Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (845) → Протоиерей Константин Головатский: В погоне за успехом

Протоиерей Константин Головатский: В погоне за успехом

№44 (845) / 24 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Сегодня мы поговорим о молодежи… Старшее поколение уже не так сильно стремится куда-то успеть, а вот наше все бежит и бежит куда-то. Как Вы расцениваете это?

– На самом деле, сейчас все куда-то бегут. Мне кажется, старшее поколение тоже пытается угнаться за судьбой и схватить ее за хвост. Нужно сказать, что таков ритм современной жизни. Хотя, конечно, нельзя оценивать все происходящее однозначно, ведь жизнь большого города отличается от того, что мы увидим, если отъедем на сто километров от Петербурга. Говорят, в Москве ритм жизни еще более напряженный.

Место, где человек живет, тоже диктует какие-то особенности. В целом, если говорить о мегаполисах, ритм жизни ускоряется, люди стремятся успеть как можно больше, ставя перед собой определенные цели. Не знаю, можно ли оценивать успех положительно или отрицательно: многое зависит не столько от того, удается ли человеку успеть все и сразу, сколько от правильной постановки целей.

Сейчас часто можно услышать выражение: «Это успешный человек». Что оно подразумевает?

– Это зависит от того, кто говорит, с какой позиции рассуждает и что считает критерием успешности. Успех подразумевает достижение определенной цели – успешным можно признать человека, который поставил перед собой некую цель (ведь это неплохо), целеустремленно, активно к ней движется, и у него что-то получается в жизни.

Мы можем сказать, что для верующего человека залог успеха – в том числе его духовная жизнь. Если человек поставил перед собой правильные цели, определился с ними, призывает Божие благословение, чтобы довести дело до конца, то в итоге его ждет успех. Но приписывает он его не только себе любимому, не своим сверхспособностям, а Божией поддержке, тому, что в нашей жизни совершает Сам Господь.

В этом разница христианского и светского отношения к успеху, когда человек полагается исключительно на себя и потом видит именно свои заслуги в том, что у него в жизни что-то сложилось.

Как Вы считаете, почему мирской успех чаще всего измеряется деньгами, а не профессиональной самореализацией, например?

– Я не считаю, что для думающих, умных людей это так.

Ведь человек ставит какие-то конкретные цели в любой сфере деятельности. Без самореализации, достижения определенных профессиональных навыков человек не может сложиться как специалист в той или иной области. Специалист получает какое-то конкретное материальное вознаграждение, поэтому все взаимосвязано.

Думаю, времена, когда деньги были легкой добычей и их где-то можно было заработать нечестным путем, уходят. Люди больше думают о своей профессиональной состоятельности, о том, чтобы реализоваться в жизни, раскрыть свои способности.

Более того, сейчас особую ценность приобретает соответствие того, чем ты занимаешься, твоим желаниям, возможностям и способностям. Проще говоря, чтобы работа была по душе, ею было приятно заниматься, чтобы человек находил для себя внутреннее удовлетворение. Времена, когда на работу шли, чтобы просто заработать денег, невзирая на особенности профессии, тоже постепенно уходят.

Но, допустим, молодой банковский работник сразу кажется успешным, перспективным, а молодой педагог – каким-то невзрачным, хотя по благородности профессий их и сравнивать нельзя.

– Мы опять пытаемся сравнивать несравниваемое. Нам иногда кажется, что есть некая инстанция, которая вершит суд над всеми людьми и может выносить вердикты. Все зависит от того, кто судит таким человеческим судом, кто рассуждает об успешности и ее критериях.

Все-таки есть определенная профессиональная группа, сообщество – тот круг общения, в котором живет человек. Обычно мнения внутри этого круга совпадают. Поэтому среди бизнесменов некий человек будет оценен в зависимости от его успехов на данном поприще; если он педагог, для него будет важно мнение его коллег, учеников, родителей.

Если человек посвящает чему-то жизнь, находит себя в своей профессии, то, конечно, для него не будут иметь решающего значения оценки, не относящиеся к сфере его деятельности.

Далеко не все измеряется в денежном эквиваленте. Мы должны потихоньку уходить от этого, и сейчас у большинства людей отношение к этому меняется. Традиционные профессии возвращают свою значимость в обществе.

Вопрос от телезрительницы из группы «В Контакте»: «Я студентка, сейчас получаю высшее образование. Уже долго думаю, что для моей будущей жизни главное: успешная карьера или женское счастье? Как правильно сориентироваться?».

– Ответ простой: если человек об этом думает и желает, чтобы это произошло, – важно и то, и другое, но самое главное – быть хорошей христианкой, развиваться в духовной жизни, читать Евангелие, посещать храм, исповедоваться, причащаться; духовная жизнь должна быть основной. Верующий человек в том, что происходит в его жизни, полагается на Бога.

Если остаются какие-то вопросы или сомнения, наверное, со временем это как-то определится, Господь подскажет, направит. Однозначного решения нет. Тем более сложно что-то говорить без знакомства с конкретным человеком.

Священник хочет, чтобы с духовным чадом случилось что-то хорошее: вышла замуж, нашла хорошую работу. Но это происходит далеко не всегда. Господь имеет для нас с вами какой-то иной план. Надо к этому прислушаться и посмотреть: может быть, у этого есть какой-то смысл и это лучше для нас, чем то, что желаем мы, ставя конкретные цели? Это еще одна сторона отношения к успешности и достижению цели в Православии: мы никогда не должны идти напролом. Даже если цель поставлена правильно и, как нам кажется, она праведная и святая, ни в коем случае нельзя добиваться ее, думая: «Раз уж я определил в своей жизни такое соответствие со Священным Писаниеми Преданием Церкви, теперь все будет так, как я решил».

Часто случается, что девушка, закончив вуз и имея определенные профессиональные амбиции, выходит замуж. Появляется ребенок – она уходит в декретный отпуск; потом – второй ребенок, третий, и работа откладывается на десятилетие. Стоит ли сокрушаться – или смириться, принять материнство и попрощаться со своей профессиональной деятельностью?

– Нельзя говорить об общем рецепте для всех. Нужно находить какую-то возможность заниматься тем, к чему лежит душа, что хочется делать в жизни. Если человек видит свою востребованность в какой-то конкретной профессиональной деятельности, то не зря же он учился: наверное, нужно совмещать семейные обязанности с работой, чтобы окончательно не потерять те профессиональные навыки, которые были приобретены. Думаю, правильный ответ на этот вопрос такой – лучше совмещать то и другое. Есть хорошие примеры, когда человек одновременно и профессионал в своей области, и у него хорошая семья. Кстати, хорошо, когда у православного человека все складывается не однобоко, а гармонично, одно дополняет другое. К этому нужно стремиться.

Эту ситуацию можно понять – конечно, семья и маленькие дети занимают очень много времени. К сожалению, бывает, что старшее поколение не может поддержать: бабушки и дедушки тоже работают или находятся далеко (если молодые люди переехали и создали семью в другом городе, они оказываются со своими проблемами один на один). Но не надо отчаиваться, нужно стараться совмещать. У молодых на это хватит сил.

Люди хотят все успеть. Они строят планы на год, с трудом влезая в поставленные временные рамки, – а все заканчивается унынием, депрессией, ссорами. Что можно посоветовать молодым людям?

– «Хочется все и сразу» – это юношеский максимализм, который был во все времена. Давайте вспомним Евангелие. Юноша пришел к Господу и спросил Его: «Что нужно сделать, чтобы войти в Царствие Небесное?» Господь ему отвечает: «Исполняй заповеди». Что говорит юноша? «Все это я исполнил от юности своей».

Когда мы пытаемся что-то посоветовать молодым людям, нельзя их отталкивать и опровергать сказанное ими… Но часто при этом берется менторский тон. Я говорю не о священниках, а о старшем поколении: родителях, старших друзьях, которые могут сказать: «Ты говоришь неправильно, это заблуждение. Как можно за все хвататься и все сразу сделать? У тебя не хватит сил». И будут ссоры, проблемы...

Нужно помочь человеку разобраться и что-то понять самому: пока мы не разберемся сами в вопросе, что нам нужно и где предел наших возможностей и усилий, проблема все равно не будет решена.

Особенность максимализма – желание все успеть – очень присуща людям. Евангелие это подтверждает. Господь не оттолкнул юношу в той ситуации, хотя на первый взгляд может показаться, что он ушел опечаленным, когда Господь сказал ему далее: «Если хочешь быть совершенным – раздай свое имение нищим и следуй за Мной». Поскольку у юноши было большое имение, он увидел предел своих возможностей и ушел опечаленным. Но Господь не отталкивает его, а просто ставит некую сверхзадачу и вместе с тем дает некий жизненный урок: юноша думает, что он все исполнил, все так легко дается и получается, легко войти в Царство Божие.

Но если бы в нашем мире нашелся хотя бы один человек, который исполнил бы заповеди Божии, то, наверное, на землю бы не пришел Христос – мы бы все были как этот юноша, учились и все исполняли от «а» до «я». Но это невозможно. И вот Господь показывает данному юноше: впереди совершенство, но чтобы его достичь, нужно быть со Христом, отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Господом. Это посильная задача для этого юноши? Она сложная, но посильная.

Сколько мы с вами знаем таких юношей? Сколько было в истории Церкви тех, кто все оставил, все перевернул в своей жизни и последовал за Господом, стал служить Богу? Это не только святые, может быть, это люди, живущие рядом с нами, в жизни которых вера в какой-то момент произвела решительный поворот. Это происходит чаще всего в юности: человеку, который уже обогатился опытом, приобрел какие-то привычки, статус, круг обязанностей, что-то перевернуть гораздо сложнее. Задача, которая ставится перед молодым человеком, доступна, это возможно сделать.

Когда речь идет об успехе, все-таки важна правильная постановка целей. А выполнение сверхзадач, которые, может быть, даже для юношеского восприятия (или для восприятия человека, не имеющего опыта) кажутся непосильными, возможно: впереди вся жизнь. Нужно шаг за шагом приближаться к своей цели.

Вопрос от телезрительницы из Ставропольского края: «Я отдала своих сыновей подросткового возраста (12-ти и 14-ти лет) в казачье кадетское учреждение. Они постоянно там находятся, приезжают домой на выходные. Это решение было принято не спонтанно, я какое-то время молилась, чтобы Господь направил на нужную дорогу. Все устроилось. Было много искушений, в этом корпусе было много проблем, но со временем дети освоились, им нравится. Я довольна, но у меня возникло ощущение, что я сняла с себя ответственность за их воспитание. Понимаю, что в нынешних условиях сложно воспитывать детей одной (в моей семье больше нет мужчин), но сомнения не уходят».

– Обучение ребят в закрытых учебных заведениях – в традициях нашего образования. Поэтому я думаю, что не следует опасаться. Если учебное заведение соответствует вашим взглядам на жизнь, исходя из тех позиций, которые там озвучивают, если вы знакомы с атмосферой в учебном заведении, то не должно возникать никаких сомнений. Конечно, это ваше решение. Могут быть и другие варианты, например, иногда дети воспитываются в домашних условиях.

Сейчас у нас действительно есть проблема, которую может решить обучение в закрытых школах, – это проблема неполных семей. Часто бывает, что матери не могут справиться именно с мальчишками: не могут дать им мужское начало, воспитать в них качества, которыми должен обладать будущий мужчина. В трудный подростковый период тоже не всегда удается с ними совладать и решить те вопросы, которые отец бы решил с большим успехом. Я знаю ребят, которые учатся в таких заведениях, и родители довольны.

Наверное, мать боится потерять эмоциональную связь со своими детьми. Насколько это реально?

– Разлука часто делает людей ближе; все равно есть какие-то побывки, каникулы – они встречаются, и эта радостная встреча многое восполняет. Если между родителями и детьми остается живая связь, в семье есть доверие и любовь, тогда дети понимают, что данное решение возникло потому, что мама хочет сделать то, что для них будет лучше, а не от них освободиться и не заниматься с ними; думаю, что при таком понимании все будет хорошо.

Мы говорим об успехе в профессии, а ведь семья гораздо важнее. Что такое «успешная семья»?

– Успех в семье начинается с момента знакомства, правильного построения отношений еще до брака. Затем, после Венчания, ничего не заканчивается (только в сказках – приготовление, чтобы возлюбленные все-таки нашли друг друга, прошли все препятствия, все преодолели, пришли к итоговой точке: поженились и жили долго и счастливо). Венчание и начало семейной жизни – трамплин в будущее, где начинаются настоящие труды и то, что нужно будет пройти супругам, чтобы достичь цели – счастливой, полноценной, сложившейся во всех отношениях семьи. Это формируется со временем, именно в процессе семейной жизни.

Какие бы Вы назвали критерии успешной семейной жизни?

– То, что положено в основу семьи: какова схема взаимоотношений, что для семьи главное. Любовь – немного затертое слово, тем более что в русском языке оно многозначное и под ним подразумеваются самые разные вещи.

Понятно, что в семье речь идет о глубоком доверии, взаимопонимании. Что касается верующих людей, в основе семьи должна лежать вера – это общий вектор движения, поддержка в духовной жизни. Семья формирует человека как христианина, который учится исполнять заповеди Божии, она воспитывает жертвенное отношение друг к другу.

Если в основу положена влюбленность или какие-то чувства, эмоции, семья оказывается недолговечной, мы это знаем. Пушкинское «любви все возрасты покорны» как раз об этом: не о какой-то глубокой любви, которая складывается годами и составляет основу семейной жизни, а о мимолетных увлечениях, которые иногда, к сожалению, посещают и семейных людей (это уже вопрос для беседы с духовником, чтобы разобраться в самом себе, почему это происходит). Если человек долго и серьезно продолжает думать, насколько он влюблен и какие – яркие или неяркие – эмоции он испытывает в семье, то, конечно, рано или поздно он начнет думать только об этом, и это прежде всего скажется на детях.

Раз уж мы затронули эту тему… Дети часто не получают должного воспитания и потом, в подростковом возрасте, разрывается связь между ними и родителями. Часто это происходит в силу того, что родители, может быть, были сильно заняты собой, своей личной жизнью. Не сложились взаимоотношения в первой семье – супруги развелись, создается новая семья, но тоже непонятно, на каких основаниях. И человек все думает, как бы решить свои личные проблемы, – а страдают и дети. Эти нестроения сказываются, прежде всего, на них.

Не стоит удивляться, когда подростковый протест, естественный для ребят, приобретает крайнюю, тотальную форму, когда дети уходят из семьи, попадают туда, где худые сообщества развращают добрые нравы, и так далее. Молодой человек, подросток, если он «порвал» со своей семьей и его ценностный ряд оказался неустойчивым, представляет какую-то не столько опасность для общества, сколько для самого себя, своего будущего – н наделает много глупостей, а потом за это придется расплачиваться. И отсюда неуспешность: если в молодости цели оказываются перевернутыми, то нужно сначала исправлять то, что касается семейной жизни и остального, а потом уже двигаться вперед.

Вопрос от телезрителя: «Имеет ли значение размер нательного креста?» И я хотел бы дополнить вопрос: влияет ли размер и количество тех или иных внешних православных атрибутов на успех в мирской или духовной жизни?

– Я убежден, что это не имеет значения: когда атрибутов много, в этом есть нечто показное. А показное, внешнее обычно не влияет на происходящее в жизни человека. Скорее, оно является какой-то характеристикой: человек хочет показать себя перед кем-то в определенном свете. В этом может быть какая-то своя цель, но я думаю, что это никак не влияет на жизнь серьезным образом. (Окончание следует)

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс