Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (847) → Архимандрит Савва (Мажуко): О молитве

Архимандрит Савва (Мажуко): О молитве

№46 (847) / 8 декабря ‘15

Свет невечерний

Когда я был совсем юным, еще школьником, и начал ходить в церковь, я впервые услышал проповедь священника. Этим священником оказался наш епископ, ныне уже покойный Владыка Аристарх. Я слушал его проповедь с удовольствием, было очень интересно, он говорил просто и ясно, но меня тогда как-то удивляло, а порой и возмущало, что он говорит всегда об одном и том же. Какой бы праздник он ни описывал, смысл какого бы Евангельского события ни передавал, о каком бы святом ни начинал разговор, все сводилось к одному: «Братья и сестры, мы должны молиться!» Молитва была главной темой его проповеди. Любая речь начиналась с этого и заканчивалась всегда этим словом. Молитва, слезы, покаяние.

Вот этот старый монах, человек, который большую часть жизни прожил в Троице-Сергиевой лавре под руководством старцев, человек, который и умер на молитве, всем сердцем, я бы даже сказал – кожей, понимал, как это важно – молиться, как это нужно людям. И я скажу про себя, что только с возрастом понял, насколько был прав наш Владыка Аристарх, насколько он был прозорлив в этом.

Земля горит, стонет, мучается, сохнет без молитвы, потому что человек потерял эту способность и оставил в пренебрежении служение молитвы и благословение Земли и близких своих.

В самом первом томе «Добротолюбия» (глава 63), монашеской энциклопедии, которую все монахи читают с удовольствием, книги, над которой трудятся, потому что духовная книга требует большой работы, напряженного вчитывания, среди наставлений блаженного аввы Евагрия есть замечательное наставление о молитве. Оно всегда приходит мне на ум, как только я начинаю об этом говорить. «Если хочешь в теле служить Богу…», – пишет авва Евагрий. Подумайте только – «в теле служить Богу»! Для аввы Евагрия, как для человека очень образованного, тонко мыслящего, получившего философское образование, это должно было быть оксюмороном, парадоксом: как можно в теле служить Богу? Тело – это всего лишь тело: кости, мышцы, жилы… Но он говорит, что служить в теле Богу – можно. Можно, но как? «Если хочешь в теле служить Богу подобно бестелесным, старайся беспрестанно иметь сокровенную в сердце твоем молитву». Сокровенную в сердце твоем молитву… О чем он здесь говорит? О какой-то фразе или о тексте, который нам, может быть, выписали на листочек, и этот текст работает как-то магически? Нет, имеется в виду сокровенная, личная обращенность души к Богу, которая в глубинах своих даже слов не знает.

Вспомните, как Евангелие от Матфея передает нам слова Нагорной проповеди. Господь говорит, что не в многословии вашем будете услышаны, не говорите лишнего на молитве, потому что по большому счету молитва не в словах. «Ибо сим образом душа твоя прежде еще смерти приблизится к подобию ангелов». Вот почему монахов называют ангелами на земле, потому что главное служение монахов – это молитва, вымаливание этого мира, сохранение молитвы, – это очень личное, которое даже не сводится к словам, а превращается у святых людей иногда в воздыхание неизглаголанное, о котором говорил апостол Павел.

«Как тело наше, по удалении души, бывает мертво и смрадно, так и душа, в которой не действует молитва, мертва и смрадна», – говорит авва Евагрий. То есть душа, которая не молится, становится трупом, она начинает смердеть, человек задыхается, он чувствует внутри пустоту. Ведь самая главная работа, которая оживляет человека по-настоящему, – это не просто интеллектуальная увлеченность, не азарт, который является, можно сказать, тоже духовным опытом (азарт ученого, исследователя), а молитва. Она единит ум и сердце и приводит тело в совершенно новое состояние. Она делает человека кем-то иным, вернее – возвращает ему подлинное человеческое назначение.

Так вот, если мы не молимся, души наши, говорит авва Евагрий, начинают «смердеть», – значит, молитва есть задача не только монахов (людей, которые имеют особое призвание, талант молиться), но и каждого христианина. И мы это с вами знаем из Послания апостола Павла, который заповедовал нам непрестанно молиться.

Опять же, мы уточняем: речь идет не о тексте, который мы вычитываем из книжки, потому что текст из молитвослова есть повод для молитвы, а молитвослов есть учебник молитвенного делания. И нам, для того чтобы молитва беспрестанно в нас действовала, не нужно искать богослужение или каких-то «божественных книг», хотя это тоже очень важно. Для нас Церковь есть школа молитвы, а молитвослов – учебник молитвы, но внутренняя молитва, которую мы ищем, – это наша личная обращенность к Господу. Вот что ищет человек, чем оживляет он душу.

«Но что лишение молитвы должно считать горшим всякой смерти, этому явно учит нас пророк Даниил, который готов был лучше умереть, нежели лишить себя молитвы в какой-либо час». Пророк Даниил творил молитву регулярно, как, кстати, и христиане первых веков. Каждый христианин, еще до появления монашества, творил молитву пять раз в день. Один из молитвенных подходов совершался в 12 часов ночи. Вот такие интересные были обычаи у ранних христиан. Регулярность молитвы – это то, что способствовало поддержанию этого молитвенного огня.

И дальше звучит фраза, которая совершенно точно передает ощущения опытного в молитве человека: «Бога надо вспоминать чаще, нежели дышать». Поду-майте: «Бога надо вспоминать чаще, нежели дышать», потому что в молитве мы обращаемся к Богу – и как будто выпрямляемся в этой устремленности к вечному, обретаем полное, естественное равновесие в этой жизни.

И вот, друзья мои, когда мы становимся на молитву или когда мы сидим, кушаем, читаем, разговариваем, внутри должна происходить эта обращенность к Богу, как будто ты постоянно находишься перед Его глазами, потому что это действительно так.

И чтобы этот молитвенный огонь в себе поддерживать, чаще задавайте себе вопрос: «К Кому я сейчас обращаюсь?» Очень легко превратить молитву в магическое или механическое действие, но это есть личная обращенность.

Вы молитесь о себе или о близком человеке, которому сейчас больно, плохо и тяжело, просите за ребенка, родителей, усопших, живых, за тех, кто сейчас находится, может быть, даже на войне, за людей в тяжелых обстоятельствах, говорите: «Господи, помоги этому человеку, Господи, посмотри на его бедствия, поддержи его!» Но задавайте постоянно вопрос: «К Кому я сейчас обращаюсь? Кто меня сейчас слышит?»

Мы должны всегда помнить: молитва не есть наше внутреннее действие, не есть просто обращенность внутрь, а есть обращенность к той глубине, где Господь. Это личная обращенность, это беседа с Богом, не с самим собой. Именно поэтому молитва требует напряженной ежесекундной работы, о которой говорит авва Евагрий: «Бога надо вспоминать чаще, нежели дышать», и молиться, значит, нужно чаще, нежели дышать...

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс