Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (828) → Протоиерей Андрей Канев: Истинно верующий будет смиряться и прощать

Протоиерей Андрей Канев: Истинно верующий будет смиряться и прощать

№27 (828) / 21 июля ‘15

Уроки Православия

В статье «О ревности душевной и духовной» свт. Игнатий приводит следующий отрывок из Алфавитного патерика: «Спросили Пимена Великого: что такое вера? И он отвечал: «Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость», то есть, пишет святитель, истинно верующий будет смиряться перед ближними и прощать им все оскорбления и обиды, все согрешения их. И, следовательно, истинная ревность человека будет выражаться в смирении пред ближними и в милости к ним.

Но имеем ли мы – сегодняшние христиане такую веру и такую ревность? Увы! Архимандрит Лазарь (Абашидзе) в книге «Мучения любви» пишет: «Мы сегодня по большей части – люди «головные», «говорливые», но «бессердечные». Голова и язык действуют у нас активно, любую информацию быстро схватывают, усваивают, перерабатывают и тут же выплескивают на ближнего. Однако сердца наши работают туго, все на одно направлено – на страстное, сластное, дебелое, а на духовное и возвышенное никак не хотят отзываться сочувствием. Потому-то все нас перетягивает на деятельность внешнюю, а что в самих наших душах творится – до того нет нам дела. Сердца наши так и остаются какими-то темными чуланами, где каких только грызунов и пресмыкающихся нет, где сырость, плесень, гниль, и редко-редко кто из нас спускается туда со свечой и наводит там порядок…»

Картина, описанная архимандритом Лазарем, мрачная, но правдивая! И подтверждением тому может стать одно заблуждение, с которым отцу Андрею периодически приходится сталкиваться. Оказывается, некоторые христиане, нахватавшись разных религиозных понятий, покружив их в голове, и даже некоторым образом трансформировав, начинают действовать ошибочно, поскольку поначалу ошиблись в усвоении того или иного понятия.

Например, некоторые люди сбиваются с толку от того, что наша Церковь именуется воинствующей. Ведь в широком понимании Церковь – это собрание всех верующих – и живых и почивших (при условии, что последние отошли в иной мир в вере и покаянии). И потому принято говорить о Церкви Небесной, торжествующей, которую наполняют все Небесные силы и святые, уже победившие власть греха, и о Церкви земной – воинствующей, которая состоит из верующих людей – и праведных, и грешных, ведущих борьбу с грехами, со злом. Быть членом Церкви воинствующей – это совсем не значит бороться или воевать с другими людьми. Все же некоторые умудряются интерпретировать это понятие по-своему и полагают, что такую борьбу вести можно и нужно: «Ведь надо же что-то делать, ведь нельзя же сидеть сложа руки…»

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы с вами не должны никакие термины духовные придумывать сами. Мы должны учиться слышать, что говорит Церковь. И по поводу устройства Церкви – из Церкви земной, то есть Воинствующей и из Церкви Небесной – Церкви святых, не надо делать свои выводы. «Воинствующая» не значит, что Церковь – это воинское подразделение, которое поставило своей задачей оборону или наступление. Воинствующая против чего? Надо просто апостола Павла взять. «Наша брань, он пишет, не против плоти и крови, то есть не против людей, носящих плоть и кровь, а против духов злобы поднебесной. Воинствующая Церковь борется с грехом, не с людьми, а с грехом, она является свидетелем истины в этом мире и является свидетелем того, что является грехом и что является добродетелью, является свидетелем того, как грешный человек может прийти к Богу. А приход к Богу, настоящий, через покаяние, может идти только через духовную войну – вот она и брань, вот Церковь и воинствующая. То есть принцип воинства – это принцип как раз борьбы с грехом, с одной стороны – личным, каждого человека, христианина, и в совокупности, вместе с Церковью в ее таинствах, когда мы очищаемся от грехов, в ее учении; когда мы учимся еще только приходить к вере, к Богу, в борьбы с грехом не каждый сам по себе может бороться, как ему захотелось.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс