Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (844) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Покаяние – это не чувство, покаяние – это действо

Протоиерей Димитрий Смирнов: Покаяние – это не чувство, покаяние – это действо

№43 (844) / 17 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №42 (843)

Вопрос телезрителя: «В 4-м томе собрания святителя Игнатия (Брянчанинова) есть выписка из трудов Марка Подвижника. Я хочу остановиться на двух цитатах (извините, цитировать буду по памяти, как запомнилось). Цитата первая:«Если увидишь сильное движение в душе, влекущее к страсти безмолвствующий ум, то знай, что ум предупредил это невольное действие действием произвольным, приведя в движение страсть и насадив ее в сердце». Прокомментируйте смысл этой цитаты на наглядном примере.

– Дело вот в чем: самое быстрое в человеке – это ум.

Телезритель: «А не чувства?»

– В данном случае ум опередил чувства. Прежде чем человека пленит страсть, сначала бывает прилог. А уже потом, когда прилог рассматривается, возникает чувство и сочетание с этим прилогом. Когда возникает сочетание с прилогом, это уже начало действия чувства. И тогда совершается падение. Поэтому святитель Игнатий цитирует Марка Подвижника, описывая именно это состояние.

Телезритель: «Вот в чем дело. Подобное я читал у Ефрема Сирина, только он более подробно это описывал».

– Дело в том, что каждый подвижник объясняет по-своему, потому что они друг друга не читали.

Телезритель: «Как им Святой Дух продиктовал, как восприняли они своей немощью, так они и изложили».

– Нет, не Святой Дух, – это неправильно. Святой Дух диктовал апостолам, когда они писали Евангелия, потому что они были мужи неопытные в подвижнической жизни. А такие люди, как: Марк Подвижник, Ефрем Сирин, Исаак Сирин (не буду всех перечислять) узнали на собственном опыте, поэтому они говорят от собственного опыта.

Телезритель: «Но Святой Дух им тоже что-то диктовал?»

– Не что-то, а очень многое. У них все писания напоены общением со Святым Духом. Но именно «диктовал» можно сказать только о Священном Писании.

Вопрос телезрителя: «Вторая цитата Марка Подвижника: «Благие помышления полезны человеку в уныниях и искушениях, во время молитвы – вредны». Возникает вопрос: какие помышления можно использовать во время уныния и искушения, а какие категорически нельзя использовать во время молитвы?»

– Обратитесь к началу цитаты: там сказано – благие. Вот их можно использовать для борьбы с унынием.

Телезритель: «А почему благие нельзя использовать во время молитвы?»

– Во время молитвы не нужно использовать никакие размышления.

Телезритель: «Только слова молитвы».

– Да.

Телезритель: «Которые запечатаны должны быть в ум».

– Да. И в ум, и кому Бог даст, то и в сердце.

Телезритель: «По мере нашего духовного возрастания. Это понятно».

– Не нашего, а вашего, скорее.

Но именно во время молитвы к человеку начинают приходить помыслы о покаянии, об Исповедании грехов, о добрых делах.

– Да. По-моему, тот же святитель Игнатий говорил: «Приходит помысел – почитай Евангелие». Только чтобы не молился. Во время молитвы люди обычно начинают лампадки поправлять, какую-то пыль увидят, вытирают обязательно с иконки, еще что-то. Обязательно вспомнят, что забыли позвонить человеку по очень важному церковному делу, или что больного надо проведать, хотя бы по телефону. Самыми благими... Потому что если дьявол будет смущать человека злыми помыслами, человек сразу различит, что это искушение от дьявола. А дьявол хитренький, он «добренький». Как, например, сейчас ругают Россию: «Вот, детей бомбит…», и всякие картинки показывают, снятые не там и в совершенно другие времена. Вот сущий обман: детей жалко, но они совсем из другого сценария, ведь даже используют всякие кинофильмы.

Одна женщина говорит: «Как стану молиться, на ум приходят нераскаянные грехи, что надо покаяться и в этом, и в том. Как закончу молиться – все забываю».

– Это от лукавого. Вот это именно то, о чем и говорит Марк Подвижник. И звонивший телезритель очень точно все запомнил, хотя это очень трудно. Значит, он понял смысл. Я даже удивляюсь, почему он спрашивал, по-моему, он прекрасно во всем разобрался.

Вопрос телезрительницы: «Кто такие иудеи и эллины? И почему их пишут прописной буквы?»

– Под эллинами разумеют тех людей, которые получили классическое греческое образование, и в основном, это люди, которые жили в Элладе и прошли какую-то языческую школу.

Иудеями именуются те, которые прошли школу еврейскую: либо фарисейскую, либо саддукейскую, либо книжническую и так далее; не языческую, а Единого Истинного Бога Авраама, Исаака и Иакова, то есть они научались от Священного Писания.

Вопрос телезрительницы: «У меня полтора года назад погиб сын: сгорел в доме. Сыну было 2 года 10 месяцев. Я была на работе, работаю в роддоме. С ним сидела сноха. Она свое дитя вытащила, племянника вытащила, а моего сына там оставила. Я ее простила, но все равно я ее как-то виню ее, осуждаю, что она моего сына не спасла. После того, как мой сын погиб, я на протяжении уже двух лет болею, болею и болею; меня болезни одолели».

– Заболеешь тут: такое пережить! Я бы с ума сошел от такого горя.

Телезрительница: «Что мне делать? Я хожу в церковь, молюсь…»

– Что делать? Рожать еще пять человек.

Телезрительница: «Рожать с мужем пока не получается. Мой сын был не от этого мужа, я родила его одна».

– Хорошо. Пойти с мужем к доктору, провериться.

Телезрительница: «Проверялись, все нормально. А детей пока так и не получается».

– Если нормально, тогда молитесь Богу. Вам сколько лет, и как вас зовут?

Телезрительница: «Мне 28, зовут Александра».

– О, еще нарожаете! Мы с отцом Александром за вас помолимся. Когда зачнете ребеночка, вы нам обязательно позвоните, порадуйте. Храни вас Бог!

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, что означает «любовь не ищет своего» по отношению к поиску будущей супруги?»

– Потому что супругу ищут не для того чтобы ее прибрать к рукам, а чтобы, служа ей, создать домашнюю Церковь, питать ее, греть, любить, для нее трудиться и сделать ее счастливой.

Ее, а не себя?

- Ее, конечно.

Обычно человек хочет сам обрести счастье в семейной жизни.

– Это неправильный путь. Счастье можно обрести, только сделав счастливым человека. Например, для родителей самое главное – это видеть счастье своих детей. Очень многие родители развод детей переживают больше, чем сами дети. Сколько угодно таких случаев.

Да, неудавшаяся жизнь ребенка – это трагедия для родителей.

– Конечно. Поэтому, если ты человека любишь, ты хочешь, чтобы он был счастлив, – это естественно. А если тебе нужна домработница, чтобы носки тебе грязные стирала бесплатно, то здесь, конечно, совсем другая задача.

Вопрос: «Всякое ли поношение во благо? И как его соотнести с чувством справедливости, которое особенно обострено у детей?»

– Чувство справедливости у детей обострено потому, что они не развиты духовно, им еще нужно пройти долгую школу христианской жизни. Детское чувство справедливости заключается в том, чтобы наказали их обидчика, который стал таким из-за их сквернейшего поведения. У всех детей, как у всех грешных существ, которые не знают еще Христа, справедливость только в одну сторону – по отношению к себе. Это никакая не справедливость, это подлючая подлость. Поэтому, дети – весьма несовершенные существа с точки зрения христианского подвижничества.

Не всякое поношение во благо. Например, поносить детей – это зло. Потому что благо в поношении только людям, которые стали на путь совершенства. А для людей несовершенных поношение – зло, потому что они будут еще более злы. А если поносить детей, то они перестанут учиться, станут врать, будут обязательно отыгрывать это зло на младших, на беспомощных, они вырастут садистами.

Как-то я уже рассказывал историю: один мальчик поступил к нам в детский дом из государственного «Дома малютки». И однажды мы увидели, как из всех игрушек он выбрал дракончика и стал его кормить с ложки. А дракон был не механический, и рот у него не очень открывался. И мальчик ему говорит: «Жри, сволочь!» Откуда трехлетний ребенок говорит таким тоном с игрушкой? Это значит, что когда его кормили там, с ним так обращались. Детки это все усваивают. Они не понимал смысла слова «сволочь», но прекрасно усвоил: если ты играешь в игру, где один кормит другого, тем более сильный маленького динозаврика, надо говорить вот эти слова.

Как однажды, когда Есенин катался в пролетке с Айседорой Дункан, она запомнила слова, которые Есенин говорил ямщику. После них ямщик гнал гораздо быстрее. И когда однажды какой-то господин ехал с Айседорой, она сказала ему: «Вы знаете, Есенин иногда говорил ямщику некие слова, которые я немножко подзабыла, и он сразу начинал гнать изо всех сил». Тот ответил: «Я не могу при женщине повторить этих слов». Поэтому очень важно, что мы произносим. Также и с поношением, это есть меч. И если человек неопытный, то этим мечом может ранить человека на смерть.

Правильно ли человеку, несовершенному в духовной жизни, желать себе поношений для укрепления, может быть, в духовности?

– Если он плохо представляет себе, в чем состоит духовная жизнь, это противопоказано. Потому что он тут же обидится. Был однажды такой эпизод: женщина подходит к священнику и говорит: «Батюшка, благословите на юродство». А он отвечает: «Тебе это ни к чему, ты и так дура». Та обиделась и отошла. Это говорит о том, что его указание превысило ее возможности. Я понимаю,что он это сделал с целью как раз остановить ее.

В житиях описывается случай, когда некий монах захотел взять подвиг носить вериги. Пришел к игумену и просит: «Отче, благословите, я буду вериги носить». Тот ему отвечает: «Носи. Иди к кузнецу, он тебе скует». А к кузнецу послал послушника сказать: «Сейчас к тебе придет монах, дай ему как следует». Монах пришел, говорит: «Игумен мне благословил вериги», а тот ему как дал! Монах отлетел, заплакал, прибежал к игумену: «А кузнец меня побил». Игумен говорит: «Ты жалуешься, какие же тебе вериги».

Если даже пощечину не мог понести.

– Да, если не мог понести пощечины, как же ты будешь носить вериги? Это тоже такие приемы духовной жизни.

Духовные люди все-таки бывают.

– Бывали. Может где-то и сейчас есть, но как-то не проглядываются.

Вопрос телезрительницы: «У меня пьет племянница. Как о ней молиться?»

– Очень просто: надо сложить три перста, перекреститься, потом сделать поклон и произнести самую важную, самую часто произносимую в Церкви: «Господи, помилуй!» Чем чаще, чем больше, тем лучше.

Вопрос: «Я встречалась с женатым человеком пять лет. Сейчас все осознала, раскаялась. Пытаюсь с ним расстаться, но просто взять и разорвать не получается. Всякую телесную связь прекратили, но расстаться не хватает сил. Подскажите, как молиться, чтобы пережить это, потому что доходит до таких страшных мыслей, что жить не хочется?»

– Это все естественное продолжение пятилетнего начала.

То есть страсть проросла в душу человека.

– Да. Как апостол Павел говорил: «Разве вы не знаете, что соединяясь с женщиной, вы соединяетесь с ней в одно тело?» Сиамским близнецам, которых разъединяют хирурги, разве не больно? И так жить – больно, и когда разъединяют – тоже очень болезненно. Сложнейшая операция, и после нее болеют и потом всю жизнь страдают. Ничего с этим не сделаешь. Поэтому Господь и дал такую заповедь. Не для того чтобы нас как-то наказать или сделать нам неприятное, а чтобы сохранить от этого страдания. Так же, как мы прячем спички от детей. Или если кто варит кашку младенцам, то ставит ее не на ближнюю конфорку, а обязательно на дальнюю. Потому что у младенцев манера хватать за ручку у ковша – и потом сразу ожог 2-й степени. Чтобы этого не случилось, надо обязательно делать так, чтобы младенец не дотянулся ни до кастрюли, ни до чайника, ни до утюга, потому что потом придется 3-4 месяца лечить. А уж как он будет страдать, ведь это так больно!

Но если человек все-таки переступил заповедь Божию...

– Придется теперь потерпеть. Никуда от этого не денешься.

То есть требуется время, которое немножко уменьшит эту боль.

– Время и молитва. Само время может и не исцелить. Конечно, оторваться сложно.

Вопрос: «Как перестать бояться смерти?»

– Не знаю. Я все время боюсь. Не могу ничем научить тому, чего не умею сам.

Но надо бороться с этим страхом?

– Не знаю. Страшно умирать. Недавно, еще нет и 40 дней, умер мой школьный товарищ. Уже не первый. А несколько дней назад я узнал, что у моей родственницы рак.

То есть чувство такое, что смерть приближается.

– Да. Уже много моих сверстников отошли в мир иной. Правда, есть и долгожители, слава Богу! Сегодня ко мне пришла женщина: «Благословите операцию делать». Я спрашиваю:
– А сколько вам лет?
– 92 года.
– А в чем операция? – спрашиваю
– Вы знаете, кисть руки стала плохо слушаться.

Я говорю:
– А зачем вам это?
– Понимаете, я закройщица.

Женщина стоит передо мной в шикарном пальто, такое ощущение, что она пришла с передачи Васильева. Я спрашиваю: «А кто вам это пальто подбирал?», потому что вся цветовая гамма изумительно подобрана, то есть видно, что человек с художественным вкусом. А человеку этому 92 года. Она говорит: «Это я сама сшила». И вот сейчас у нее пальчики на правой руке стали плохо слушаться, видимо, от этой работы. Ясно, что она уже лет 70 на этом поприще. И хочет делать операцию. Я благословил. Вот какие люди! Абсолютно в здравом уме, прекрасно одета. «Сама сшила», – меня это просто сразило. Вот это люди, любящие свое дело. Я представляю, скольким людям она принесла радость!

И продолжает приносить.

– И продолжает. И причем борется именно за возможность служить, потому что Господь говорит: «Наг был, и ты одел Меня». Скольких она одела, да еще с каким вкусом! А какая скромность! Я спросил: «Вы модельер?» – «Нет, закройщица». Потрясающе! Мне жена объяснила, что это вроде бы одно и то же.

Одни люди стремятся поскорее на пенсию, чтобы ничего не делать: «Все, не буду работать, надоело», а другой и в девяносто лет хочет работать! Первый в семьдесят уже еле ноги таскает, а другой в девяносто еще шьет пальто.

– Вот разве это не чудо? Я видел ее утром, сейчас уже вечер, а я все переживаю эту встречу. Я никогда не забуду эту замечательную женщину.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс