Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (855) → Писатель Дмитрий Гришин: Путь служения России

Писатель Дмитрий Гришин: Путь служения России

№6 (855) / 9 февраля ‘16

Есть что сказать

У нас в гостях историк, писатель Дмитрий Борисович Гришин. Представлю подробнее: кандидат исторических наук, сопредседатель Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича, действительный член Императорского православного Палестинского общества.

Дмитрий Борисович, вы принесли чудесную книгу с собой, на нее приятно смотреть, ее приятно держать в руках, ее герои – удивительные люди.

Имена героев вынесены в заголовок книги «Сергей и Елизавета», речь в ней идет о Великом князе Сергее Александровиче и нашей любимой святой преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне.

- Нельзя сказать, что это житие или биография в традиционном смысле слова. Это документальное жизнеописание на выверенных источниках, документах, впечатлениях, это рассказ о двух супругах. Как сказала сама Елисавета Феодоровна (и эти слова вынесены в эпиграф книги): «Мы с Сергеем соединены на Небесах». Не только в том смысле, что браки заключаются на Небесах, а в том значении, что они неразрывно связаны не только в земной жизни, но и по окончании ее всегда будут вместе. Хотелось рассмотреть их совместный жизненный путь, путь служения Всевышнему, служения России.

Что подвигло Вас к такому труду? Ведь уже довольно много про них сказано и написано, особенно про Елисавету Феодоровну – должен быть какой-то мотив. Работа не простая, очень объемная, сколько времени Вы работали над этой книгой – и почему?

– Над этим изданием пришлось работать около двух лет, но в основе лежит несколько более ранняя работа, выпущенная в 1998 году. Книга «Трагическая судьба Великого князя», посвященная Сергею Александровичу, была первой ласточкой в этом вопросе и затем переиздавалась. А после того, как прошли два тиража и интерес у читателей не ослаб, а даже – наоборот, то возникло желание рассказать об этом больше, сделав акцент на чем-то одном. В данном случае – на взаимоотношениях Великого князя и Великой княгини.

Если говорить о первоначальном толчке, то его можно отнести почти на четверть века назад, когда я начал заниматься биографией Великого князя и житием Великой княгини. Связано это было с тем, что пришлось очень активно участвовать в поисках захоронения Великого князя Сергея Александровича в Москве. После уничтожения Чудова монастыря в Кремле, где был погребен Сергей Александрович по воле его супруги, его гробница оказалась не только в забытьи, но даже в осквернении. Это была площадь, которая использовалась как парковка перед комплексом правительственных зданий.

По благословению нашего покойного Предстоятеля Святейшего Патриарха Алексия II в течение нескольких лет шла работа. Была организована специальная правительственная группа, в которую мне довелось войти, и 20 лет назад (в сентябре 2015 года мы отметили 20-летие этого события) состоялось торжественное обретение и перенесение останков Сергея Александровича в Московский Новоспасский ставропигиальный монастырь.

Когда этот вопрос изначально был поставлен, то сразу в разных инстанциях и учреждениях стали задавать вопросы: «А кто такой Сергей Александрович? Почему надо этим заниматься? Как будто у археологов и ученых нет других дел…». Тогда я впервые засел за документы, пользуясь возможностью: эти документы тогда были недоступны. Это было начало 90-х годов, и брать подлинники – письма, дневники, фотографии Великого князя, все, что было связано с его жизнью и деятельностью, было трудно. Постепенно накопился большой объем информации, который сначала вылился в первую книгу, через 7 лет, а теперь в этот большой и подробный труд. Кстати, в него вошли вопросы, связанные как раз с историей, поиском, обретением и увековечиванием памяти Великого князя, с воссозданием его гробницы, с установкой мемориального креста, который изначально был задуман Елисаветой Феодоровной (он не сохранился, мы его восстановили в Москве в 1998 году).

Дмитрий Борисович, наверняка Вам приходилось неоднократно отвечать на какие-то негативные выпады в адрес Сергея Александровича. Это одна из самых оболганных фигур русской истории. Жизнь Елисаветы Феодоровны настолько светлая, что самый злобный злопыхатель не найдет ни одного темного пятна. Что Вы говорите, когда Ваши оппоненты приводят какие-то псевдоисторические сведения о нем?

– Да, с самого начала меня этим преследуют. Правда, должен сказать, сейчас немного ситуация поменялась. Но все равно более скрытые иголочки продолжают втыкаться, а поначалу было совсем трудно. Понимаете, здесь мы имеем дело, с одной стороны, с отголоском всего старого (сейчас скажем, почему такое старое негативное отражение возникло), а, с другой стороны, разумеется, как всегда при всем новом, то, что делается светлого, все это встречает от лукавого всевозможные препятствия.

Дело в том, что еще при жизни Сергей Александрович стал объектом для критики и клеветы по двум причинам. Во-первых, потому, что в той среде – светской, блестящей, что называлась высшим светом, это был человек, который не вписывался в его рамки и каноны – с обязательными элементами, такими, как интриганство, нашептывание и т.п. И надо было, безусловно, набрызгать на него темных пятен, чтобы это было не так контрастно. Многие завидовали не только его карьере, положению, но и браку. Ведь один из самых ярых злопыхателей – Великий князь Александр Михайлович, которого почему-то упорно цитируют как авторитетный источник и говорят: «Как, это же его родственник!», между прочим, в своих мемуарах пишет и не скрывает, что он завидует и отдал бы десять лет своей жизни, только бы Элла (Елисавета Феодоровна) не выходила замуж за Сергея Александровича.

Злые языки, которые «страшнее пистолета», работали таким образом, но Сергей Александрович в то время уже был олицетворением таких понятий, как долг, честь, помимо прочего, это был верный витязь Православия. Он был московский генерал-губернатор, и здесь он нашел огромное количество врагов – всевозможных либералов, радикалов и т.д., которые начали вести свою линию по дискредитации этого человека.

Гибель Сергея Александровича в 1905 году не была похожа на другие террористические покушения на крупных чиновников. Это было покушение не на политика – к этому моменту он уже ушел в отставку. Надо было убрать именно этого человека как символ, как знаковую фигуру, как опору, как то, что принято в нашем православном языке называть понятием «удерживающий», чтобы распахнуть врата всей той нечисти, которая хлынула затем на нашу страну.

Это одна сторона, а в настоящее время мы понимаем, что продолжателей черных дел немало. Но с Божией помощью и по молитвам Великого князя Сергия и Елисаветы Феодоровны мы видим и понимаем, что положение немного меняется. С каждым годом в Москве в Новоспасском монастыре, где теперь погребен Сергей Александрович, все больше и больше поток паломников. Дважды в году – в день его памяти (на день его мученической гибели) и на день рождения Владыка Савва, викарий Святейшего Патриарха, и наместник Новоспасской ставропигиальной обители, совершают в память о Сергее Александровиче панихиду. Но многие люди уже приходят не как на панихиду, а как на молебен самому Сергею Александровичу, почитая его, хотя и официально не канонизированного, как праведника и мученика Царского Дома. Книга пытается все это осветить: почему такой крест достался этому человеку, и как с честью он свой крест пронес через жизнь, стал образцом для Елисаветы Феодоровны, ведь она постоянно подчеркивала после его кончины, что главная ее задача – быть достойной такого мужа и христианина, как Сергей. Она всю свою жизнь построила на том, чтобы продолжить дела мужа – не только внешне, возглавив какие-то учреждения, которые он возглавлял, но и внутренне, духовно, чтобы потом сказать: «Мы с Сергеем соединены на Небесах».

Дмитрий Борисович, я Вас сердечно благодарю! Вы с таким знанием и с такой любовью говорите об этих двух людях, что это захватывает и хочется поглубже вникнуть.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс