте, которое близко ему по духу. Поэтому, конечно, нужно, чтобы каждый испытал свое сердце и понял, на что он пригоден. Но вообще-то человек, выбирающий свой путь в жизни, должен горячо помолиться Богу. Через молитву он и определится, где ему быть, потому что Господь укажет ему правильный путь.

Знаю по себе. Когда мы были семинаристами, у нас всегда перед глазами были яркие примеры монашеской жизни – старцы Троице-Сергиевой лавры. И в то же время всегда присутствовало какое-то внутреннее смущение: «А может, все-таки жениться? Ведь сколько женатых священников – очень хороших, порядочных людей, тоже настоящих подвижников! Может, стоит жениться?» Вот такой был выбор. Вспоминаю, что даже когда я уже решил жениться (сердце мое расположилось к моей матушке, сделал ей предложение, взяли благословение на свадьбу у Владыки ректора и надо было уезжать на Венчание), была такая внутренняя тревога и смущение (а правильный ли я делаю выбор?), что покойный Владыка Сергий Новосибирский (Соколов), увидев меня и заметив эту тревогу в моих глазах, сказал: «Что, брат, тяжковато тебе?» – «Тяжковато, – говорю, – Владыка» – «А ты женись – полегчает». И действительно, потом уже, когда повенчались, когда все свершилось и дороги назад уже не было, все сразу отступило. Поэтому я думаю, что для христианина не страшен ни один выбор, ни другой. Нужно только, чтобы в его жизни всегда пребывала молитва. А Господь всегда поможет на том пути, который ты выберешь, – хоть на монашеском, хоть на семейном. Господь всегда будет с тобой, если в твоей жизни будет присутствовать молитва. А если Господь с нами, значит можно донести любой жизненный крест.

Можно ли семинаристу думать о монастыре, идти в него только чтобы потом в дальнейшем стать епископом?

– Как говорит апостол Павел, «кто епископства желает, доброго дела желает». Это неплохо – плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Человеку не помешает немного, в хорошем смысле, амбициозности, желания достигнуть какой-то высоты. Плохо быть карьеристом, а доброго желать – можно.

Если человек идет в монастырь ради карьеры – это плохо, а ради доброго, с тем намерением, чтобы Господь дал ему епископское служение, – это же здорово! Это высокое апостольское служение, нелегкий крест, особенно в наши времена. Ведь нужно столько созидать, выполнять столько различных профильных служений… Уделять внимание и молодежи, и помогать нуждающимся, и направлять усилия на социальное служение, и участвовать в религиозном, светском образовании. Сейчас от Церкви многого ждут. Вы посмотрите, сколько в мире проблем… С какой проблемой столкнулась сегодня Франция – взрывы, ИГИЛ… Мы понимаем, почему сегодня молодые люди тысячами уезжают отсюда.

А ведь Святейший Патриарх Кирилл еще раньше бил в набат и говорил, что мы должны научить наших ребят той духовной культуре, которая присуща нашему народу. Мы же не хотим учить кого-то молиться, это и невозможно – научить человека Богу молиться. Мы хотим дать основу, платформу духовного образования и воспитания человека, чтобы он смог разобраться, когда ему предложат некий суррогат. Чтобы он мог сказать: «Нет, это не истина! Это действительно суррогат, я за вами не пойду». Ведь туда попадают дети из обеспеченных семей, как та же Караулова, ребята, которым не преподали традиционные христианские и исламские основы. Эти молодые люди были очарованы чем-то внешним, какими-то ложными постулатами. И все это выпадает сегодня на долю епископата нашей Церкви. Божией помощи всем им!

Сейчас много епископов и молодых, и в более совершенных годах, которые совершают это великое служение. Я думаю, в наше время очень нужны те люди, которые, пройдя через монастырь, научатся духовной жизни, получат опыт служения и общения с народом Божиим. Ведь монастырь очень важен своей преемственностью. Вы посмотрите, каких прекрасных епископов воспитала Троице-Сергиева лавра – это же светильники земли нашей в современном мире: образованные, грамотные, духовные люди – настоящие подвижники. Я встречаюсь с братией Троице-Сергиевой лавры, со своими одноклассниками по семинариям и не могу нарадоваться, глядя на них, – какие замечательные пастыри есть в нашей Церкви сегодня… В будущем они могут стать достойными епископами, которые принесут, конечно, огромную пользу не только Церкви Христовой, народу Божиему, но и всему нашему многострадальному Отечеству.

То есть в монастырь нужно идти не ради карьеры, а ради того, чтобы послужить Богу...

– Не ради карьеры – чтобы послужить Церкви Христовой в любом сане… Понимаете, если человек идет с намерением стать епископом, это совсем неплохо, значит он должен будет тянуться к лучшему, ведь епископом не станет нерадивый монах, человек, не получивший образование. Чтобы быть епископом, нужно подтягивать себя и в дисциплинарном, и в духовном отношении, получать хорошее образование, участвовать в жизни обители, выходить за ее стены и заниматься с молодежью.

Возьмите, к примеру, Данилов монастырь, там созданы прекрасные молодежные группы, курсы хорового пения – чего там только нет, а кто занимается всем этим? Братия Даниловского монастыря. А возьмем Троице-Сергиеву лавру: братия совершает служение не только в стенах монастыря, а продолжает его и в следственных изоляторах, и в детских приютах, и в интернатах для детей-инвалидов и так далее, все просто невозможно перечислить; но чтобы нести такое служение, нужно подтягивать себя со всех сторон. Если человек имеет добрый помысел, он будет подтягиваться в любом случае – станет он епископом или нет, из него получится достойный пастырь Церкви Христовой.

А вот карьеризм – это плохо. Чем карьеризм отличается от доброго стремления? Стремление стимулирует человека достигать все большего и большего, работать над собой, а карьерист идет к своей цели, невзирая ни на что, а может быть, даже ни на кого, бывает и такое. Так что карьеризм мы исключаем, а стремление – одобряем.

Как относиться к тому, что богослужение совершается не на русском, а на церковнославянском языке?

– Прекрасно и замечательно, что богослужение совершается на славянском языке, потому что славянский язык – это язык богослужения; он прекрасен, замечателен, очень глубок. Это тот язык, который открывает человеку духовный мир. Недавно я был с миссионерским визитом в городе Баден-Бадене, по приглашению настоятеля и прихожан православного прихода Преображенского храма. После богослужений мы очень много и долго беседовали. Владыка Марк, архиепископ Германский и Великобританский, рассказал, что ему как-то задали вопрос: «Владыка, скажите, пожалуйста, а почему язык богослужения не русский, а славянский?» Он ответил: «Я часто (каждую субботу) совершаю Литургию в Мюнхене на немецком языке. Я – коренной немец, но тайные молитвы всегда читаю по-славянски, потому что, переведенные на немецкий язык, они не звучат. Без славянского языка мы утратим эту тайну, утратим всю глубину богослужения». И это сказал немец!

У людей, постоянно посещающих богослужения, регулярно ходящих в церковь, не возникает никаких вопросов. Этот вопрос беспокоит, как правило, не прихожан, а «захожан». Для того чтобы понять всю подлинную красоту славянского языка, языка нашего общения с Богом, нужно просто перейти из разряда «захожан» в разряд прихожан, и тогда все станет на свое место. Нужно просто немножко приподняться над собой, поизучать Православие, попытаться понять, приложить небольшие усилия. А ведь у нас очень много людей, даже становящихся прихожанами, которые не удосуживаются начать читать молитвы на славянском языке.

У меня был вот такой случай. Алтарников в нашем храме много, около 40 человек, и один почтенный человек, который в светском обществе достиг высокого положения, подошел ко мне как-то и говорит: «Батюшка, так хочется алтарником быть». Я говорю: «Ну так в чем вопрос – пожалуйста!» Потом, войдя в алтарь, спрашивает: «А что нужно для того, чтобы получить стихарь»? Я говорю: «Чтобы получить стихарь, нужно обязательно научиться читать по-славянски (читать первый, третий и шестой часы), изучить последование богослужения (суточный круг), чтобы знать, какие действия за чем происходят (когда кадило подать, когда свет включить, когда выключить). А пока вы стойте в уголочке и присматривайтесь». А у нас такое правило: когда человек входит в алтарь, его обязательно нужно подтянуть: выделяется священник, который лично начинает с ним заниматься. Один из священников и начал заниматься с ним славянским языком. Потом этот человек сказал: «Это такая глубина, которая только сейчас начала для меня открываться»! То есть если человек хоть чуть-чуть начинает изучать славянский язык, он сразу понимает всю его удивительную красоту! Человек даже внутренне несколько подтягивается, чувствует глубокое удовлетворение, что он смог это сделать и что действительно присоединяется к огромной семье настоящих, подлинных христиан.

Батюшка, благодарю Вас за нашу сегодняшнюю беседу. И в завершение передачи что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?

– Спасибо всем за внимание, всем Божией помощи, сил, крепости, терпения. Мы еще раз приглашаем всех посетить наш храм Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке.

Благословение Господне да пребывает со всеми нами!

Спасибо!

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс