Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (832) → Протоиерей Михаил Браверман: Таинства Церкви

Протоиерей Михаил Браверман: Таинства Церкви

№31 (832) / 18 августа ‘15

Беседы с батюшкой

В Новом Завете мы не встречаем никакого упоминания о таинствах. Почему так, и почему мы говорим о них сейчас?

– Я не считаю, что Новый Завет не говорит о таинствах. Весь Новый Завет говорит о тайне того, что Бог стал Человеком, тайне нашего с Богом общения. Может быть, вы не встречали там этого слова, но когда-то святитель Григорий Богослов говорил так: «Не все, что есть в Писании, существует на самом деле, и не все, о чем Писание молчит, то не существует». Как понимать эти слова? В Ветхом Завете мы читаем, что Бог слышит, ходит, гневается; Бог есть Дух и так о Боге говорится – применительно к человеку, в человеческих категориях, – чтобы мы понимали, как действует Господь Бог в этом мире. В то же время в Писании мы не найдем точных догматических формулировок, которыми Церковь выражает свое знание о Боге. Тем не менее догматические вероопределения отражают абсолютную реальность знания Церкви о своем Боге.

Что же такое таинства, и почему, по моему мнению, весь Новый Завет говорит о церковных таинствах? Само слово «таинство» говорит о тайне нашего соединения с Богом. «Бог стал Человеком, – говорили святые отцы, – чтобы человек мог стать богом». Бог сошел с Небес на землю, чтобы мы могли взойти на Небо.

Бог Творец и человек – что общего между нами и Господом Богом? Бога и творение разделяет ни с чем несоизмеримая пропасть. Но Сам Бог в Рождестве становится Человеком. Господь Иисус Христос – подлинный Бог и истинный Человек. И так как Сын Божий стал Сыном Человеческим, стал нашим Братом по человеческой природе, мы имеем дерзновение называть Его Небесного Отца нашим Отцом Небесным. Так как Господь Бог приобщился человеческой плоти, человеческой природы, то и мы имеем дерзновение приобщаться к Богу, ставшему Человеком через Человечество Христа Спасителя. Согласно учению Церкви, во Христе Иисусе ни Божество, ни человечество не существуют отдельно. Поэтому приобщаясь Человечества Христа Спасителя, в Нем мы становимся, если говорить словами апостола Петра, причастниками Божеского естества.

Конечно, Бог по Своей природе трансцендентен, надмирен, неприступен. Но Господь Бог дарует нам Свою благодать настолько, что мы действительно пребываем во Христе Спасителе: не по нашим заслугам, не потому, что мы такие добрые и хорошие, а потому что Господь любит нас. Господь по любви сначала сотворил человека, а потом, когда человек стал ущербным, грешным, смертным, совершив первый грех и отпав от Бога, источника жизни, в мир приходит Сын Божий. Он принимает человеческую природу, освящает ее в Себе, преображает, а потом принимает смерть – смерть Человека, но как Бог побеждает ее. Во Христе нам открыт доступ в вечное Царство, открыт доступ к победе над смертью, и все это происходит в Церкви, церковных таинствах, начиная с таинства Крещения. Как удивительно, что Бог, надмирный и непознаваемый близок нам, становится человеком, чтобы каждый верующий в Него, по слову апостола Иоанна Богослова, не погиб, но имел жизнь вечную.

В повествованиях Нового Завета – Евангелиях, повествующих о жизни Спасителя, посланиях, говорящих о жизни первой общины, – акцент делается больше на нравственном аспекте христианства. А мы часто говорим о мистике, и не всегда удается уловить связь между нашей церковной действительностью и Новым Заветом. Почему так?

– Мне кажется, что христианская нравственность – это лишь следствие той великой тайны, которая открывается нам в Евангелии. Евангелие – это благая весть, радостная и добрая весть о том, что в мир приходит Христос Бог. Мы призваны ответить на любовь Бога к нам, отсюда рождается христианская нравственность. «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец». Мы стараемся вести себя достойно, потому что так научил нас Христос Бог. Догматическое учение Церкви о Боге, ставшем Человеком, учение о Пресвятой Троице, рождает нравственное богословие, то есть знание о Боге, Его величии, Его святости. И оно побуждает нас вести себя так, чтобы быть достойными своего христианского призвания: действительно знать, что мы дети Божии, а Бог – наш Отец, соответственно, мы призваны исполнять Его волю.

Участие в церковных таинствах неотделимо от всего строя духовной жизни. В V веке учитель созерцательной монашеской жизни авва Евагрий говорил: «Если ты богослов, то ты чисто (то есть без сомнения, без отвлечения) молишься, если ты чисто молишься, то ты богослов». То есть догматическое познание неотделимо от молитвы, именно из того, что мы знаем о Боге, рождается наше смиренное предстояние перед Ним. От того, что мы знаем о величии Бога, происходит великолепие наших храмов – нам в Церкви открыто и величие, и слава Христа Спасителя.

Если мы внимательно обратимся к Евангелию, Господь Сам говорит о церковных таинствах, прежде всего о самом главном таинстве Церкви – таинстве святого Причащения: «Кто будет есть Тело Мое, кто будет пить Кровь Мою, в том Я буду пребывать». И наоборот, кто не будет участвовать в жизни Христа Спасителя в таинстве Причащения (а эти слова именно об этом), тот не будет иметь в себе жизни, потому что жизнь истинная, жизнь подлинная, жизнь вечная, жизнь как победа над смертью, как победа над грехом – это Сам Христос Спаситель, Который так и говорит О Себе: «Я есть жизнь». Это слова о нашем призвании быть причастниками Христа Спасителя. Эти слова исполняются в жизни Церкви, поскольку она являет себя в богослужении – службе Богу.

Самая главная церковная служба – Божественная литургия (что переводится как «общее дело» – общее и для всех нас, и для нас и Господа Бога: мы собираемся на молитву, мы просим Господа, чтобы Он освятил хлеб и вино, находящееся на престоле, но освящение совершает Сам Бог силою Святого Духа, то есть Литургия – общее дело человека и Бога). Литургия являет нам все Евангелие, потому что во время Литургии вспоминается вся земная жизнь Христа Спасителя; вспоминается и является таинство Причастия, которое Господь установил когда-то на Тайной Вечере в Великий Четверг в преддверии страшных событий, смерти, но и последовавшего за ней Своего Воскресения.

Главное таинство Церкви – Евхаристия. Когда мы читаем православный катехизис, видим такой порядок: сначала Крещение, потом Миропомазание, Евхаристия и Покаяние. Когда таинства приводятся в перечне, кажется, что теряется приоритет каких-то из них. Как бы Вы составили этот список?

– Список, данный нам святителем Филаретом Московским, совершенно логичен: когда мы приходим в Церковь, мы рождаемся для вечной жизни в таинстве Святого Крещения. Вы говорили, что мы не встречаем в Евангелии упоминания о таинствах, но разве мы не считаем, что Господь, начиная Свое служение, пришел на Иордан, к Своему пророку Иоанну Предтече? В эпоху Ветхого Завета Крещение (от греческого слова «baptizo» – переводится как «погружение»), погружение в воду, обливание водой, окропление водой было неким символическим действием, которое показывало очищение человека от грехов. Понятно, что прощать грехи может только Тот, Кто даровал человеку заповеди. Поэтому Крещение Иоанна, как и вообще Крещение Ветхого Завета, совершавшееся пророками, было пророческим, оно было знаком того, что уже в совершенстве явилось в эпоху Нового Завета, когда Господь пришел на Иордан. Люди исповедовали свои грехи, выходили из Иордана, и в эту воду, где люди символически смыли с себя грехи, входит единственный святой и безгрешный и, наоборот, берет на Себя грехи мира.

Когда Господь выходит из воды, пророк Иоанн указывает на Него и говорит: «Вот Агнец Божий (одно из имен Христа Спасителя, ветхозаветное имя, указывающее на жертвенность служения Господа), Который берет на Себя грехи мира». С момента Крещения начинается общественное служение Христа Бога, которое будет продолжаться совсем немного – только три года, но за это время мир кардинально изменится. После этого служения все в этом мире станет совсем иным, ведь Господь в итоге совершит самое главное – одержит победу над смертью. Пройдет 50 дней, и схождением Святого Духа на Его учеников на земле возникнет Христова Церковь.

Интересно, что все, о чем мы читаем в Евангелии, все, о чем говорит церковное учение, – это наше достояние, ведь мы крещаемся, а перед этим священник молится, чтобы Господь даровал воде благодать Святого Духа, чтобы Он сотворил ее водой избавления от грехов и даровал ей благословение Иордана. То есть то, что происходило 2000 лет назад на Иордане, повторяется теперь в любом храме по всему миру, когда человек готовится принять таинство Святого Крещения.

Господь исполняет Свою миссию, и на учеников сходит Дух Святой, Господь Животворящий. Конечно, Святой Дух всегда действовал в мире, потому что еще в эпоху Ветхого Завета люди произносили пророчества действием Святого Духа. Но, как говорит святитель Афанасий Великий, тогда благодать Святого Духа была для человека внешней, потому что наша испорченная грехом и непослушанием природа не могла стать причастницей благодати Святого Духа. И вот когда Господь исцеляет в Себе человеческую природу и в день Вознесения восходит на Небеса с уже прославленной человеческой природой, тогда все мы, люди, получаем удивительную возможность стать причастниками благодати Святого Духа.

И раз мы христиане, то сразу после совершения таинства Крещения в следующем таинстве Миропомазания получаем печать дара Святого Духа. Все, что происходило со Христом, происходило с первыми христианами, – это все и наша жизнь, то, в чем участвуем и мы. Поэтому Евангелие – книга не о том, что было когда-то, а о том, что было и что происходит сейчас, поскольку Господь воплощается во времени, Святой Дух сходит на учеников в определенное историческое время, но Господь Бог и над временем, поэтому все, что происходило в Священной истории, это и наша с вами жизнь – жизнь людей, совсем обыкновенных, но которых Господь называет Своими детьми, сыновьями и дочерями.

Можем ли мы в ряд таких таинств, как Крещение, Миропомазание и Евхаристия ставить, к примеру, таинство Соборования? И почему в список таинств не входит монашеский постриг или отпевание?

– Число 7 (а мы насчитываем 7 главных церковных таинств) в символике Библии, символике богослужения означает некую полноту. За 7 дней Господь Бог сотворил этот мир и в 7-й день почил; 7 Вселенских Соборов знает история Церкви; 7 даров Святого Духа перечисляет пророк Ветхого Завета. И применительно к церковным таинствам число 7 означает некую полноту благодати, полноту нашего богообщения.

Конечно, таинством является все, что происходит в церкви. Таинство – это молитва, молитву, произнесенную вслух, можно услышать, но нельзя увидеть, можно лишь предполагать, почувствовать некое ее действие. Конечно, и монашеский постриг, и чин прощания с усопшим (отпевание) являются в некотором смысле таинствами. Это обусловлено тем, что мы живем в тайне Воплощения: Господь Бог, воплощаясь, становится человеком. Современники Его земного служения видели Его, некоторые воспринимали Его как самого обычного человека, некоторые считали грешником, говоря, что Он друг мытарей и человек, который любит пить вино. Никто не видел Его Божественной стороны: она была сокрыта. И только некоторые люди, ближайшие ученики, могли (и то лишь в какой-то мере) почувствовать, что это не просто учитель, а Сам Божий Сын.

Вспомним, как Господь взял трех ближайших учеников: братьев Зеведеевых Иакова с Иоанном, Петра и преобразился перед ними на горе Фавор. Никакого изменения тогда во Христе Спасителе не произошло, просто ученики на какое-то мгновение получили удивительную возможность видеть своего Учителя таким, каков Он есть в свете Своего Божества.

Господь Бог – Бог и Человек. Мы воспринимаем человеческую природу, а Божество остается таинственным. Так же и в таинствах есть некая видимая сторона: святое миро в таинстве Миропомазания, возложение рук в таинстве Священства, освященная вода в таинстве Крещения, но действие Святого Духа сокрыто. Поэтому нельзя без веры, с холодным сердцем участвовать в церковных таинствах: такое участие не имеет спасительного значения для человека. Бог есть Личность, и обращаться к Нему можно только лично – с верой, надеждой и любовью, тогда участие в церковных таинствах будет для человека спасительным и освящающим.

Что касается таинств, которые не упомянуты. Все упомянуто: разве Господь не говорит ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»? Разве апостол Иаков не пишет о таинстве Соборования (или Елеосвящения): «Болен ли кто из вас, да призовет пресвитеров церковных (одно из названий священнослужителя), и они, помазавши больного елеем, сотворят молитву». Разве не Господь избрал Себе ближайших учеников, апостолов, и даровал им благодать быть служителями Святого Евангелия. И вот таинство священства через возложение рук от апостолов, самых первых учеников Христа, доныне пребывает в Церкви и называется апостольским преемством. А через апостолов и мы преемники Самого Христа Спасителя, Который избрал Себе первых учеников. Все очень стройно и очень логично. Как удивительно: 2000 лет прошло, а до сих пор длится таинство священства, мы приходим к Священнику, диакону, об избрании которых читаем в Книге Деяний, видим, что в Церкви продолжается то, что началось когда-то очень давно.

Если мы посмотрим на появление того или иного таинства, то увидим формы, совершенно иные, нежели сейчас.

– Я бы не сказал, что формы совершено иные. Форма и содержание. Содержание – наша молитва и ответ Господа Бога в действии Святого Духа. В этом плане форма может меняться. Мы читаем в Книге Деяний, что благодать Святого Духа (то есть таинство Миропомазания) совершалась в Древней Церкви через возложение рук епископа. Но когда ко Христу стало приходить очень много желающих, епископ уже не справлялся, и совершение этого таинства было делегировано священникам. Однако святое миро до сих пор варит Предстоятель Церкви, самый главный епископ в нашей Церкви – Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. На Страстной седмице он возглавляет мироварение и освящает его в Великий Четверг. Таким образом руки Первосвятителя присутствуют каждый раз, когда совершается таинство Миропомазания.

А если говорить о таинстве Покаяния?

– В церковной традиции оно еще называется «второе Крещение». Таинство Покаяния даровано нам Господом, Который знает нашу духовную немощь, нашу духовную слабость. И даровано оно очень давно: Господь по Воскресении Своем явился апостолам и прежде Пятидесятницы именно Своим ученикам даровал особую благодать быть служителями таинств, сказав: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Таинство Покаяния совершенно удивительное – из всех таинств оно выделяется тем, что включает в себя некий человеческий элемент: мы не просто просим прощения у Господа Бога, но мы просим прощения у Господа Бога через свидетеля, потому что священник, принимающий Исповедь, является свидетелем искреннего раскаяния грешника перед Богом. Это несет на себе определенную сложность: все мы люди разные, каждый по-разному переживает свои грехи, каждый по-разному их может изложить. Священники тоже люди разные, с разными требованиями, но это не минус, а плюс, поскольку учит нас (и священников, и мирян) некой ответственности.

Мы должны учиться жить духовной жизнью. Я всегда говорю прихожанам, что мы не столько молимся, сколько учимся молиться. Мы не дерзнем сказать, что молимся совершенной молитвою, но мы пробуем, учимся, мы ошибаемся на этом пути, и тогда у нас что-то получается Божией милостью. Точно так же мы учимся каяться. Покаяние – это не просто осознание своей греховности перед Богом: любой здравомыслящий человек понимает, что он перед Богом грешен. Покаяние – это изменение себя, с Божией помощью, Божией благодатью. Мы хотим становиться лучше: мы знаем наше призвание, высоту нашего призвания. Ведь Господь говорит не каким-то особым людям: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – эти слова, которые обличают нашу совесть, обличают нашу жизнь, относятся к каждому человеку, который раскрывает и читает Евангелие, который приходит на богослужение и слышит Евангельский текст за Литургией.

Мы хотим изменить свою жизнь, хотим стать рабами Божиими. Иногда люди, незнакомые с церковной традицией, думают, что «раб Божий» – это некое уничижительное название для человека. На самом деле, «раб Божий» это высшее звание человека – это тот, кто работает Богу, Творцу Неба и земли, Богу, Который есть Любовь, Истина, Жизнь.

Вне работы Богу человек работает кому и чему? Чаще всего он становится рабом своих греховных привычек, и не надо строить никаких иллюзий. Мы хотим работать Богу, быть рабами Божиими, то есть исполнять Его волю, но одного желания мало. Человек хочет доброго, как говорил апостол Павел от лица грешного человека, но то доброе, которое хочет творить, не совершает, а злое, которое ненавидит, то совершает. Наша природа испорчена грехом на всех уровнях: тело болеет, страдает и в итоге умирает, разлучается с душой; душа претерпевает скорби, страдания; дух едва-едва теплится.

Но такое наше бедственное положение не безнадежно, потому что Господь Бог может сделать то, что мы по своей немощи сделать не можем, ибо Богу возможно все. Насколько человек вручает себя в руки Божии (а это он делает каждый день и каждый вечер), настолько он получает помощь от Христа Спасителя. То есть наша жизнь подразумевает некую духовную борьбу. Включаешь телевизор, а там говорят, что нужно жить, ни в чем себе не отказывая, брать от жизни все, и человек становится расслабленным, у него растет живот, вместо того, чтобы играть в футбол, он смотрит его, лежа на диване, и так далее, и так далее. Конечно, это некий обман. Человек, чтобы добиться успеха в любой сфере (искусства, бизнеса, образования), должен проявлять усилия, напрягать себя. Господь говорит: «Царство Небесное усилием берется». Но Царство Небесное превосходит все видимое. Если это самое главное, тогда как нам не предпринять хоть какие-то усилия? Господь не требует от нас особых подвигов – чтобы мы уходили в пустыню и ничего не ели. Господь требует очень мало: чтобы мы хотя бы понимали, зачем живем, кто мы такие, чтобы мы преодолевали свои недостатки... Поэтому с покаяния – с обращения к Богу, с осознания себя грешником – начинается путь духовной жизни.

Насколько покаяние является началом духовной жизни, настолько оно является и ее серединой и концом, ведь мы призваны меняться всю жизнь. Таинство Покаяния – замечательное таинство, которое говорит нам о том, что все не безнадежно и что, совершив ошибку (а мы все совершаем те или иные ошибки), мы можем продолжить жизнь с чистого листа, уйдя с Исповеди обновленными. Если мы упали, то не должны лежать в грязи, но мы должны подняться, отряхнуться и идти дальше, потому что вся наша жизнь – это движение. Мы знаем, куда идем, куда направляемся, и на этом пути мы совсем не одиноки: мы друг с другом. Более того, у нас есть святые, есть Пречистая Дева Мария, Ходатаица и Заступница за нас, у нас есть Господь Бог, Который, хотя и взошел на Небеса, тем не менее от нас не удалился: Господь пребывает в Церкви и ее таинствах. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс