Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (835) → Архимандрит Илия (Рейзмир). «Смысл испытаний человека по трудам русских богословов и мыслителей»: Испытания открывают духовные очи

Архимандрит Илия (Рейзмир). «Смысл испытаний человека по трудам русских богословов и мыслителей»: Испытания открывают духовные очи

№34 (835) / 8 сентября ‘15

Книжная полка

Святой апостол Павел говорит: «Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?». И Господь наш Иисус Христос ясно учит, что жизнь наша немыслима без испытаний. «В мире скорбны будете», – говорит Он. Эти испытания составляют крест, который каждый христианин должен понести в своей жизни. На основании евангельского и святоотеческого учения вопрос об испытаниях, постигающих человека в земной жизни, исчерпывающе раскрыт знаменитыми богословами, подвижниками и религиозными мыслителями Русской Православной Церкви. Обзор сочинений некоторых из них предлагает нам архимандрит Илия (Рейзмир) в книге «Смысл испытаний человека по трудам русских богословов и мыслителей».

Тема обширна, поэтому для ее обзора автор взял сочинения всего 6 авторов – подвижников, богословов и религиозных мыслителей Русской Православной Церкви XIX и начала XX века, а именно: преподобного Серафима Саровского, епископа Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана Затворника, Федора Достоевского, Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого.

По словам автора, Евангельское повествование о благодеяниях Господа нашего Иисуса Христа страждущим рождает неодинаковые мысли и чувства в душах слушателей. Души искренне верующие преисполняются благоговением перед благостью и всемогуществом Господа Иисуса. В душах же маловерных возникает недоумение, они готовы обвинять и упрекать Самого Господа, говоря: «Если Господь так милосерден и всемогущ, то почему Он попускает скорби и испытания людям?».

Действительно, слово Божие ясно говорит нам, что против силы Божией ничто и никто не устоит. Но то же слово Божие устами святого псалмопевца вещает нам: много скорбей у праведного.

Если Господь силен сохранить и избавить нас от всякой скорби, то почему много скорбей должен терпеть праведник? Такой вопрос рождается в душе, не утвержденной в вере.

Слово же Божие говорит, что скорбь наша в руках Промысла Божия – лекарство для исцеления плотоугодливой души. Бог, желающий всем спастись, потому попускает многие испытания праведным, что в этих страданиях душа их очищается от греха и уготовляется для вечной жизни, ибо страждущий плотию перестает грешить.

Многими путями ведет Господь людей к наследию Царствия Божия, но путь испытаний – самый краткий из всех путей, так как испытания в одно мгновение открывают духовные очи к ведению своих заблуждений и той цели, которая является смыслом нашей жизни. Путь испытаний – это путь всех праведников.

Автор дает нам увидеть, что жизнь человеческая тесно связана со страданиями. Человек рождается, живет и умирает в муках. Проблема страданий есть вековая проблема человечества. Единственно удовлетворительное решение этой проблемы дается в системе православно-христианского мировоззрения. Страдание есть состояние искаженного порядка жизни, и виновником этого искажения является сам человек, ведь его грехопадение извратило истинный закон жизни. А где нарушение истины, там и страдания.

Как отмечает автор, «основной причиной всех испытаний человека в земной жизни является грех. Удаление от Бога и Его святых заповедей, а затем несовершенный образ жизни, основанный на гордости, себялюбии, самоугождении и страстности, вводит человека во многие грехи, и тем самым ведет его к страданию. Задача христианина состоит в том, чтобы не убегать от испытаний, но принимать их и преодолевать ими греховность своего естества. Страдания даются человеку для очищения от греха».

Так, например, вся жизнь преподобного Серафима Саровского была добровольным мученичеством ради Христа и по любви к Нему. Он достиг высокой степени духовного совершенства жизни. Пребывая еще на земле, он был уже как бы полунебожителем. Всего этого он достиг путем терпеливого несения своего жизненного креста, перенесением скорбей и страданий. С Пасхальным каноном на устах отошел он в вечность, да и вся его жизнь среди бед и страданий постоянно озарялась немеркнущим (невечерним) светом Воскресения Христова. В Пасхальной радости – одно из наиболее явных, всем понятных, всем близких свидетельств превосходства Православия вообще и глубочайшего его усвоения русским сердцем! Поэтому, по словам автора, Православная вера в целом и преподобный Серафим Саровский в частности справедливо могут называться подлинными благовестниками светлого живоносного Воскресения Христова.

Архимандрит Илия (Рейзмир) – один из старейших насельников и духовников Троице-Сергиевой лавры. В этой книге он отвечает на самые волнующие вопросы всех времен: если есть Бог и Бог есть Любовь, почему в мире столько зла, почему жизнь наша полна скорбей, есть ли смысл в страданиях человека? Словами преподобного Серафима Саровского, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, а также религиозных мыслителей, автор дает однозначный ответ: «Да, есть!». Страдающий человек разными путями ищет победы над страданиями. Но только верой в Бога, покаянием, молитвой, нелицемерной христианской любовью облегчаются и побеждаются испытания, постигающие человека на его жизненном пути.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс