Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (846) → Иерей Алексий Володин: Измена в семье

Иерей Алексий Володин: Измена в семье

№45 (846) / 1 декабря ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №43 (844)

Вопрос телезрительницы: «Хорошо, когда все благополучно заканчивается после того, как обнаруживается измена: ты прощаешь человека, и это обоюдное прощение. Но когда человек делает все так великолепно, как не делал этого раньше, и в семье, и в отношениях, и во всем, но единственное, говорит, что в тебе он уже женщину не видит и к тебе, как к женщине, его уже не тянет. Есть все, то есть все отношения, которые обычно складываются у людей, но интимной близости в семье уже нет».

– По сути, здесь речь идет о том, что брак закончился на самом деле, потому что если нет интимной близости, то брака нет. Жить и вести общее хозяйство можно с кем угодно: с мамой, с бабушкой, с папой, с другом можно вести общее хозяйство. Но если нет интимной близости, то это уже не брак. Поэтому здесь вопрос: чего все-таки хотят оба этих человека? Если нет интимной близости просто потому, что это результат травмы, потому что они попытались войти в старый брак, а он уже закончился, и они оба готовы работать над тем, чтобы все-таки воссоздать брак на новых условиях, тогда они могут прийти к специалисту, который им поможет. Но если один из этих партнеров не хочет ничего делать, то, по сути, это конец брака.

Тем более если в этом есть некая бравада.

– К сожалению, люди не хотят (потому что это больно) увидеть, что действительно это закончилось. Возникает вопрос: а что делать дальше? И часто бывает, что человеку даже идти, например, некуда. Я знаю много таких семей, которые развелись, но живут в одной квартире, потому что им некуда деться. И вся их жизнь – это один сплошной скандал. И они что развелись, что не развелись: по паспорту чужие люди, но живут по-прежнему вместе и ругаются. Поэтому тут вопрос может в это упираться.

Часто к моменту измены или к моменту развода люди уже совершенно теряют способность общаться друг с другом, разговаривать. Когда происходит печальная ситуация с изменой, а люди встряхнулись, и, допустим, возникло решение снова налаживать отношения, как возобновить диалог?

– Разговаривать, и нужно разговаривать вместе. Ведь брак строится на простых вещах, на обмене: один человек дает, другой человек берет, и тот, кто берет, он тоже дает то, что второму нужно, а тот берет. Все проблемы возникают, исходя из этой схемы, когда один человек не может давать, либо он не может брать. Еще нужно знать, что давать, а что брать и что человеку нужно. Бывает так, что люди живут вместе 10 лет и они даже не знают, например, любимый цвет своего супруга или любимую еду, любимое место в городе, любимую книгу. Вот как раз наступила пора узнать про все это, понять, что человеку нужно. Если по каким-то причинам они все равно не могут найти консенсуса, можно обратиться к третьему человеку – специалисту: либо к психологу – специалисту в семейных отношениях, либо к священнику, кто помог бы им договориться. Но вообще инициатива и все ключи в руках у самих людей. Если они имеют горячее желание договориться друг с другом, то никто им не нужен больше. Просто нужно говорить, пытаться понять другого. Если один человек понимает другого лучше, чем себя, то их не разорвешь (и если второй тоже его понимает).

Вы уже затронули тему того, что делать дальше. Началась новая жизнь после измены. Что делать дальше?

– Я уже говорил: должен быть период траура, осознание того, что то, что было раньше, ушло и не нужно пытаться войти в то же самое. И дальше выбор пути: либо брак на новых основаниях, либо другой брак. Если другой брак, это значит развод и соответственно через какое-то время поиск другого супруга. Естественно, переосмысление причин, несение своей части вины. Если человек считает себя только жертвой, еще раз повторю, сил идти дальше у него нет. Если он понимает, что есть часть его вины, то в той мере, в которой он это понимает, у него есть силы идти дальше.

Но как не наступить на те же грабли?

– Здесь как раз и нужен анализ того, почему это произошло. Этот анализ человек может сделать либо сам (и здесь мы все призваны стать психологами), либо, если действительно не хватает понимания и видения (у нас у всех есть слепые пятна и вещи, которые мы просто не видим в себе, не потому, что мы какие-то глупые, нехорошие или неправильные, это нормально), нужен другой человек. Это может быть психолог, просто друг или подруга, которая может рассказать, как она видит со стороны ситуацию. И иногда, если ей дать сказать правду, это может быть шокирующим: окажется, что другой человек видел все, как оно есть на самом деле, и он может даже лучше психолога все объяснить, потому что он знает все изнутри, знает всех. Конечно, должна быть какая-то работа над собой и дальнейшее движение.

А как быть в ситуации, когда только изменник знает о своей измене, а вторая половина не в курсе, но человек уже раскаивается?

– Это очень распространенный вопрос, который священнику задают на Исповеди: нужно ли говорить второй половине? Здесь нужно понимать, что то, что вторая половина не знает, это иллюзия. Она на самом деле знает, причем, конечно, не всегда умом, не всегда это в сознании, но на глубинном уровне все-таки семья – это единое целое, и женщине это известно. Я помню, был совершенно невероятный случай в одной семье: ко мне пришла женщина и сказала, что ей приснился сон, в котором муж ей рассказал о своей измене, каялся. Она пришла в слезах, потому что этот сон был как наяву. И если бы я не знал, что это произошло на самом деле, конечно, не смог бы понять глубину ситуации. Все это известно в семье, особенно детям. Мы только думаем, что дети ничего не понимают, а они начинают болеть, они начинают всячески пытаться своей болезнью родителей соединить. Сколько было таких случаев, когда муж уже решил уйти из семьи, буквально ждет момента, чтобы сказать, объявить об этом, – и вдруг заболевает ребенок, причем заболевает серьезно, например раком, и вот это внезапное горе и общая забота просто вышибают человека. Поэтому то, что семья не знает, это иллюзия; она на каком-то уровне знает, и именно поэтому очень важно действительно деятельное покаяние, то есть прийти к священнику, получить епитимью и перед этой частью семьи, которая знает, принести покаяние. И она (семья, душа) будет знать и о покаянии тоже, и человек может быть принят обратно. Конечно, рассказывать жене не нужно, это не приведет ни к чему хорошему, если человек действительно имеет подлинное покаяние. И не просто человек пришел на Исповедь и рассказал, что он изменил. Обязательно нужна серьезная епитимья от священника, которую трудно нести, на какое-то достаточно длительное время, может быть, до полугода или даже до года, и после этого он может спокойно возвращаться в свою семью.

Вы сказали о том, что ребенок своей болезнью может объединить родителей. Какие есть еще ситуации? И есть ли смысл сохранять брак только ради детей?

– К сожалению, очень часто можно слышать примерно такие рассуждения: жена живет с мужем, между ними практически все кончено: нет ни интимной близости, ни душевной близости, ничего нет; они живут в состоянии постоянного стресса от взаимного общения, и при этом женщина говорит: «Я это делаю ради детей, чтобы у них все-таки был отец…» Если это делается с такой формулировкой, то на ребенка кладется очень сильный долг. Ребенок это может не осознавать, но в глубине своей души он это понимает. Фактически мать ему говорит: «Я отказываюсь от своего счастья, от своего будущего и вообще от своей жизни ради тебя». Как это ребенок должен воспринимать? Что он сделает, когда вырастет? Сможет он стать счастливым в своей жизни? Нет. Как правило, такие дети вырастают и остаются смотрящими на свою несчастную мать. Они могут не пойти в свою жизнь, остаться безбрачными рядом с родителями. Или они найдут такой же брак, где будут испытывать точно такие же чувства, и как бы останутся внутренне с мамой, скажут: «Мы горюем вместе с тобой». Это не решение для детей, так не надо делать. Наоборот, дети хотят, чтобы родители были счастливы. Если родители счастливы, то дети свободны, они идут в свою жизнь. Если родители глубоко несчастны, то дети готовы отдать свою жизнь, но в свою жизнь счастливую они не побегут. Поэтому такую ситуацию длить не надо, нужно находить решение, а в каждом конкретном случае оно свое: либо восстанавливать с мужем отношения на другом уровне, либо это другой брак, но не надо вешать такой долг на детей.

Что делать, когда в семью пришла весть об измене, которой на самом деле не было? Возникает безумная ревность. Что с ней делать?

– Понятно, что если измены не было, тогда и повода для ревности нет. Другое дело, что действительно есть достаточно много людей, которые мучаются от ревности, и здесь важно понять, насколько эта ревность объективна. В зависимости от этого разные есть способы действия. Если ревность в какой-то степени объективна – не то, что человек прямо изменяет, но, например, он засматривается, то нужно понять, что у второго супруга есть преимущество перед соперником (соперницей). Оно заключается в том, что он знает этого человека, знает, что ему на самом деле нужно. Это нам только кажется, что другая женщина – она какая-то волшебная. Она точно такая же, но у нее нет столько информации о супруге, о том, что ему на самом деле нужно, что он любит, что трогает его душу – это все есть у жены. Если жена будет пользоваться этими ключами, то она на сто очков даст фору любой любовнице.

Если ревность не обоснована и женщина сама это понимает, то есть муж не приходит со следами губной помады или от него не веет ароматом духов другой женщины, тогда нужно понять, откуда эти чувства взялись. Они могут взяться либо из предыдущего опыта: например, предыдущий муж женщины изменял, и она этот опыт переносит на другие отношения. Здесь уже вопрос терапии, на которую стоит пойти. Либо может быть еще более сложный случай, когда эти чувства пришли из родительской семьи: например, отец изменял матери, и ребенок уже в своей взрослой жизни несет эти чувства матери. Опять же это вопрос терапии.

Вы упоминаете о психологах, о терапии. Вы считаете, что такие ситуации, связанные с изменой, в принципе целесообразно решать при помощи специалистов?

– Безусловно. Психологи собаку съели на помощи тем, кому изменили, на помощи тем, кому нужно выйти из кризисной ситуации. Их основная функция – это помочь человеку найти ресурсы, для того чтобы жить, идти вперед. Но нужно понимать, что светская психология (та, которая представлена академической наукой) все-таки видит человека как одиночество перед лицом мира, человека, судьба которого – это просто набор случайностей, и в этом смысле она не может дать того глубинного контекста для понимания ситуации, который может дать религия. Если мы говорим о том, что может дать Церковь таким людям, с одной стороны, это прежде всего ресурс: само по себе таинство Причастия, когда мы принимаем в себя Бога, оно дает нам силы идти к свету и видеть все по-другому, чем когда мы сами сидим во тьме. С другой стороны, Церковь дает нам понимание, что ничто в нашей жизни не случайно, что мы не одиноки, мы не брошены, что Бог есть, Он нас видит и ведет ко благу, потому что Он Сам благ и есть Любовь. Церковь как раз помогает человеку приобрести вот такое видение ситуации, и это не может дать никакая светская психология.

Осталось немного времени до окончания передачи. Скажите о влюбленности, которая может жить в браке и мешать ему.

– Да, к сожалению, бывают такие ситуации, и это, кстати, свойственно именно православным бракам, потому что, если человек далекий от Церкви, он не настолько себя сдерживает, и если у него есть влюбленность на стороне, она легко может перерасти в измену. А если человек церковный и у него больше силы воли, он не допускает самой физической измены. Но бывают такие ситуации, когда женщина (для простоты будем говорить, потому что бывают симметричные случаи) живет в браке, у нее есть муж, дети, но с мужем отношений особо теплых нет, и есть какая-то влюбленность на стороне, где действительно люди могут быть эмоционально близки друг другу. И эта влюбленность, что самое главное, продолжается долго, например и пять лет, и десять, буквально вся жизнь в семье проходит под знаком этой влюбленности, – это очень тяжелый случай. И здесь нужно человеку все-таки находить решение, понять, что то, что есть сейчас – это неправильно и приводит к тому, что будут страдать дети. Они потом будут пытаться повторить такой же опыт, тоже не будут давать себе быть счастливыми. Поэтому, во-первых, нужно найти решение, где мать будет счастлива, а во-вторых, даже если человек осознает, что 80 % его принадлежит другому человеку, все-таки 20 % принадлежит мужу. Так вот эти 20 % нужно использовать на 100 %, а не пытаться делать так, будто мужа совсем нет.

Хотелось бы продолжить беседу, но, к сожалению, времени нет. Благословите на прощание.

– Божие всем благословение! И дай Бог, чтобы эта беда всех обошла стороной. А кого коснулась, чтобы каждый нашел решение: то решение, которое будет хорошим не только для него, но и для всех. Храни всех Господь!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс