Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (832) → «Исповедую едино Крещение во оставление грехов»

«Исповедую едино Крещение во оставление грехов»

№31 (832) / 18 августа ‘15

Таинства церковные

В этой теме:

Таинства церковные
О сути таинства Крещения
Таинства церковные
Что происходит во время Крещения?

Крещение – это вступление человека в лоно Церкви. Во время Крещения человек умирает для греховной жизни и рождается для новой жизни. Оно совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Таинство Крещения установил Сам Господь. Обычно православных крестили в детстве, в наше время совсем не редкость крестить и взрослых, для которых это становится значительным и знаменательным событием. В этот день они становятся членами Церкви Христовой, решительно меняют жизнь и дают обет сочетаться Христу и веровать Ему как Царю и Богу. Из купели человек выходит заново рожденным, оставив свою прошлую жизнь с ее грехами.

К принятию таинства Крещения следует готовиться заранее. Во многих приходах священником проводятся специальные беседы для «оглашенных» (готовящихся принять Крещение и изучающих основы Православной веры). В первую очередь, для Крещения требуется вера в Господа и Его святое Евангелие, а также в Церковь, главой которой Он является. Поэтому во время Крещения священник и просит читать Символ веры. В раннехристианские времена взрослого человека допускали ко Крещению не сразу, а готовили для этого иногда год и более. Готовящимся ко Крещению позволяли принимать участие в некоторых службах и обрядах Церкви. Сегодня каждый священник согласно своей пастырской совести испытывает веру и разумение желающего креститься. Если он считает, что пришедший еще не готов к принятию таинства, а креститься хочет, например, из любопытства, то Крещение может и должно быть отложено. Священник может пригласить такого человека на беседу и подготовить его к вступлению в Церковь, объяснив истины, которые заключаются в Символе веры.

В дни перед принятием таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие православные догматы, например, Закон Божий. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже важные проблемы. Посвятите это время духовным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней жизни своей души. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие должно приниматься с величайшим трепетом и благоговением.

По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» – люди, за веру которых крестят младенцев. При Крещении взрослых старше 18 лет крестные не обязательны. Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого им от купели младенца.

Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных. Большинство «кумов» не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости»; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности. Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители. После погружения младенца в купель Крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в Православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Взрослым желательно перед Крещением соблюдать пост в течение 2-3 дней. В день Крещения с утра не едят, не пьют и не курят, живущие в браке накануне ночью воздерживаются от супружеского общения. Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней. Не приходят креститься в косметике и украшениях.

Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. В обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Сына Божия, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает Крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в Православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы. Например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного, повествуется, о том, как «Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2,5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сектанты осуждают православных за совершение таинств над младенцами. Но основанием для Крещения младенцев служит то, что Крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Апостол Павел называет христианское Крещение «обрезанием нерукотворным» (Кол. 2, 11-12).

Так как при Крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новую жизнь, становится чадом Божиим и наследником вечной жизни, то очевидно, что Крещение необходимо для всех, в том числе – и для младенцев, чтобы, развиваясь физически, они одновременно и своим духом возрастали во Христе. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18,16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о Крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов (1 Kop. 1, 16), и нигде не упоминается об исключении младенцев при общем Крещении. Отцы Церкви в своих поучениях настаивают на Крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям-христианкам, говорит: «У тебя есть младенец? – Не давай усилиться повреждению со временем; пусть он будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи человеческого естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала его для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров.

 

В других номерах:

№1 (322) / 1 января ‘05

Таинства церковные

О таинстве елеосвящения

 

Таинства церковные

О таинстве причащения

 

Таинства церковные

О таинстве покаяния

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс