Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (853) → Протоиерей Евгений Попиченко: Надо усвоить себя Христу

Протоиерей Евгений Попиченко: Надо усвоить себя Христу

№4 (853) / 26 января ‘16

Церковный календарь

Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.

После духовного училища и семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил Киевскую духовную академию и получил назначение преподавателем в родную семинарию.

31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года – настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.

3 июня 1888 года в Александро-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

19 января 1891 года святителя Владимира назначили на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим вспоминал впоследствии, что святитель «для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел к народу с крестом в руках», явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Благодаря деятельности Владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим, устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой.

С 18 октября 1892 года святитель Владимир управлял Грузинским экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского.

С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский. Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены, когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».

23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела. За открытое неприятие и осуждение Распутина Владыка впал в немилость, и в ноябре 1915 года его перевели в Киев.

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых препятствовать расколу. В его адрес стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, однако он оставался непреклонен.

С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры.

25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы.

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

В Евангелии Господь неоднократно обращает наше внимание на то, что «не всякий говорящий Мне Господи, Господи войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» – «многие в тот день скажут: «Господи не в Твое ли Имя мы пророчествовали и не в Твоим Именем совершали чудеса? А Я скажу: отойдите от Меня делатели беззакония, Я никогда не знал вас». Очень страшные слова, потому что можно всю жизнь ходить в церковь, а Христа так и не встретить.

Недавно разговаривали с одним человеком по поводу веры и жизни по вере. «Я, – говорит, – задумался однажды над словами: верующий и верящий. В них ведь огромная разница. Верующий человек осуществляет свою веру в процессе движения к Богу, а верящий вроде как уверовал, и этого достаточно».

Но чтобы спастись, необходимо еще усвоить себя Христу, обрести, как апостол говорит, те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Это переваривание, переквашивание, перемалывание себя, больного грехом. Это труд аскетической жизни, труд покаяния, борьбы с самим собой. Это движение в глубь, движение по учению Церкви. И это всегда непросто: труден путь и узки врата, ведущие в жизнь вечную, говорит Господь.

Чем ближе человек становится к Богу, тем больше видит свое окаянство, недостоинство. И в соответствии с этим меняется отношение к ближним – человек перестает других осуждать, осуждает себя более, чем ближних. Это признак того, что идет процесс духовной жизни. Дай Бог, чтобы мы всем сердцем, всей душой, всей волей своей искали Христа, чтобы никогда не успокаивались на достигнутом.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Нужно научиться нести подвиг жизни

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки монахини! Братья и сестры!Всех вас сердечно приветствую и поздравляю со вторым днем Рождества Христова, когда мы посвящаем свои молитвы семье нашего Спасителя. День сей называется Собором Пресвятой Богородицы. Вокруг Божией Матери были ближайшие родственники, Ее родственники по плоти, которые были, конечно, и родственниками Младенца Иисуса. Это Обручник Иосиф, это двоюродный брат Спасителя Иаков, ставший позже первым епископом Иерусалимским, – это была семья. И когда мы говорим, что Рождество – семейный праздник, это не просто дань некоей светской традиции отмечать день сей в кругу семьи, но еще и наполненное великим смыслом почитание семейных отношений. Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье. И семья – это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения.

 
Свет невечерний

Архимандрит Савва (Мажуко): Добродетель отказа

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс