Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (855) → «Святой Петр Цетинский — патриарх нового времени». Патриарх нового времени

«Святой Петр Цетинский — патриарх нового времени». Патриарх нового времени

№6 (855) / 9 февраля ‘16

Книжная полка

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19–20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых, в число которых был включен и святитель Петр Цетинский, бывший Черногорским митрополитом с 1784 по 1830 год.

До 1917 года имя святителя Петра было в России широко известно, ныне же об этом сербском подвижнике у нас знают мало, а, между тем, трудно найти святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с Россией.

По словам издателей, этот сборник является вкладом в дело восстановления памяти о святом Петре Цетинском. В него входит перевод сербского издания 2006 года, дополненный примечаниями редакции и некоторыми материалами: акафистом святителю Петру, работами митрополита Амфилохия (Радовича) «Святой Петр Цетинский и война» и «Житие святого митрополита Петра II – Цетинского пустынника и Ловченского тайновидца», который был последователем святителя Петра I. Кроме того, в книгу включены некоторые избранные творения самого святителя.

По словам митрополита Амфилохия, «святой Петр Цетинский был одной из самых значительных, интересных личностей тогдашней Европы конца XVIII и начала XIX столетия. Среди святых этого времени единственным, с кем можно его сравнить, был святой Серафим, Саровский чудотворец, один из значительнейших людей новой русской истории».

Основываясь на его посланиях, которые, по мнению Владыки, во многом напоминают послания апостола Павла, можно получить кристально ясную картину его церковно-богословского понимания жизни и мироздания.

Особенно это касается его этики, основанной на Евангельских принципах, на народном эпосе. Святая Троица, Бог Отец и Сын и Святой Дух, – это святое имя Божие, которым он начинает свой сборник законов. Личность Христа Бога и Сына Божия есть основные истины его жизни и учения, его деятельности. Немногие заметили, что Кодекс, составленный святителем, не только начинается именем Святой Троицы, но содержит 33 статьи, что соответствует 33 годам земной жизни Христа.

Миротворец и законодатель, во многом подобный ветхозаветному пророку и законодателю Моисею, вождю избранного народа Божия, митрополит Петр как будто придерживается принципов своего родственника по духу, великого исихаста XIV века святого Григория Паламы, который говорит: «Мы проповедуем Слово, преобразованное в дело, и дело – практику словесную, разумную (логосную)».

Особенное место в жизненном опыте святителя Петра занимает слово, либо произнесенное в форме поучения, либо записанное. Его письменные слова содержательны и убедительны, сжаты, как и его устное слово, они – плод не только размышлений разума, но и самого глубокого опыта сердца и ума одновременно. Его поучения основываются не на его человеческой силе и не есть простое отражение психосоциологического состояния его мыслей и способностей. Они исполнены Божественной силы, живой веры в действительное присутствие и действие Божие.

Практически половину этой книги составили избранные послания и письма святителя Петра. По словам историка литературы Мирослава Пантича, «в посланиях и письмах Петра I Петровича навсегда осталось записанным, что он думал, что он чувствовал и что говорил в некоторые моменты своей жизни, хотя долгой, но весьма нелегкой и полной скорби. В них [отразился] весь владыка – и как предводитель народа и его духовный пастырь, и как [просто] человек; в них отражена и живая реальность его страны и народа в течение половины века».

Так, например, в одном из писем святой архипастырь, который с первых дней своего служения боролся с обычаем кровной мести, обращается к дому неких Радуловичей, имеющих обиду на определенного человека и не желающих исполнять королевские приказы.

В этом письме святой отмечает: «Всем нам, любезные братия мои, предстоит умереть, и тяжко нам будет, если друг друга, живя на этом свете, не любим, если не примиримся с нашими противниками, на которых имеем обиду, и если, один другого оскорбляя, не простим, – то не будем иметь в том мире вечного покоя и блаженства, и не простит нам Отец Небесный наши согрешения. Итак, ради Бога, Который есть единственное и вечное наше благо и ради вечного веселия и радости, которое Бог уготовал всем послушным [Ему] в райской сладости нескончаемо жить и наслаждаться Его божественного лицезрения, снова прошу вас: послушайте то, что вам пишу, и так будете от Бога благословенны и так вам Бог дарует в этом мире всякое счастье и добрый успех во всем, а в том мире – вечную радость, которую вам и всем христианам от всего сердца желаю и остаюсь, в надежде, что вы послушаетесь моей просьбы, вашим доброжелателем».

Святитель Петр свои патриотические чувства неоднократно выражал в стихах. Его стихотворения могут служить благими проповедями народу, потому что в них он излагал мудрые наставления: напоминал народу и о доблестных и благородных делах, и о благочестивом поведении и христианской жизни.

Митрополит Петр Цетинский, сотворив многие и бесчисленные благодеяния своему народу, отошел в вечность в день памяти святого Луки, 31 октября 1830 года, на 81-м году своей земной жизни.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс