Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (832) → Художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского В. И. Федосеев: Люди должны помнить

Художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского В. И. Федосеев: Люди должны помнить

№31 (832) / 18 августа ‘15

Верую

Продолжение. Начало в №30 (831)

Из речи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на концерте у Храма Христа Спасителя 10 мая 2015 года:
– Будем верны тому историческому тону, той ценностной ориентации, которая была со времен князя Владимира заложена в душу нашего народа, и постараемся, чтобы никто и никогда не разрушил в нас эту систему ценностей. Этому служит сегодня Церковь Русская, этому служат сегодня замечательное русское искусство и культура.

Может быть поэтому у нас пытались отобрать Победу и пытаются отобрать богатство нашей культуры? По крайней мере, чтобы другие поколения росли и не знали, что оно у нас есть. Это мы пережили в 90-е годы, да и сейчас еще отголоски идут.

– Отголоски идут. Но сейчас такое ощущение, что весь наш народ, вся наша планета стали больше понимать. И молодежь. Мы недавно дали ряд концертов – в Берлине с музыкой Чайковского, Шостаковича, в Санкт-Петербурге – песни военных лет, на ВДНХ, в Храме Христа Спасителя. И мы видели переполненные залы, молодых людей: они каким-то образом помнят эти песни (а песни все – гениальные). В тяжелую годину всегда что-то возникало в России.

Я чувствую, что мир наш, русские, Россия наша всколыхнулись. И я жду, что же дальше будет, – но я думаю, что это будет прекрасное возвращение в то лоно, чувства, патриотизм, которые наш народ имел. И в любовь ко всем.

Петр Ильич Чайковский может помочь в этом нашем возвращении к культурным истокам и богатству? Все-таки другое время, другие люди, век на дворе уже XXI, не XIX.

– «Жизнь коротка, а искусство вечно»... И чем дальше время летит, тем больше искусство отражает это все и держит наш народ в величии, в желании постичь невозможное, оторвать нас от земли. Конечно, наш Патриарх (я не представляю, как жил бы без него, он меня как бы ограждает от всего и придает мне сил) – человек, который понимает все проблемы нашего народа.

Россия всегда была православная, но сейчас вера в добро, в любовь, вера в человека, вера в ближнего все возрастает и возрастает, строятся и строятся православные храмы. Несмотря на вражеские глупые затеи по поводу всяких санкций. Чем больше нас унижают, тем больше мы возрастаем. Сейчас прекрасное время!

Вы же выступали на концерте в честь интронизации Патриарха? Что играли?

– Чайковского, Рахманинова: Патриарх очень любит музыку русских композиторов. Рахманинов – это очень русский композитор, хотя в свое время мне сказали: «Он же эмигрант!». При чем здесь эмигрант? Так что наш Патриарх очень-очень все понимает.

Кстати, во время Великой Отечественной войны Рахманинов жертвовал огромные деньги в фонд обороны.

– Такие художники, как С.Рахманинов, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, – вершина нашей культуры. Россия всегда в области культуры была на самой высокой высоте. И сейчас это так. Конечно, есть проблемы в воспитании...

Вы сказали, что Вас потрясли слова на могиле Барклая-де-Толли – вера и терпение. А Вы сами как стяжали дар веры? Вы принадлежите к поколению, которое родилось и росло в страшные атеистические времена.

– Моя мама была очень религиозной, папа – нет. Мы с мамой были очень близки, и я чувствовал, когда она украдкой ходила в церковь петь на клиросе. Я все взял от нее, чувствовал, что я принадлежу Православию – ребенком, может быть, не совсем осознавал это, но чувствовал, что вера мне помогает в борьбе с немцами. Когда я слушал радио, – тарелка у нас висела в квартире, – оттуда лилась музыка прекрасная, слова великих наших поэтов, я впитывал это и помню до сих пор. Я давно уже верующий человек.

Не имел возможности креститься раньше, ситуация не позволяла, но в более взрослом возрасте меня привело в Церковь, я крестился. Когда был ребенком, все ждал этого момента, когда это случится. Это случилось. Я служу искусству, возглавляю оркестр, который является моей семьей, я объехал полсвета и играл с тысячами оркестров, но такого оркестра родного не было.

Еще бы он не был родным! Вы же 40 лет его уже возглавляете – это фактически полжизни. Что для Вас означает работа? Служение, образ жизни, просто работа или, может быть, такой сугубый крест, когда под твоим началом большое количество творческих личностей и у каждого – свои амбиции?

– Это прежде всего служение тому, к чему ты предназначен Господом Богом. С радостью, с великой радостью служение. Я оживаю в эти моменты, потому что связан с великой музыкой. Я это чувствую всем сердцем моим с самого детства. Я рожден на народных корнях, я познал народное искусство, которое становится базисным для высокого искусства, для классики, ведь народное искусство – это великое искусство. Создание русских песен сейчас немножко умирает как бы, но в России всегда хоровое искусство было великим; это как соединение локтя с локтем – человек поймет, он через другую руку землю чувствует. Поэтому для меня это служение – восторг! Я не могу без этого просто жить и даже отдыхать. Для меня отдых – когда я вижу ноты, партитуру, разгадываю эти знаки, вижу в них новое что-то. Конечно, каждый концерт откликается в душе, обязательно.

На моих глазах растут музыканты. Приходят в оркестр 19-летние, 20-летние, вместе со мной растут, и это такая радость, когда человек талант-ливый. Порой он даже еще не знает, что он талантливый, и вынуть из него талант, дать ему возможность его выразить – это самое прекрасное.

Если 40 лет исполнять одно и то же произведение, меняется исполнение?

– Еще как! Я, допустим, не могу слушать свои 5-летней давности записи… Все меняется – со временем, с познанием мира: я много езжу и наполняюсь культурой других стран, и все это мне дает знание, и я смотрю уже на ту же симфонию другими глазами, и она оживает, ее исполнение не может быть одинаковым.

В год, объявленный в музыкальных кругах Годом Чайковского, Россия его услышит ?

– «Известный и неизвестный Чайковский» – такой у нас есть цикл. Что значит «известный и неизвестный»? Даже в известном есть много неизвестного: ты еще не нашел, или традиции принесли тебе какие-то искаженные интерпретации. Сейчас идет год, когда мы ищем оригинального Чайковского – оригинального. То, что он думал и хотел. Это очень сложно. Вроде все знакомо, мелодия та же самая, вроде ничего не меняется – и меняется все, ноты по-разному звучат, и время дает свои импульсы. И люди, которые слушают, очень влияют на исполнение. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс