Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (852) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Нравственность всегда первична

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Нравственность всегда первична

№3 (852) / 19 января ‘16

Первосвятитель

Продолжение. Начало в №2 (851)

Михаил Бутримов, муниципальный депутат. Ваше Святейшество, после событий на Манежной площади в 2010 году, когда там случились беспорядки, государство попыталось решить так называемый русский вопрос, начались интеллектуальные размышления. Русская Православная Церковь выступила с инициативой создания русских культурных центров. Потом подключилась компания «Мортон», состоялась презентация крупных проектов. Мы со своей стороны начали снизу двигаться – открыли досуговый центр «Русский дом». Но потом столкнулись с проблемами: за нашу антиголубую деятельность и отстаивание традиционных ценностей нас, к сожалению, закрыли под давлением властей. И вот я хотел бы спросить: будет ли дальнейшее развитие заявленных целей по покрытию территории России такими русскими культурными центрами, потому что какое-то время уже нет новостей об этом? Мы же со своей стороны готовы и наработки всевозможные предоставить, и всячески подключиться к решению данного вопроса. Спасибо.

– У нас этим занимается Всемирный русский народный собор, и я считаю, что какие-то такие положительные сдвиги, особенно в последнее время, в работе Собора происходят. Но такого рода деятельность не может полностью управляться из центра. Если Патриарх поставит задачу перед епископатом – в каждом областном городе создайте русский культурный центр – мало что из этого получится. Все эти идеи должны находить поддержку снизу. А для того, чтобы это происходило, мы сейчас создаем филиалы Всемирного русского народного собора. Потому что, на самом деле, русский народ и русская культура нуждаются в поддержке, как это ни странно. Создание таких центров никому не вредит, а для поддержки русского национального самосознания это начинание было бы полезно.

Вот еще о чем нужно всегда помнить и никогда из своего внимания не упускать – это то обстоятельство, что русский народ сформировал огромную общность людей, именуемую Россией, и русские несут ответственность за ее сохранение.

Возникает вопрос: а почему русским удалось это сделать? Обычно империи создавались силой оружия, затем с помощью экономических рычагов. А тут такой спокойный народ, не воинственный, и вроде бы без особых усилий создал такую общность. Я много об этом думал, сравнивая опыт построения многонационального государства русским народом с попытками создать нечто подобное другими народами. Почему у других не получилось, а у нас получилось? И в какой-то момент меня посетила одна мысль, я ее уже где-то высказывал и вам ее изложу.

Что такое – хороший муж и хорошая жена? Если жена всегда настаивает на своем, никогда не уступает мужу, то она перестает быть хорошей женой. Если муж не заботится о жене и не жертвует ничем ради жены, как жена не жертвует ради мужа, то такие жена или муж становятся плохими и брак распадается. В основе всех неудачных браков лежит неспособность людей жертвовать собой ради другого. Хорошая жена – та, которая отдает себя мужу. Хороший муж – тот, который отдает себя жене. Почему так? А потому что человек так устроен. Младенец на себя одеяльце тянет, и каждому хочется что-то получить. И если, живя вместе, вы ничего от другого человека не получаете и понимаете, что он живет для себя и на себя все тащит, то подспудно с этого все и начинается – разрушается связь.

Почему я говорю об этом? Потому что так же и в истории создания многонационального государства. Наш русский народ не тянул все на себя, не подчинял другие народы, чтобы высосать их энергию. Не будем называть некоторые страны и столицы. Ходишь по центру такой имперской столицы, видишь это страшное богатство и понимаешь, что это результат грабежа – других грабили и все в метрополию свозили. А как строилась наша империя? Сколько отдавалось окраинам? Вы помните эти воздыхания в советское время по поводу того, что надоело кормить окраины, мол, что это такое: приезжаешь в Таджикистан, в Узбекистан, там дороги хорошие, а что творится в Нечерноземье? Но вот через эту-то жертвенность и возникла данная общность, потому что с русскими жить просто, они все позволяют. Посмотрите по национальному признаку рейтинги в бизнесе, кто у нас занимает первые строчки? Это не русские. Что, от этого революция происходит, русские за горло хватают? Русские дают возможность всем жить вместе с ними, заниматься бизнесом, политикой, искусством – пожалуйста. На этом и основывается наша многонациональная общность. А русские были так воспитаны Православной верой, это в основе православного свидетельства всегда было: вот так живи с другими – ты будешь счастлив, и другие будут счастливы.

Нам нужно сейчас позаботиться, конечно, о русском народе, потому что, не будем сейчас в это углубляться, но есть вопросы и проблемы, которые необходимо решать, и темы, которые необходимо озвучивать. Но всегда нужно помнить о том, что мы должны заботиться о самих себе в той мере, в какой это не вредит нашей общности. Поэтому Русская Православная Церковь также называет себя многонациональной и обращает этот призыв ко всему народу. Думаю, что благодаря этому – не только, конечно, благодаря деятельности Церкви, хотя в основе лежала именно проповедь Православия – мы и живем все вместе дружно, и все хорошо себя чувствуют. Хотя иногда русские чувствуют себя немного обиженными, жалуются, но у нас достаточно сил, чтобы оставаться, что называется, колонной, поддерживающей весь свод нашего многонационального бытия.

Ваше Святейшество, меня зовут Всеволод Алексеев, я являюсь руководителем Объединения спортивных болельщиков. В первую очередь хотел бы Вас искренне поблагодарить за ту лестную оценку, которую Вы дали на XVIII Всемирном русском народном соборе в прошлом году акции исторической памяти в Старой Рязани. Для меня как одного из организаторов акции и представителей болельщицкого сообщества, которые принимали в ней участие, это было очень важно. Сегодня, в день, когда мы с Вами встречаемся, исполнилось пять лет событиям на Манежной площади, поводом для которых послужило как раз убийство болельщика Егора Свиридова. На том же самом Соборе год назад Вы затронули тему и предложили искать методы взаимодействия с так называемой уличной молодежью, а также высказали пожелание, чтобы подобная практика стала повседневной для государственных властей, муниципальных и региональных администраций, стала позицией СМИ. В свою очередь болельщицкое сообщество является наиболее организованной, социально активной частью уличной молодежи, и в то же время на него смотрят массы деструктивных сил, которые видят в них авангард для различных беспорядков. Вы на последнем Всемирном русском соборе говорили об опасности крайнего национализма. Не будем останавливаться на всех негативных факторах. Мне кажется, что как раз акции исторической памяти, подобные той, которая прошла на городище Старая Рязань осенью 2014 года, являются очень важным подспорьем, потому что они нацелены на духовное и нравственное обогащение неформальной молодежи через ее социализацию, приобщение к истории, культуре нашей страны, нашего народа – в обязательном постоянном взаимодействии с Церковью. И с учетом этого мы сейчас ищем возможность, чтобы проводить акцию в Старой Рязани на постоянной основе, сделать ее ежегодной и расширить круг таких мероприятий на других исторически значимых местах нашей страны. В связи с этим хотелось спросить у Вас, какие, на Ваш взгляд, ключевые шаги нужно сделать в направлении поисков взаимодействия с уличной молодежью, для того чтобы это направление развивалось? И в заключение не могу не сказать: когда стало известно, что эта встреча состоится, меня начали теребить коллеги со всех концов России – спроси, пожалуйста, спроси, пожалуйста… Поэтому я прошу Вас, Ваше Святейшество, рассмотреть возможность встречи с лидерами фанатских объединений России, для того чтобы они из первых уст смогли услышать как Ваши пастырские наставления, так и мнение Церкви по животрепещущим вопросам жизни общества и нюансам жизни православного христианина в современном мире. Спасибо большое.

– Я слышал об этой акции, очень ее приветствую. Но позвольте мне таким образом сформулировать ответ: никаких искусственных схем не следует выдумывать. Уличная молодежь – это как раз та молодежь, внутри которой никаких схем не существует, это спонтанное явление. Там нет организации, там могут возникать свои организации, но все это на спонтанном уровне. И без участия самой уличной молодежи у нас ничего не получится. Если мы в эту уличную молодежь будем засылать миссионеров, которые будут работать под уличную молодежь, то эта мимикрия очень скоро обнаружится и по шее надают этим миссионерам, и этим все закончится. А вот если у нас будет молодежь, которая, являясь частью уличной культуры, одновременно готова взаимодействовать, в том числе и с Церковью, то тогда много хорошего может быть совместно сделано.

У нас есть определенные мысли о том, как нужно работать с такой молодежью, но, может быть, не хватает еще сил. Некоторые считают, что Церковь такая могущественная, сильная, но мы ведь еще сравнительно недавно вышли из плена, и перед нами огромное количество первоочередных задач. А их решение всегда связано с человеческими и даже финансовыми ресурсами – надо же что-то создавать. Поэтому на сегодня у нас мало успехов в этом направлении, но в плане нашей деятельности этот вопрос стоит.

В частности, я глубоко убежден в том, что мы должны работать со спортивными болельщиками. На последнем заседании Высшего Церковного Совета мы образовали комиссию по делам спорта – по взаимодействию со спортивным сообществом и, конечно, с болельщиками. Потому что очень много негатива происходит от этих раскрепощенных эмоций на спортивных зрелищах, особенно там, где собирается большое количество людей. Это поле предстоит осваивать. Только я сторонник естественного решения, не искусственного. Искусственные схемы не приживаются, их просто отбрасывают в сторону. И никто не будет на собрания ходить, особенно эти ребята. Ну что им там делать с людьми, которые пришли их образовывать? Поэтому очень важно найти правильные подходы. Но тема актуальная, и я благодарен, что вы ее озвучили сегодня.

(Вице-президент Промышленно-металлургического холдинга Г.А. Ратникова) – Ваше Святейшество, спасибо большое за встречу. Прошу прощения, мне коллега подсказала, что вопросы были собраны заранее, а я, к сожалению, заранее не подала, простите меня, пожалуйста...

– Я не имею возможности читать все тексты, которые мне готовят, поэтому предпочитаю такую свободную беседу...

У меня вопрос о прощении. Сама я девушка православная и знаю, что Русская Православная Церковь учит нас прощению. Каждый ли человек достоин прощения, каждого ли человека можно простить и, Вы знаете, в этом контексте (простите, если кого-то оскорблю) я бы хотела задать вопрос про скандально известных девушек Pussy Riot. Я не поддерживаю их поступок, но, знаете, когда это произошло, мне как девушке православной не хватило (может быть, это и было, но я просто не увидела) позиции Русской Православной Церкви – «да, бес вас попутал, но мы вас прощаем». Все понятно, их осудили по статье за хулиганство, но именно этого прощения мне лично не хватило. Спасибо.

– Хорошо, что вы задали этот вопрос. Вы знаете, прощение не может быть формальным, прощение – это всегда движение с двух сторон. Мы не раз говорили, что, естественно, простили бы, двадцать раз бы простили, но ведь с той стороны это была определенная демонстрация. У нас были попытки с ними связаться и сказать: «Если хотите, чтобы мы вас простили, вы хоть скажите: «мы вляпались, мы не хотели всего этого, простите, пожалуйста». Но ведь это не было сказано. И речь идет не о формальном и даже не о сердечном прощении. У меня никакой злобы в сердце к ним не было, но слушайте, сколько всего мы видели за нашу историю! Я на своей жизни сколько всего видел, какие страшные оскорбления наносились Церкви! Никогда не забуду свой опыт участия в крестных ходах в советское время, когда мы на Пасху выходили, чтобы пройти вокруг храма, и нас встречала клокочущая толпа, которой было дано задание разогнать верующих. Но даже в отношении тех толп не было злобы – все понимали, что это наши ровесники или люди чуть постарше, которых околпачили, которых натравили. У Церкви вообще не должно быть злобы. Но очень важно, чтобы действия со стороны Церкви не были восприняты – как внутри Церкви, так и извне, – как некое признание возможности такого поведения. У многих сложилось впечатление, что это была некая проверка боем. Про нас же говорят «ватники», «непассионарный народ»; «а кто такие православные? Да бабушки, не надо с ними считаться»… Подобная позиция до недавнего времени была очень распространена – мол, православные не очень важный фактор, все стерпят… И вдруг такая реакция! Вы знаете, когда я пригласил людей просто помолиться, без всякой демонстрации, собралось около 100 тысяч человек – это было потрясающее зрелище. Все стояли без всяких плакатов, просто молились, – но это же был ответ Церкви! И никто не кричал: «растерзать!», «в тюрьму!» и т.п.

Поверьте, Церковь, христиане – мы все должны прощать, особенно в межличностных отношениях. Но нужно делать так, чтобы прощение не было воспринято как поощрение проступка. Представьте себе отношения с близким человеком, который совершил какую-то гадость по отношению к вам. И вот вы его прощаете, хоть он и не раскаивается в соделанном. Как он это воспримет? Как слабость. А он не раскаивается, он считает: «Я правильно поступил, буду и дальше так поступать». И если вы на это скажете «А я тебя прощаю», он ответит: «Ну и спасибо, только я не очень нуждаюсь в твоем прощении», – как и они не нуждались в прощении. В этом проявляется некая ложь, некая неправда, ведь Бог есть Любовь, но Бог есть и справедливость, а любовь без справедливости – это слабость, как справедливость без любви – жестокость. На этих балансах и строятся подлинные человеческие отношения.

Поэтому, уверяю вас, никакой злобы в сердце не было, но поступить так означало сделать существенную ошибку, дать неверный сигнал нашему обществу, нашему народу. На это мы пойти не могли. Мы, конечно, пошли бы навстречу, если бы кто-то из них сказал: «Я хочу встретиться с Патриархом или с ключарем собора». Кто-то из наших ходил, встречался с ними, но не обнаружил никакого раскаяния. Все должно быть очень честно. А когда появляется нечестность, значит, возникают мысли: а может быть дело совсем и не в этом, а в чем-то другом. Так, может быть, во всем этом преследовались куда более далеко идущие цели? Однако уверяю вас: у Церкви есть достаточно сил прощать, как и у каждого христианина должно хватать сил прощать.

Ваше Святейшество, благословите. Поздеева Екатерина, депутат Законодательного собрания Архангельской области и член Палаты молодых законодателей. Наш Владыка Даниил передавал Вам низкий поклон. Вопрос у меня следующий. Сейчас в девяти субъектах Российской Федерации приняты законы о миссионерской деятельности. 15 декабря у нас на сессии также будет рассмотрен этот закон уже в заключительном чтении. И я надеюсь, что он будет принят, начнет работать. Нам при его разработке очень помогал Синодальный миссионерский отдел, за что огромная благодарность. Сейчас подобная инициатива разработана нами уже и для федерального уровня совместно с коллегами. Там будет говориться о том, что такое миссионерская деятельность, и дается понимание, что в регионах такой закон принимать можно при необходимости. Закон о миссионерской деятельности – это ведь не запрет миссионерской деятельности, но он говорит о том, что миссионерской деятельностью должны заниматься только члены организации, которые в ней состоят, а не кто-то от чьего-то имени. И также это нас, наверное, как-то обезопасит от деятельности сект. Вопрос в том, как Вы относитесь к идее законодательного регулирования миссионерской деятельности. Спасибо.

– Я отношусь положительно, потому что отсутствие всякого контроля и наблюдения за такого рода действиями подталкивает людей на нечестные поступки, когда под видом религиозной проповеди осуществляется нерелигиозная проповедь, когда под видом распространения даже Православия действуют совершенно непонятные для нас религиозные группы с центрами, находящимися далеко за пределами России. Как я уже сказал, религиозная сфера – это очень тонкая сфера, и она может использоваться, в том числе, и в политических проектах. Поэтому государство, которое заботится о своих гражданах и понимает важность духовной безопасности, имеет право законодательно себя ограждать от такого рода деятельности, которая сама по себе несет некую подмену и даже ложь. Мы с этим сталкиваемся сплошь и рядом. Говорят, что где-то православные собираются для какого-то мероприятия, а потом оказывается – совершенно неправославные. А иногда те или иные действия осуществляют люди, не принадлежащие к той религиозной организации, от имени которой они действуют. Значит, здесь не все в порядке, значит, что-то скрывается от наших граждан. Поэтому государство имеет право на такое регулирование.

Только надо действовать так, чтобы не причинять урона тем людям, которые настроены благожелательно, пускай даже они не разделяют наших взглядов, если их деятельность осуществляется в рамках закона и не несет никакой опасности для общества. С уважением нужно к этому относиться. Никакими законами соревнование за души людей вы не выиграете. Здесь нужно совершенно другие средства и способы употреблять. Если мы хотим, чтобы укреплялась Православная вера, мы ни в коем случае не можем делать ставку на некую государственную силу, которая нам поможет стать более сильными. Во-первых, государство неспособно это сделать, даже при доброй воле, а во-вторых, это всегда будет чревато тем, что будут создаваться новые средостения в нашем обществе и сталкиваться православные с неправославными. Поэтому я за разумные законы, которые не будут чрезмерно жесткими, чтобы какие-то добрые намерения людей не были сведены на нет или разрушены путем введения автоматического подхода к этой теме.

На этом, может быть, мы закончим, с вашего позволения. Спасибо вам. Очень рад был вас всех видеть. Помогай вам Бог в ваших трудах, в вашей жизни.

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: В своей жизни осуществлять Божественный Закон

Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы, матушки игумении! Братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Рождества Христова. Благодарю Владыку Ювеналия и представителей нашей православной молодежи за те добрые слова, которые были сказаны.

 
Архипастырь

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве – всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс