Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (826) → Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим: Искать, прежде всего, Царства Божия

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим: Искать, прежде всего, Царства Божия

№25 (826) / 7 июля ‘15

Архипастырь

Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Сегодня эти слова вы слышали за Божественной литургией, которые Святая Церковь предлагает нам в полагающемся на сей день в Святом Евангелие. Проповедник предыдущий говорил и о том, что искать нужно, прежде всего, правды и остальное приложится вам, и говорилось именно при каких обстоятельствах.

Искать, прежде всего, Царства Божия. И здесь встает огромный вопрос. Вопрос, который для многих из нас, порой, совершенно не разрешим. Во всяком случае, именно в нашем восприятии, потому что далее следует именно то, что по сути дела объясняет именно значение этого поиска правды Его. Когда мы на всенощном бдении, а иногда и при других богослужениях поем: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», – это отнюдь не значит, что мы просим Господа научить нас какими словами оправдываться пред Ним за наши с вами беззакония, за нашу прожитую жизнь.

«Оправдания» в славянском значении – правды, истины как таковые. И, таковым образом, эта заповедь искать Царства Божия правды и истины. И вот здесь для многих из нас встает порой совершенно неразрешимый вопрос: что есть истина? Задавал этот вопрос еще первосвященник, а затем и Пилат, который был обращен к страждущему Христу Спасителю, – что есть истина? И каждый из нас хочет познать эту истину. И вот Святая Церковь, верная заветам, верная Учредителю ее Христу Спасителю, Который есть Основатель Церкви, и представляет нам эту истину в том изложении, которое представляется нам и бытописателями и повествователями Святого Евангелиями четырьмя апостолами и евангелистами.

Каждое слово, дошедшее до нас о Христе Спасителе или сказанное Им, носит для нас огромное значение, огромное, по сути дела, оказывает на нас влияние, влияние, которое определяет и самую нашу жизнь. Во всяком случае, должно бы было бы так быть, – чтобы оно определяло нашу жизнь.

Поиск Царства Божия для многих из нас представляется как некая синекура, как некая несбыточная. Несбыточная с одной стороны, – а Бог его знает, есть ли оно, Царство Божие, когда мы в тех материальных реалиях, ощущениях, данных человеку как таковых, явно осязаем окружающий мир, для нас предстоящее часто является непонятным, часто является неясным, часто является и сомнительным. И тогда для многих из нас возникает вопрос: в чем оно, Царство Божие? И как его достичь? Но, прежде всего, его необходимо осязать.

И вот здесь мы должны помнить слова Христа Спасителя, который говорил, когда по Воскресении было предложено Фоме вложить персты свои в раны Христа Спасителя: блаженны не видевшие, но веровавшие. И вот именно к этой-то вере и призывает нас Господь, к этой вере, святой вере, вере, порой, наивной, но, вместе с тем, вере непоколебимой... Часто для многих из нас является искусительным и вопрос о происходящем промышлении Божием о мире. Мы часто говорим, – ну вот если бы был бы сейчас Христос, если бы мы увидели каким-то образом Воскресение, то тогда бы мы уверились. Не уверились бы. Не поверили бы, так уже было, было в истории, было, потому что Христос Спаситель воскрешал в жизни своей, прежде всего Лазаря, а через некоторое время иудеи Его за это же распяли.

И вот здесь ужас, ужас человеческой психологии, которая мало того что не понимала, не осознавала, она еще была исполнена злобы, ненависти и зависти, когда Божественную Правду, Саму Истину, Которую даже не нашли никакого повода в чем бы ни было уличить, – Христа Спасителя, – распяли. Так происходит и в нашей жизни, все так же распинают Христа, все также распинают Его истину, все так же распинают веру, как таковую, все так же подвергают ее сомнениям. А это совершенно понятно для нас, людей, понимающих, что в этом мире существуют две силы, которые между собой стязуются, одна сила непобедимая, которая в конечном итоге окажет конечную победу – это сила Божия. И вторая сила, которую возглавляет диавол, когда повергают человека к тому, что, как говорит апостол Павел, что не хочу, то делаю. И вот это-то состояние и присуще всем нам, и полем действия, полем битвы как таковой является сердце каждого человека, именно там, в образном смысле, отнюдь не coronary в латинском изречении, а именно сердце – духовно-материальная сущность как таковая, именно там происходят эти сражения, именно там стязуются эти две силы. И, с одной стороны, мы устремляемся некоторым образом и как-то склоняемся к тому, чтобы уверить в Царство Божие, верить в вечность как таковую, но как подумаем, что это дается трудом, зачастую теряем всякий пыл.

Царство Божие нудится, – говорит Христос, то есть дается с трудом, – нудящие его восхищают его, то есть трудящиеся получают его. Вот это всем нам необходимо помнить. Потому что Царство Божие, к нему устремление, должно быть неизбывным чувством, чувством, вложенным в сознании каждого человека, дабы всякий человек имел бы веру в жизнь вечную, веру в Бога. И далее искать правды Божией, а правда Божия – это заповеди Божии, жить по ним надо, исполнять их надо, следует стремиться к тому, во всяком случае, чтобы их исполнять. И порой бывает это весьма трудно в силу различных обстоятельств, в силу различных искушений, в силу различного рода привязанностей наших, как таковых. Но как-то в этом направлении надо подвигаться, ведь так или иначе мы близимся к завершению, к концу либо исторического бытия человеческого, либо своего бытия живущих здесь на земле. И для каждого из нас будет то судище, на котором откроются все дела правды и неправды, и по делам нашим мы будем осуждены и помещены в некоторое состояние, – либо страданий, если грешили, либо состояние славы Божией, если хотя бы в какой-то мере снискали милость Божию и благоволение в очах Божиих.

Вот этот поиск правды Божией для нас ясен, он задан нам в том кодексе Нагорной проповеди этих заповедей, которые сами по себе являются непременным условием и благополучия жизни здесь, на земле, всего человечества. Без этого невозможно. Без этого даже поиски всякого благополучия тщетны, они разрушатся, они не будут иметь твердого основания и будут вотще – таковым образом, что мы потратим на них неимоверное усилие и сами это не получим. Потому что это не в нашей власти хотя бы в какой-то мере сказать, что нас с вами в этой жизни ожидает. Мы не можем сказать, будет ли урожай на этот год, а значит, не можем сказать, будем ли сыты уже в следующие дни как таковые. Мы не можем сказать, когда пройдет дождь, мы не можем предсказать, как действует стихия, многое, многое, что мы не можем. Но многое это, вместе с тем должно бы было настроить нас на тот лад, чтобы мы понимали, что мы можем много тоже. Можем «во укрепляющем меня Иисусе, – говорит апостол Павел, – все могу во укрепляющем меня Иисусе» (Флп.4, 13). А для этого необходимо воззвать к Нему. Для этого необходимо воздвигнуть Его на ту высоту жизни своей, чтобы нам жизнь Христа представлялась не какой-то несколько посторонней, идущей как бы параллельно с основной нашей жизни, но главенствующей, при которой эти слова звучали действительно таковыми.

Ищите прежде всего Царство Божие и правды Его, и остальное все приложится вам. И в этом наше благополучие, и в этом наше спасение. И в этом шествии к спасению, а путь этот весьма трудный, да поможет нам Господь. С помощью Божией все мы можем преодолеть.

Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс