Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (853) → Протоиерей Игорь Прекуп. «Пост в современной реальности: должен ли поститься современный человек?». Очищение души

Протоиерей Игорь Прекуп. «Пост в современной реальности: должен ли поститься современный человек?». Очищение души

№4 (853) / 26 января ‘16

Книжная полка

Как у людей воцерковленных, так и у только вступивших на путь воцерковления есть немало вопросов, касающихся поста. Ответить на некоторые из них поможет эта книга. Автор – протоиерей Игорь Прекуп – священник с 22-летним опытом служения. Издание содержит обширный материал об истории, уставе, литургическом и аскетическом смысле поста. И наряду с этим – практические размышления по поводу типичных проблем, связанных с соблюдением постов, – пост и дети, пост и работа, пост и здоровье.

Книга разделена на четыре главы. В первой, в соответствии с ее заголовком, раскрывается «понятие поста как религиозного феномена». Как отмечает автор, «мы говорим о посте как религиозном феномене, подразумевая таким образом, что сущность, им являемая, духовна, религиозна. Тем самым сразу же исключаем печально распространенное отношение к посту как к одной из форм «чистки организма». Однако, отмечает священник, для понимания сущности поста мало знать, чем он не является. Поэтому необходимо определиться с понятием религии. И отец Игорь объясняет читателям, что же такое «религия», что такое «плоть» и что такое «грех», а также рассказывает, как проводили дни поста в Ветхом Завете и в Древней Церкви.

Во второй главе «Духовный и телесный аспекты поста согласно святым отцам» раскрываются такие понятия, как «аскетизм» и «аскеза», выводятся составные части поста – молитва, милостыня, укрощение страстей и прощение. «Поскольку пост – одно из проявлений аскезы, сущность православного поста становится понятной лишь в контексте православной аскетической традиции. Находясь в борьбе с грехом, христианин опытно познает и свою немощь, и силу Божию, и безграничность Его милосердия, но, самое главное, он, таким образом познавая Бога через Его Промысл, приобретает другое восприятие действительности, ибо «кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус». Это аскетическое умонастроение и определяет его образ жизни».

Суть аскезы – очищение души. «Очищением же души... служит – презирать чувственные удовольствия, не насыщать глаз нелепыми представлениями чудодеев, или зрением тел, возбуждающих к сластолюбию, и через слух не вливать в душу поврежденного сладкопения. Ибо от такого рода музыки, обыкновенно, возникают страсти – порождения рабства и низости», – так учит святитель Василий Великий. Много ли это? Для тех, кто дорожит своими пристрастиями, много. Потому и существуют посты – периоды, когда следует хотя бы на время отказаться от вредных привычек и всего, что подпитывает в нас страсти. И тогда очищение души будет уже не в тягость, а в радость.

Если говорить о четырех составляющих поста, то эпиграфом к этой части книги могут стать слова священника Александра Ельчанинова, которые приводит автор: «Пост в пище – опора для молитвы, возможность благотворить ближним, лишение страстей их «естественной подпитки». Это, в свою очередь, помогает смиряться, осознавая, что первое условие богоугодности поста – прощение. Если, постясь, мы надеемся на Божие прощение, тогда надлежит простить самим и выпросить прощения у тех, кто на нас обижен». То есть пост спасителен, но спасителен в целом, ибо человек спасается не телесным воздержанием. Он, по праведной любви Божией, спасается тем, чему телесное воздержание служит опорой, – четырьмя составными поста, перечисленными отцом Александром. Третья глава книги – «Пост в нашей жизни». Здесь для начала автор объясняет читателям, чем пост не является. Во-первых, пост – не диета. Можно сколько угодно говорить о том, что пост полезен для нашего зашлакованного мясомолочными продуктами организма, все это, даже если в чем-то и соответствует действительности, не является сутью и целью поста. Во-вторых, пост не наказание, не бремя... Впрочем, подмечает отец Игорь, это как для кого и с какой стороны посмотреть.

Конечно же, и наказание, и ярмо, и бремя, но не в том смысле, в каком обычно эти слова понимают, то есть не возмездие с элементом издевательства, не принуждение к изнурительному и неблагодарному труду, не тяжесть, взваливаемая на плечи, которую надо нести, нести и нести... Все эти термины имеют совершенно иной смысл. «В-третьих, пост не время уныния, тоски, эмоционального отупения и утраты вкуса к жизни». И примеры тому автор приводит на страницах книги.

Далее он перечисляет все общеобязательные для православных христиан посты и вкратце рассказывает о них.

Об итогах поста автор говорит в 4-й главе.

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Эти слова стихиры означают, что пост должен быть приятен не нам, а Господу. Хорошо, конечно, если постящемуся тоже приятно поститься, если пост ему дается без внутренней ломки и раздражения. Однако не его настроение является критерием «приятности» поста, но замысел Того, Кто установил пост еще в раю.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс