Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (846) → Краевед Денис Михайлов: Велесова фига

Краевед Денис Михайлов: Велесова фига

№45 (846) / 1 декабря ‘15

Интервью

Те, кто жил на нашей земле более тысячи лет назад, не писали трактатов и летописей. Но разве раскопки не могут рассказать нам о духовной культуре наших предков?

– Археология, на взгляд неподготовленного человека, наука скучная. Именно потому, что она является настоящей наукой. Ученые не ставят перед собой задачу «восстановить» дописьменную историю «древних русских» или «прародителей ариев». Все объективно и четко, все разложено по полочкам: Прохоровская культура, Юдинская культура, тип погребения такой-то, керамика датируется таким-то веком.

По этим данным можно строить догадки о быте тех, кто жил на нашей земле тысячи лет назад – в основном по аналогии с сохранившимися шаманистскими культурами. Нашли фигурку медведя – можно предположить, что медведь был тотемом местного племени, этаким символом-покровителем, которому поклонялись и приносили жертвы. А может быть, в ходе языческого ритуала его самого тыкали копьями, надеясь таким образом приманить добычу. А может, это было украшение, символизирующее медвежью силу вождя. А может и вовсе детская игрушка (что вряд ли). Придумывать версии увлекательно, но объективной реальности они не заменят.

И самое-то главное: насколько правомерно называть тех, кто жил на нашей территории давным-давно, нашими предками? Тем более у нас на Южном Урале, на северной окраине Великой степи, по которой кто только ни кочевал! Были здесь и тюрки, и индо-иранцы, и финно-угры. А русская колонизация нашего края началась уверенно – веке в 17-м. Впрочем, если брать в расчет Приуралье, может быть в 15-м. И раньше «на Камень» заглядывали новгородские ушкуйники, но... Даже если бы древние «языческие славяне» и существовали как единый этнос или даже как цивилизация, говорить о следах их на нашей земле в первом тысячелетии не приходится.

Понятно, на Урале никакой древнеславянской языческой цивилизации не существовало. Но западнее, на Руси она была?

– История самого русского народа по сути начинается с Крещения Руси, с 988 года по Рождестве Христовом. Или немногим ранее. Государства у славян существовали и более древние, только в русской земле, как констатирует преподобный Нестор Летописец, говоря о призвании варягов, не было «наряда» (то есть порядка).

Да и крещеная Киевская Русь государством в традиционном смысле не была, скорее федерацией, содружеством независимых княжеств. Зато она была ...одной православной митрополией. Люди грабили и убивали друг друга в междоусобных столкновениях, но в конечном итоге вера-то была одна – Православная, и это позволяло иногда опомниться.

То есть Русь называют святою не потому, что она – «священное государство». Потому что образовалась она как единая поместная церковь. Сегодня бывают ситуации, когда одна поместная церковь расположена в разных государствах. Например, Антиохийская православная церковь, в которую входят приходы на территории Ливана, Сирии, Ирака, Кувейта. Или Среднеазиатская митрополия Русской Православной Церкви, объединяющая Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию.

Но как-то «обидно» считать, что история Руси начинается в Х веке. Германцы ведут отсчет своей истории с V века, Римляне еще древнее, а Египет или Израиль...

– Нет ничего постыдного в том, что народ достаточно «молод». Это значит, что он еще полон сил, идей, «пассионарности». Есть народы и помладше. Школьные учебники истории Узбекистана, например, честно признают, что история их народа началась в XIV веке – именно тогда жил хан Узбек. Конечно, к тому времени существовали Бухара и Хорезм, но отождествлять их с современными узбеками некорректно.

Так что совсем необязательно добавлять возраста своей истории, выдумывая «древних укров» (кстати, сам мем об «украх» принадлежит историку Грушевскому и является, очевидно, шуткой).

Итак, князь Владимир крестил киевлян. Неужели все так разом и оставили прежних языческих богов?

– Не все и не сразу. Некоторые использовали язычество как политический козырь, уходили под покровительство Новгорода, потом Литвы. Но не нужно отрицать и того, что из тех, кто крестился в Киеве на Днепре, многие приняли Христа искренне, всем сердцем, а не только для того, чтобы быть другом князю. Вообще Киев отличался достаточной веротерпимостью, как и подобает торговой и политической столице; в нем существовал, например, Иудейский квартал.

Процесс христианизации только лишь европейской части Руси продолжался веками. Постепенно приходили к вере вятичи, кривичи (белорусы), чудь (карелы). А зырян (коми) особенно никто и не трогал. Святитель Стефан Пермский и его последователи просвещали их проповедью и чудесами, но те, кто предпочитал волховать, продолжали заниматься этим по лесам.

Вообще Русь Киевская, и наследующее ей Московское царство отличались веротерпимостью. Казанское и Астраханское ханства были завоеваны не из-за религии, а из-за геополитики. Кто хотел из татар, крестился, но от ислама отрекаться никого не заставляли.

Но следы русского язычества сохранились в народных песнях, играх, поговорках.

– Да, существовало так называемое «русское двоеверие». Но следует иметь ввиду, что двоеверие – не религиозный, а культурный, секулярный феномен.

Например, вы легко можете поучаствовать в «языческом обряде», придя в любой районный дом культуры на Масленицу. В конце праздника сжигают соломенную куклу. Но никто не станет всерьез утверждать, что ее приносят в жертву солярному божеству. Любители острых ощущений прыгают через костер, но они не считают, что проходят очищение огнем.

Так и в народных песнях. Если дети на закате «закликали солнышко», даже называя его «ярилом» (существительное от слова «яркое», а вовсе не имя славянского божества), в этом нет никакого язычества. Но если кто-то из народа всерьез решал вызывать древних демонов, односельчане могли устроить над ним расправу как над колдуном – такие случаи известны. Во всяком случае народным сознанием языческие ритуалы воспринимались однозначно, как что-то греховное, злое.

Но у неоязычников существуют какие-то книги.

– Давайте сразу разграничим «священные тексты», источники, и научные труды, реконструирующие языческие культы.

Никаких письменных источников о русском язычестве нет. Есть отдельные упоминания Перуна и Хорса в отрицательном контексте, в летописях, созданных, разумеется, православными людьми.

Неоязычники часто упоминают «Велесову книгу» и «Славянские веды». «Велесова книга» – очевидная фальсификация, созданная в 1950-х годах эмигрантом Ю. Миролюбовым, с авантюрной легендой: кто-то дал ему посмотреть какие-то дощечки, текст с которых удалось наскоро переписать... Оригинала этой книги никто не видел, да и не воспринимал никто всерьез славянское язычество как реальный культ в середине прошлого века.

«Славянско-Арийские веды» были созданы на сорок лет позже в 1992-м году оккультистом А. Хиневичем. Часть книги составляют фантазии самого автора («диалог Перуна с людьми», «круголет числобога», «слово волхва Велимудра»), но несколько глав заимствовано им из реальной исландской «Саги об инглингах» XIII века. Эту книгу переводили серьезные ученые, в том числе одним из редакторов был знаменитый Арон Гуревич, так много сделавший для развития христианской истории. Такое заимствование – настоящий плагиат, да и какое отношение имеет исландский эпос к гипотетической русской цивилизации... «Русские веды» А. Асова также не отличаются оригинальностью.

Но есть еще книги академика Рыбакова.

– Совершенно верно, самыми, пожалуй, достоверными работами на тему язычества Древней Руси являются монографии советского археолога Бориса Александровича Рыбакова. Его научные заслуги неоспоримы, а вот что касается популярной литературы...

Все же, опираясь на мемуары другого нехристианского историка Л.С. Клейна, заметим, что Православия Б.А. Рыбаков не любил. Воспитывался в сурово-старообрядческой семье, а вырос воинствующим атеистом, сын же его стал знаменитым индологом. Основная идея Рыбакова заключалась в том, что язычество якобы религия «народная», сохранявшая первобытное равенство, а христианство узаконивало права господ.

Так что академика Рыбакова можно заподозрить в некоторой необъективности. Его обида на Православие закрепилась еще в детстве, да и концепция «исторического материализма» побуждала подогнать научные исследования «под ответ».

И тем не менее сам Рыбаков в предисловии к одной из своих книг признается, что для возрождения древних языческих культов информации недостаточно.

И тем не менее известно же про какие-то «явь», «правь» и «навь».

– С «явью» все ясно – нормальное русское слово, обозначающее реальность. Что касается «прави» и «нави», то впервые эти слова через запятую вместе с «явью» появились в «Велесовой книге», опубликованной, как мы уже говорили выше, в 1950-х годах Миролюбовым. До этого никто ни о какой «нави» не слышал – от слова «навигация» что ли?

И не услышал бы, если бы на эту триаду не обратил внимания известный сатирик Михаил Задорнов, который в последнее время выступает не только как шоумен, но и как автор книжек в стиле «фолк-хистори» – альтернативной истории.

Когда-то в своих выступлениях Задорнов любил каламбуры со словами-омонимами. Скажем, «сторож» – «сто рож», сто лиц. «Богатырь» – тот, который у Бога тырит, ворует (интересно, как это?) Абсурд шел по нарастающей. Потом в слове «радость» обнаружился корень «ра», а каждый школьник из учебника истории знает, что так называлось одно из египетских божеств. Неважно, что со славянами там тысячелетия разницы во времени, кстати, по Геродоту, и река Волга когда-то носила название «Ра» (просто совпадение).

Наконец, Задорнов добрался и до «православия». Мы-то знаем, что Православие – буквальная калька с греческого «ортодоксия» – Правильное исповедание, не искаженное ересями. А Задорнову послышалось в этом «славят правь». Чем такая этимология хуже ста рож? Обычная клоунада. Знал бы сатирик, какой клондайк для неоязычников он открыл.

Но самим неоязычникам не стыдно ли строить свои вероучения на домыслах воинствующего советского атеиста, вороватого эзотерика, переписывающего куски древних саг, и наконец, клоуна, мастера каламбуров?

Евангелие учит нас строить дом нашего мировоззрения на камне реальности, а не на песке сказок, который расползется после первого же дождя.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс