Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (823) → Архимандрит Савва (Мажуко): О воздержании от лишней информации

Архимандрит Савва (Мажуко): О воздержании от лишней информации

№22 (823) / 16 июня ‘15

Свет невечерний

Мы, христиане, люди верующие, читающие и Священное Писание, и святоотеческие тексты, знаем о существовании важной черты христианской духовной жизни – воздержания.

Мы часто связываем воздержание прежде всего с пищей, и это действительно непростой труд, ведь у Церкви много постов – четыре больших, кроме того, мы постимся в среду и пятницу каждую неделю. Но если мы вчитаемся в святоотеческое наследие, заметим, что святые отцы, в основном, говорили не только об этом воздержании. Воздержание от пищи они рассматривали как подготовительную ступень к чему-то большему. Что-то иное, более глубокое и важное кроется за этим понятием – «воздержание».

Рассмотрим простой эпизод. В раннем Средневековье недалеко от Константинополя жил преподобный старец Феодор Студит, который был настоятелем Студийского монастыря. Это выдающийся церковный писатель, аскет, монах и подвижник. В Студийском монастыре существовал один очень странный обычай. Вы знаете, что тогда абсолютно во всех монастырях существовала система строгих наказаний. И самое суровое наказание в монастыре Феодора Студита постигало того монаха, который приносил из города сведения. Например, послали монаха в Константинополь продавать корзины. Город шумный, большой, многолюдный, туда приходят иностранные послы, караваны купцов, слышно очень много разных разговоров, сплетен, слухов, историй о придворной жизни, о том, куда были переброшены войска, где сейчас арабы, что происходит на болгарском фронте... Конечно же, монах, идущий в столицу по делам монастыря, все это услышит и приметит. Так вот, если Феодор Студит узнавал, что монах, пришедший из столицы, сообщает кому-либо в монастыре услышанные слухи и новости, этого монаха строжайшим образом наказывали. Все это знали, никто не протестовал и никто не возмущался, потому что монахи-подвижники понимали, что новости и любое лишнее знание настолько же разрушительны, как и многие хорошо известные соблазны. Монахи прятались от лишнего знания.

Если мы сверим данный обычай Студийского монастыря с духовными практиками античных философов, например, стоиков или эпикурейцев, то увидим, что обычай хранить свое зрение и слух от лишнего знания был общей позицией всех философских школ. Никогда люди не стремились узнать все.

Для эллинской цивилизации неким эталоном мудреца всегда был Гомер, живший в VIII веке до Рождества Христова, автор двух огромных поэм «Илиады» и «Одиссеи», которые он не написал, а, скорее, сочинил, потому что записан текст был только в VI веке до Рождества Христова. Античная эллинская древность всегда изображала Гомера слепым, и не только его. Многие мудрецы и прорицатели древности, о которых упоминает сам Гомер, например, в «Одиссее», сохранились в народной и исторической памяти как слепцы.

Мудрец должен быть слепым – такова древняя интуиция. О чем она говорит? О том, что, если ты касаешься высоких предметов, то не должен мыс-лью стелиться по ненужному. Ты не должен забивать свои голову, сердце, чувства чем-то лишним, тем, что отяжеляет твое сердце, огрубляет твой ум, делает дебелым сознание. От избытка информации, знаний и ненужных сведений человек становится эмоционально и интеллектуально неповоротливым – он страдает информационным ожирением, если так можно выразиться, и именно с этим ожирением и боролся Феодор Студит в своем монастыре.

Слепой певец Гомер знал тайны легендарной древней войны, многое знал о разных государствах, мифических персонажах и так далее. Но для того чтобы хранить все это в памяти, чтобы погружаться сознанием в такие тонкие предметы, он должен был быть слепым – так народ представлял себе его – непременно удаленным от всего лишнего. И монахи тоже всегда удаляли себя от лишнего.

Это говорит о том, что каждый христианин должен соблюдать пост относительно лишних новостей, сведений, сплетен, слухов и так далее. Для нас это не совсем привычно, так как мы живем в информационном обществе, где мобильность в получении разных сведений, подключение к каналам информации считаются, в общем-то, добродетелью: если ты не в курсе последних новостей, ты как будто бы уже выпал из сообщества. Но эта страсть к получению новых знаний и сведений иногда превращается у нас в маниакальную зависимость. Я сейчас говорю не о качественных знаниях, например, профессиональных, богословских или философских, а именно о слухах, сплетнях и новостях.

Если мы начинаем работать над собой и пытаемся встать на духовную стезю, нам следует соблюдать не только пост телесный, но и пост информационный. Я считаю, что иногда для человека, ведущего духовный образ жизни, гораздо безопаснее посмотреть какой-нибудь фильм, чем выпуск новостей. Современные средства массовой информации работают на то, чтобы перевозбудить человека, насытить его ум и память лишними сведениями. Чем сейчас занимается Анжелина Джоли, какой пиджак у Брэда Питта, что происходит с английской королевской семьей, где их видели, кто сфотографировал?.. Зачем нам все это знать? Даже сведения о войнах, которые ведутся – эти печальные, грустные события – наши средства массовой информации превратили в сериал, и мы подсаживаемся на этот «наркотик». Вместо того чтобы помолиться, мы ждем очередного выпуска новостей, хотя и так узнаем, что там произойдет: самое главное до нас обязательно доберется.

Истратив свое внимание и чувства, измучившись от постоянной информационной нервотрепки, очень часто мы становимся бесчувственны к людям, которые находятся рядом с нами. Мы не замечаем вещей, которые ждут нашего внимания здесь, в нашем мире, по эту сторону экрана, газеты или интернет-сообщества. Древние монахи всегда боролись за реальность, они старались жить своей жизнью, собственно, все их запреты к этому и сводились. Поэтому если уж мы приступаем работать Господу – нужно приготовить свою душу к хранению чувств.

Расшифровка:
Татьяна Башилова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс