Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (820) → Протоиерей Игорь Петров: О Георгии Победоносце, святых воинах и воинской святости

Протоиерей Игорь Петров: О Георгии Победоносце, святых воинах и воинской святости

№19 (820) / 19 мая ‘15

Беседы с батюшкой

24 апреля 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Кинота Святой Горы Афон в Россию прибывает очень важная святыня – десница мощей великомученика Георгия Победоносца. Святыня посетит Москву, Санкт-Петербург, Тулу, Орел, Элисту, Екатеринбург, а встречать ее будет Ярославская земля. Расскажите о святых Ярославской земли и о великомученике Георгии Победоносце.

Символично, что первой принимает эту великую святыню Ярославская земля. Мы знаем, что она является родиной таких великих святых, любимых русским народом и за пределами нашей страны, как святой благоверный князь Александр Невский, князь Василько, святой праведный воин Феодор Ушаков, преподобный Феодор Санаксарский. Это удивительные святые, которые явили себя великими защитниками земного Отечества, проявили то, о чем говорил Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Воинский подвиг вообще характерен для православных святых. Любой христианин – это воин, который ведет войну со злом, прежде всего, в самом себе. Сердце человека – поле боя, брани между добром и злом, как об этом замечательно писал Федор Михайлович Достоевский, который тоже окончил Высшее военное инженерное училище.

Что такое воинская святость?

Слово «святость» имеет древнее происхождение и означает отделенность для Бога. Святыми в Древней Церкви называли вообще всех христиан. Постепенно возникли определенные чины святости. Многие воины являются мучениками. Слово «μάρτυρας» – «мученик» с греческого языка буквально переводится как «свидетель».

Человек, сохраняя до пролития крови, до страшных мучений верность Богу, являл удивительный пример, свидетельство подлинности жизни человека во Христе. Великие благодатные силы получает человек, общаясь с Живым Богом. Часто мучители обращались к вере, видя, как святые переносят страшные мучения и сохраняют верность Богу и трезвость ума: в нормальной ситуации любой человек без Божией помощи такие страдания перенести бы не мог. Очень много святых воинов в Древней Церкви, в средневековой истории Русской Православной Церкви, в Грузинской и в Сербской Церквах. Повторюсь, любой христианин – воин, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Человек сначала должен научиться бороться со злом в себе и, научившись видеть зло в себе, тот порок, первородный грех и следствие его, такой человек может вести борьбу со злом, служа своему Отечеству. Святитель Филарет Московский, выдающийся церковный и государственный деятель, риторически спрашивал, может ли человек, который не любит свое земное Отечество и не научился быть его верным сыном, любить отечество Небесное.

В чем состоит подвиг святых воинов – Феодора Ушакова, Георгия Победоносца?

Очень радостно, что мощи великомученика Георгия Победоносца привозятся на древнюю Ярославскую землю. Ярославское княжество было присоединено к Москве в XIV веке. Мы знаем, что это родина преподобного игумена Сергия Радонежского, который благословил благоверного князя Димитрия Донского на известное сражение; именно он был духовным покровителем этой брани, этой войны с огромной сверхдержавой – татаро-монгольским игом (Золотой Ордой). Ярославская земля – родина благоверного князя Александра Невского, вклад которого огромен: с великой мудростью ему удалось сдерживать очень мощные наступления как с Востока, так и с Запада. Благодаря воинскому и дипломатическому подвигу князя Русь сохранила очень многое: он умел правильно строить отношения с Золотой Ордой, и одна из его величайших заслуг заключается в возможности для русских княжеств не поставлять рекрутов в Золотую Орду. Можно смело сказать, что Александр Невский заложил фундамент победы на Куликовском поле.

Рыбинская земля, часть Ярославской земли, – это родина трех великих святых. Один из них – святой праведный Феодор Ушаков, великий адмирал, не проигравший ни одного сражения, с детства глубоко церковный человек. Будучи уже руководителем крупнейшей русской военной базы на Черном море, он не начинал ни одного своего рабочего дня, не помолившись Господу на Литургии, фактически выполняя Евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Он родился в 30 км от современного города Рыбинска. В то время эти территории принадлежали Борисоглебску – древнему замечательному городу на Русской земле, а в Рыбинск адмирал неоднократно приезжал.

Что отличает христианина от нехристианина? Христианин в каждом человеке, независимо от его социального статуса, видит образ и подобие Божие. В литературе есть классическое произведение французского писателя Виктора Гюго «Девяносто третий год»; в нем повествуется о революции и показана психология революционера и человека-нехристианина. Герой романа Гюго «Девяносто третий год» произносит такую фразу: «Чем больше я люблю все человечество, тем меньше я способен любить конкретного человека».

Христианин в каждом конкретном человеке видит Бога. Адмирал Ушаков – столбовой дворянин, в его подчинении находились совершенно бесправные крепостные крестьяне, которые приходили в армию, и он имел абсолютную власть над ними, но при этом удивительно бережно к ним относился. Ни один солдат, матрос, прапорщик, мичман не попал в плен. Мы знаем, что он проявлял величайшую милость к военнопленным, даже выкупал их за свои деньги, за свои же деньги кормил солдат, матросов. Воинская корабельная команда – это очень тесный коллектив, который не может воевать хорошо, когда на нем рабы. Каждый человек должен чувствовать определенный дух, атмосферу, уважение к человеческому достоинству личности. И вот адмирал, являясь христианином, святым человеком, в каждом своем матросе и солдате видел не просто некую функцию, а живого человека, живого Бога, именно поэтому Господь явил ему такую милость и помощь.

Что удивительно, он, будучи еще молодым офицером, первую награду получает за то, что фактически сохранил жизнь очень большому количеству своих подчиненных. В то время симптоматику тяжелых инфекционных заболеваний различали с трудом, а была вспышка холеры, и, казалось, проще отправить всех заболевших военных в госпиталь, но адмирал Ушаков сам организовывает лечение солдат, вникая во все подробности. Благодаря смекалке, любви к людям и к ближнему, благодаря христианскому миросозерцанию, он спас жизни десяткам тысяч людей. Первая его государственная награда – за победу над тяжелой эпидемией, инфекцией в его подразделении. Затем явлены были другие удивительные победы адмирала.

Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Для некоторых людей Родина и государство – это разные понятия. Родину принято любить, это место, где человек родился, а государство воспринимают как аппарат чиновников. Эти понятия тождественны или нет?»

Я понимаю, о чем Вы говорите. Например, мы знаем, за что пострадал родной дядя адмирала Ушакова, преподобный Феодор Санаксарский: он защищал народ, крестьян и мещан, против произвола государственного чиновника. Он прекрасно понимал разницу между этими двумя понятиями. С другой стороны, здесь можно пойти на определенное искушение, которое сегодня эксплуатируется: все мы вроде любим Родину, но не любим чиновников, политику. Тем не менее мы патриоты своего Отечества, при этом нам может не нравиться тот или иной чиновник, но мы стремимся к тому, чтобы «с водою не был вылит младенец».

Церковь крайне негативно относится к любой революционной деятельности, после которой приходят несравнимо худшие чиновники. В Церкви есть понятие симфонии – близости и единства государства и Церкви. Конечно, государственный аппарат носит личностный характер, но для Церкви важно уважение личности и человеческого достоинства любого человека, какой бы пост он ни занимал. Мы должны стремиться видеть в человеке достойные качества. В Священном Писании сказано: «Человек не зря носит меч».

История России показывает очень опасный путь, когда люди пытаются говорить о любви к Родине, при этом жестко выступая против ведущих государственных деятелей. Мы никогда не знаем, к чему это приведет, поэтому надо с большой осторожностью относиться к этому. Думаю, что адмирал Ушаков понимал различие Родины и государственного аппарата, видел злоупотребления, которые неизбежно возникают, но при этом не являлся революционером, а был служителем и человеком. Надо помнить слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Каждый из нас должен хорошо исполнять свой долг перед земной Родиной и являть себя законопослушным гражданином, что очень важно особенно в контексте того, что сейчас происходит в нашей стране. Церковь стремится укрепить государство, государственную власть. Многовековая история, опыт человечества является для нас примером: Византийская, Османская империи. Это тема скользкая, в ней много злоупотреблений. Лучше было бы нам понимать, что тот или иной чиновник – живой человек, который может не выдерживать те или иные искушения огнем, водой и медными трубами. Неизвестно, как бы мы повели себя на этом месте. Церковь призывает не увлекаться этим противоречием.

С одной стороны, мы не отождествляем эти понятия – Родина и государство, с другой стороны, они настолько близки, что ошибка в их различении может повлечь печальные последствия. Лучше не увлекаться псевдолиберальной деятельностью. Существует такое понятие – «пятая колонна», которое очень хорошо нам всем известно. Апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Мы не видим никого из святых, кто занимался бы революционной деятельностью. Адмирал Ушаков прекрасно видел ворующих чиновников министерства обороны, и все равно за свои деньги кормил солдат и матросов, не выступая против самодержавия и не занимаясь революционной деятельностью. Для нас это является ярким примером.

Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Связан ли привоз в Россию мощей Георгия Победоносца со слухами о войне?»

Мы слухи не комментируем и вам не советуем им верить. Апостол Павел говорит: «Есть невидимое вечное, и видимое временное» (2 Кор. 4, 18). Христианин должен стараться жить вечными ценностями, независимо от конъюнктуры. Апостол Павел нам говорит: «Вера есть уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Люди, верующие в Божий Промысел, любящие и свое земное Отечество, и Небесное, стараются жить не конъюнктурными вещами, а главными, основными.

Главное – это духовное событие: святой великомученик Георгий Победоносец, блестящий офицер, который преодолел некоторые конъюнктурные земные интересы, выбрал интересы Небесные, ища прежде всего Царствия Божия и правды Его. И по обещаниям Господа все остальное нам прилагается. Не пугайтесь и не верьте слухам, а помните Евангельские слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Нужно жить духовной жизнью, искать Царства Небесного, любить земное Отечество, а Господь покажет нам, что будет завтра. Мы же будем поступать по совести, стараясь исполнять волю Божию и то, чему учит нас Мать Церковь.

Отец Игорь, расскажите о Феодоре Санаксарском.

Феодор Санаксарский – родной дядя адмирала Ушакова, наставник, удивительный человек, который часто остается в тени. Он был представителем российской элиты того времени, блестящим гвардейским офицером во времена послепетровские, когда было серьезное падение нравов. Воинская элита обладала политической властью, многие вели разгульную жизнь. Сыграло роль консервативное традиционное православное воспитание будущего Феодора (тогда еще Ивана) Ушакова – когда он видит, как на одной из вечеринок умирает его хороший товарищ, он бросает воинскую службу и уходит жить в лес, будучи тогда молодым человеком в возрасте чуть более 20-ти лет. Это был прецедент – в истории Русской Православной Церкви: такого не было, чтобы молодой человек мог жить один в лесах, при этом не тронуться умом и не впасть в прелесть. Он был пойман сыскной командой, которая боролась с диссидентами того времени и привезен к императрице Елизавете Петровне, которая, видя перед собой достойного человека, настоящего изможденного подвижника, простила его и предложила вернуться в полк. Он испросил ее милости разрешить ему стать монахом. Императрица Елизавета Петровна, будучи благочестивым человеком, благословила его и сама присутствовала при постриге Ивана Ушакова (в постриге Феодора), после чего он девять лет жил в Александро-Невской лавре, которую основал государь император Петр Алексеевич. Многие петербуржцы приходили к нему, особенно военные, и он являл пример личного благочестия. Потом монах Феодор написал рапорт, и его перевели восстанавливать Царский монастырь. Там он также проявляет себя как защитник простых людей и человек искренней веры. Он претерпел гонения со стороны государства, потом был возвращен. Вот такой мы видим пример служения Отечеству Небесному и земному, своему народу. Во время Пугачевского восстания восставшие не тронули Царский монастырь именно потому, что Феодор прославился тем, что защищал простых людей, крестьян от произвола чиновников и являл себя христолюбивым человеком, видя Господа в каждом своем ближнем.

Когда государыня пожертвовала адмиралу Ушакову деревню в селе Алексеевском Тамбовской губернии, он завещал, чтобы его похоронили у ног его дяди Феодора Санаксарского.

Вопрос телезрительницы из Вологды: «Мой отец без вести пропал. Сведений о нем мы не имеем до сих пор. Как молиться за таких людей? Можно ли молиться в Церкви?»

Церковь трепетно относится к воинам, особенно к тем, которые приняли мученическую кончину. Вообще, профессия воина – это добровольное мученичество: человек выбирает непростой путь, когда при случае и необходимости он отдает свою жизнь за государство, за земное и Небесное Отечество, за своих ближних, поэтому Церковь особенно молится за воинов. Думаю, не ошибусь, если скажу, что можно и нужно молиться. Наверное, он был крещеным, в те годы многие люди были крещены. Думаю, что нужно его отпеть. Если бы ко мне люди обратились с такой просьбой, я бы обязательно отпел. В таких ситуациях священник может употребить фразу: «Аще возможно». Можно и нужно молиться и гордиться таким человеком. (Окончание следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс