Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (855) → Игумен Лука (Степанов). Утренние и вечерние молитвы

Игумен Лука (Степанов). Утренние и вечерние молитвы

№6 (855) / 9 февраля ‘16

Душевная вечеря

Игумен Лука (Степанов): – Приветствую, дорогие друзья, мы сегодня в обществе Глеба Кондракова и Екатерины Павловой за нашим чаепитием хотим уделить внимание одной очень важной теме – утреннему и вечернему правилу.

Глеб Кондраков: – Что каждый для себя считает правилом? Гигиены?

И.Л.: – Правило гигиены – это, наверное, правило общее, хотя наверняка найдутся телезрители, которые спросят: а как быть с монахами, которые добродетелью считают не мыться? Но я скажу, что это не те, кто живет в городах или даже в селах. Это те, кто живет в крайнем затворе. Они почти не едят и поэтому почти, может быть, и не нуждаются в омовениях и бане, как это было, например, с египетскими пустынниками, которые даже омовение считали делом достаточно вольным и доступным для новоначальных, а для совершенных уже не имеющим необходимости, притом, что никакого зловония с собой они не носили, а напротив, изумляли всех светлостью лика своего и вообще какой-то окружающей чистотой.

Но это таинственные сверхъестественные моменты, поэтому в общем порядке, что в монастырях, что в миру, что в семьях, что у одиноких людей порядки гигиены никак не противоречат благочестию...

Екатерина Павлова: – Батюшка, что касается духовной стороны: утреннее правило должно включать в себя какие-то молитвы?

И.Л.: – Вопрос, что называется, риторический. Вас-то чему учат в Свято-Тихоновском институте? Учат вас молиться по утрам, есть у вас какая-то общая молитва, вы же там живете в общежитии? Вам предлагают всем вместе, проснувшись, у какой-то часовенки постоять, соредоточиться?

Е.П.: – Мы редко молимся вместе, потому что к разному времени ходим на занятия, а вечером у нас есть соборная молитва в часовне со священником.

И.Л.: – Вот это здорово. Когда многие собираются на общую молитву, это неплохо. Ну а дома ты сам – царь, своя рука владыка, и молитва… Почему сейчас вслед за телесной гигиеной мы переходим к духовной? Вопрос наличия у человека души. Наличие тела ни у кого не вызывает сомнений, и поскольку оно тленное, тварное, то нуждается в попечении для его здоровья, для его чистоплотности. А с душой? Если она есть, то, разумеется, ее тоже надо чистить, как зубы...

Г.К.: – Душевная гигиена, введем такое понятие.

И.Л.: – Совершенно справедливо, иначе, как в зубах остаются остатки пищи, так в душе оседают остатки скверных впечатлений, суетных попечений, каких-то обид, и молитва, которая поставляет душу пред Богом, дает возможность, как в компьютере, что-то сохранить, что-то в помойное ведро выбросить, в чем-то испросить у Бога прощения, но, прежде всего, за весь день поблагодарить Господа. Это достаточно естественная потребность, можно сказать, физиологическая.

Е.П.: – Почему важно молиться именно с утра? Почему не в обед? Откуда такая традиция?

И.Л.: – В обед тоже полезно молиться, но перед едой, после еды. Конечно, вы знаете, что в монашеской практике весь суточный круг разделен на молитвенные правила. 1-й час это 6, 3-й час это 9, 6-й час – 12, 9-й час – это 15 часов, вечерня после 9-го часа, повечерие ближе ко сну, ночью полунощница, с утра – утреня и Божественная литургия. Весь день призваны мы помнить о Господе. Но именно потому, что утро – время очень важное для определения своего дневного устроения. Мы всегда, просыпаясь, отходя от некоего образа небытия, начинаем жизнь, начинаем день на белый лист, и очень важно, каким стилем ты сразу начнешь там разрисовывать. Если перед тобой листочек, а ты сидишь на лекции, тебе мало интересной, и уже по нервному навыку студенческому начинаешь рисовать. Если ты начал записывать лекцию, то ты и будешь записывать лекцию, а если начал рисовать уродов, то этими уродами и закончишь и останется у тебя от лекции впечатление – твои закорючки, которые ты там выкручивал.

Поэтому молитва, первая мысль дневная, как и последняя мысль вечерняя, очень важна. Я еще когда начал воцерковляться, это чувствовал, и поэтому особенно яркие тропари, краткие молитвенные последования, которые ложатся на сердце, присвоил для первой мысли по пробуждении. И, думаю, это не то чтобы всегдашний ключ к проведению дня. Конечно, иногда яркие впечатления дня, не всегда хорошие, смахивают светлое упование на Господа, обращение к Богу, покаянное чувство. Например, Великим постом мы первые четыре дня по вечерам читаем в четыре четверти канон покаянный преподобного Андрея Критского, кондак «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Вот сколько бесценных духовных мыслей содержится в этом духовном тропаре! Спишь ты – давай восставай: жизнь коротка, надо многое успеть, суд тебя не минует, а Господь Иисус Христос, везде и все наполняющий, смотрит на тебя, и пред Его очами светлейшими тысячи солнц, ты начинаешь свое существование нового дня не в темном углу вселенной, а прямо перед Его очами. Это отрезвляет сразу.

Е.П.: – Батюшка, что касается утреннего и вечернего правил, есть ли какие-то общие правила для всех христиан?

И.Л.: – Конечно, церковным устройством уже вычленены определенные молитвы, не более 20 утренних и вечерних, которые и призваны все христиане ежедневно использовать для этого настроя. Один опытный духовник называет утреннее и вечернее правило «пирсом на берегу моря». Море волнуется, и волны то и дело накатывают на берег, – но чтобы они не смыли прибрежные постройки, пирсы (их еще называют волнорезы) выполняют свою миссию утихомиривания этих волн.

И днем, и ночью подвергаемся мы нападкам собственных страстей, а утреннее и вечернее правило имеет эту заградительную, защитительную функцию. И если реально осознавать, что в тебе есть бессмертная душа и ты о ней должен заботиться, то представлять, какой она себя чувствует до молитвы и после молитвы, насколько она находится в опасности при состоянии забвения о Боге, можно тогда, когда твой взгляд все-таки внутрь направлен. Поэтому мы не можем принуждать людей, которые еще не знают, что такое попечение о своей душе, к утреннему и вечернему правилу, поскольку оно затруднительно. Потому что с утра чего хочется?

Г.К.: – Физическая нагрузка.

И.Л.: – Пробежка, обтирание, земные поклоны. В общем-то, хорошо. Великие подвижники, святые, такие, как Феофан Затворник, в затворе делали зарядку. Движение, необходимое для правильного функционирования, очень даже допускается.

Г.К.: – Получается, это не для души как раз, а для тела?

И.Л.: – Никто и не противопоставляет душу и тело, в Православии вообще нет такого отношения, как в античности, что тело принадлежит к мерзкому и всегда стремящемуся к хаосу материальному бытию, а душа, «эйдос», к каким-то совершенным идеям, которые несравненно выше всего.

Нет, мы к телу не относимся как к мерзкой плоти, мы только сознаем, что в теле живут страсти, и поэтому поддерживать здоровье тела нам нужно для нашего христианского служения, чтоб не нам служили, а мы могли служить. Поэтому попечение о здоровье нужно… Когда христианин желает другому здоровья, тот говорит: «Не надо мне здоровья желать, пожелайте лучше вечного спасения», он по-своему прав; но только он не прав в том, что, если он не хочет здоровье свое беречь (а здоровье – это дар Божий), то оно очень скоро расстроится, он будет лежачим, и все родные и близкие будут вынуждены вокруг него бегать (кто с судном, кто с кислородной подушкой, чтобы как-то поддержать его существование), а он будет говорить: «Ах, не помогайте мне, дайте мне спокойно умереть»...

Е.П.: – Батюшка, вот вы сказали, что канон молитвенного правила непреложен для всех христиан. Но с какого возраста? Или человек взрослый начал воцерковляться, он частично может что-то не понимать? Или у него тяжелая работа, у него не хватает сил. Какие послабления могут быть?

И.Л.: – Могут быть послабления, и лучше маленькое правило вычитывать постоянно, чем брать на себя много и то и дело обременять совесть свою неисполнением взятого правила. Правило есть правило. Правило – это то, что ты не опускаешь, это то, что достаточно жестко исполняется изо дня в день, поэтому оно и называется правило. И лучше взять подсокращенное.

Я даже опубликовал список молитв утренних и вечерних, которые сам святитель Феофан советует, и этот список покороче, чем утренние и вечерние молитвы. Но просто молитва – это не истязание. Бывает, что вечером не хочется, а хочется спать. Но это все легко преодолевается. И доказательство этому то, что вот подвернется глянцевый журнал, когда ты уже хочешь спать, начинаешь читать и можешь еще два часа просидеть, хотя от молитв уже отказался по причине утомления.

А так-то молитва – это же не мука. И надо к ней вкус-то потихонечку вырабатывать. А это как раз возможно по закону творчества: от трудного к легкому, от легкого к привычному, от привычного к прекрасному. Тогда молитва будет и вечерняя, и утренняя ожидаема тобою как праздник. Некоторые даже то акафист, то канон прибавят.

Почему я все-таки не сторонник рекомендовать его сокращение? Потому что надо все-таки вырабатывать вкус к тому совсем небольшому правилу, это 15 минут. Надо освоить молитвенный труд, сделать его для себя желанным...

Сейчас есть еще один хороший способ преодолеть вечернюю лень и вычитать правило. Друзья, появилось такое чудо света, называется перископ, это одна из возможностей общения в интернете. Есть такая группа Вконтакте «Батюшка онлайн», очень популярная. Так вот, перископ дает теперь возможность священнику, находясь в своей келье, выйти в эфир, все его видят, а он никого не видит. По будним дням теперь в 22.30 по московскому времени в этом перископе в группе «Батюшка онлайн» я выхожу в эфир, и называется передача «Тихие ответы на сон грядущий».

Я стараюсь ее таким образом построить, чтобы либо до нее, либо после нее у человека появилось желание читать вечернее правило. Я сейчас придумал, что буду заканчивать в 23 часа вечернее общение наше благословением на вечернюю молитву «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и вовеки веков». Вам останется сказать «аминь» и начать вечерние молитвы.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс