Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (832) → «Печать Духа Святаго»

«Печать Духа Святаго»

№31 (832) / 18 августа ‘15

Таинства церковные

В этой теме:

Таинства церковные
О сути таинства Крещения
Таинства церковные
«Исповедую едино Крещение во оставление грехов»

«Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4, 30).

Духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе, неизбежно последующей после принятия святого Крещения, человек получает через помазание святым миром.

Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин.

В нем новокрещеному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал:
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38¬-39). В таинстве Миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея в виду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22).

Благодатные дары Святого Духа необходимы верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т.н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

Первоначально апостолы совершали таинство Миропомазания через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19 ,2-6). Однако уже в середине первого века таинство это стало совершаться через помазание святым елеем – миром. Побуждением к этому послужило то обстоятельство, что с распространением христианства по многим странам апостолы и их приемники физически не могли на каждого новокрещеного возлагать свои руки. Примеров преподания благодатных даров именно через помазание елеем очень много в ветхозаветной священной Истории (Исх. 29, 7; Лев. 8, 12; 1 Цар. 10,1; 2 Цар. 9, 3; Пс. 132, 2). Отсюда и само наименование «Мессия» или «Христос», что по-гречески значит «помазанный».

Святым миром (раньше это слово писалось через «ижицу» – «муро») называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.

Миро освящали сначала апостолы, а потом их приемники – епископы, как носители апостольской благодати. Само же помазание верующих совершают пресвитеры (священники).

То, что помазание освященным миром восходит к апостолам, видно из слов апостола Павла, писавшего: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). Сами совершительные слова таинства – «Печать дара Духа Святаго» тесно связаны с этим изречением апостола, который пишет: «Не оскорбляйте Святош Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4, 30). «Днем избавления» в Священном Писании называется Крещение; под «знаменованием Святого Духа,» несомненно, разумеется «Печать Духа Святаго,» следовавшая сразу после Крещения.

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого, аминь».

Чело, или лоб, помазываются миром для освящения ума; глаза, уши, ноздри, уста – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и поведения. Троекратное затем хождение вокруг купели символизирует «хождение» в заповедях Христовых, чем но– вокрещенный уподобляется Ему. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещаемого делается в знак его посвящения Господу.

 

В других номерах:

№1 (322) / 1 января ‘05

Таинства церковные

О таинстве елеосвящения

 

Таинства церковные

О таинстве причащения

 

Таинства церковные

О таинстве покаяния

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс