Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (818) → Игумен Дамиан (Залетов): В Пасху нужно особенно воздерживаться от всего злого, а совершать все хорошее

Игумен Дамиан (Залетов): В Пасху нужно особенно воздерживаться от всего злого, а совершать все хорошее

№17 (818) / 5 мая ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №16 (817)

Расскажите о Причастии на Светлой Седмице, ведь поста в это время нет.

Пост – это одно из средств для достижения внутреннего духовного совершенствования, которое начинается от порабощения своего плотского начала. Не зря человеческая мысль говорит: «Тугое (полное) брюхо к учению глухо». Человеческий опыт подсказывает нам это. Если в Пасхальную седмицу поста нет, кроме среды и пятницы, это вовсе не значит, что это время объедания, какой-то компенсации того, что мы потеряли во время поста. Пост научил нас мере, и даже когда мы не постимся, мы должны знать меру и беречь накопленный опыт.

Апостол Павел говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Фил. 4, 12). Надо уметь жить как в посте, так и не в посте. Сейчас нет поклонов, они неуместны и даже запрещены до праздника Святой Троицы. Поститься тоже запрещено. Нам дано большее – вступить в Пасху Христову, встретить Христа Воскресшего. Для нас это упражнение – жить в Воскресении Христовом. Пасха – это не что-то потребительское, когда засветило солнышко, а я просто греюсь. Это – наша сопричастность, когда наш духовный настрой – радость, то пища и питие уже не имеют для нас значения.

Если у человека идея – только объедаться, то это уже не Пасхальная радость. Апостол Павел пишет: «Царство Божие не пища и питие, а радость во Святом Духе» (Римл. 14, 17). Если у кого-то излишняя пищевая радость, значит, Пасхальной радости недостаточно, у человека не та ориентированность, он рассеян. Пасха Христова не означает, что мы сидим на диване, пьем молоко и ничего не делаем. Пасха Христова – это духовное упражнение. Многие не хотят этого понимать. Это упражнение иное, чем пост или поклоны, но сейчас нам нужно упражняться только в этом – в радости.

Перед Причастием очень важно посетить вечернее богослужение, после которого не ужинать. В Светлую Седмицу нужно обязательно причащаться, Пасхальная радость должна быть закреплена Причастием Святых Христовых Таин.

По благословению духовника, священника в этот период может не быть даже Исповеди. Нужно читать Пасхальный канон. Последование ко Причастию в эти дни не отменяется. Молитва – это беседа с Богом, ее нельзя отменить. Пост ориентирован на нашу человеческую природу, а молитва – на Бога. Несмотря на то, что пост уменьшается, труд остается. Этим трудом является духовное сохранение в себе Пасхальной радости, чтобы ничто земное нас не отвлекало. Это своего рода проверка для нас: насколько мы взрослые и зрелые христиане, насколько для нас Воскресение Христово – актуальная часть жизни, образ жизни. Сколько мы продержимся, сколько устоим? Пусть это будет совсем немного времени (ведь мы еще не Серафимы Саровские), но это будет одним из уроков и одновременно вектором – давайте идти дальше, давайте расти, чтобы следующий пост был еще одним шагом вперед.

Как поминать усопших во время Светлой Седмицы?

У некоторых создается впечатление, что на Светлой Седмице мы в нашей радости земной, церковной забываем об усопших, якобы это темная и хмурая тема, которая нас огорчает. Это совершенно неверный подход. Пасха, Пасхальная молитва – это универсальная молитва: это воскресение из мертвых.

Важно осознать, что со Христом мы вечно живы. Как Христос говорил Марфе и Марии, когда шел к Лазарю и на страдания: «Верующий в Меня не умрет никогда». Это не значит, что не умрет на земле, а значит, что не умрет духовно: вечная жизнь будет открыта – земная смерть теряет смысл во Христе. Многие люди сконцентрированы на этом событии и забывают обо всем остальном: о Боге, спасении, о вечной жизни – думают только, как бы не умереть земной смертью.

Под вечной смертью понимается, прежде всего, не то, что человек исчез, а отсутствие контакта с Богом, вечной радости. Пасха Христова – это универсальная молитва, где нет живых и умерших, но многие люди не хотят этого понимать. Пасха – это уникальный период, мы как будто чуть-чуть находимся в жизни будущего века, в Царстве Небесном. И потому что нет живых и умерших, поэтому нет и заупокойной молитвы. Во Христе все живы, и в Пасху мы чувствуем это удивительным образом. Конечно, мудрый и верующий христианин чувствует это и в другое время, но все-таки довлеют какие-то человеческие чувства и эмоции, часто основанные на наших эгоистических мотивах.

Пасхальный тропарь звучит так: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Когда мы поем этот тропарь, то чувствуем, как куски смертей, гробов разлетаются, и открывается простор, где все мы вместе, и не нужны никакие дополнения, оговорки. Пасха – это период, когда мы все живы во Христе, и все мы вместе. Поэтому нет заупокойной молитвы на Светлой Седмице.

Со второй недели после Пасхи постепенно мы отдаем время человеческому: наступает праздник Радоница. Но это не время угрюмости, плача и уныния, а время радости. Мы идем на могилы, возвращаемся в земную реальность, но идем на кладбище с Пасхальной радостью и поздравляем усопших родственников с Пасхой. Мы реализуем свою веру.

Хорошо бы сохранить это состояние Пасхальной радости на весь год, а не жить в состоянии угрюмости, печали и уныния. Апостол Павел об этом прекрасно пишет, что некоторые люди не имеют упования, поэтому имеют уныние и скорбь об умерших. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды». (1 Сол. 4, 13). Это мудрый подход. Пасха создает нам реальность для этого ощущения. Если в Пасху начать молиться за покойников, это будет означать неверие в Воскресение Христово – во Христе все живы.

«Сущим во гробех живот даровав» – что это означает?

Это нам напоминание, что нет мертвых. Есть условное наше состояние, временное, которое выровняется при всеобщем воскресении. Нет мертвых, нет смерти, нет небытия. Те, кто во Христе, имеют вечную радость и вечную жизнь. В Пасху мы это наиболее сильно чувствуем и ощущаем.

Конечно, формальное разделение на живых и умерших остается, записки о здравии и о упокоении подаются, Церковь этого не отменяет, потому что это временное состояние никуда не исчезло, но в этот период это не подчеркивается в панихидах и заупокойных литиях. Этим показывается, что у христиан есть упование, вера, надежда.

Пусть Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» сопутствует нам всю нашу жизнь.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс