Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (817) → Игумен Дамиан (Залетов): В Пасху нужно особенно воздерживаться от всего злого, а совершать все хорошее

Игумен Дамиан (Залетов): В Пасху нужно особенно воздерживаться от всего злого, а совершать все хорошее

№16 (817) / 21 апреля ‘15

Беседы с батюшкой

Почему Пасха считается самым главным православным праздником?

Пасха – смысл нашего спасения, цель служения Господа, изменение человеческой природы, открытие доступа в Царство Небесное, к Богу через путь совершенства, труда и подвига и достижения в Боге, изменения себя во Христе.

Воскресение – это изменение, преображение себя. Оно было осуществлено Первенцем – Христом. Был дан путь – каждому из нас реализовать это самостоятельно. Воскресение Христово – для нас это праздник реальности, надежды, оптимизма, радости. Это не отменяет труда, подвига с нашей стороны. Возможность быть снова с Богом появилась у нас благодаря Христу. А с Богом надо быть соответствующим: измененным, преображенным, совершенным. Об этом пути совершенствования и одухотворения говорит нам Пасха. Каждый шаг жизни Христа, а значит, каждый шаг нашего спасения мы отмечаем от Рождества и завершаем результатом – Воскресением Христовым.

Апостол Павел пишет: «Если Христос не воскрес, вера наша тщетна» (1 Кор. 15, 14). Мы были бы самыми несчастными людьми на земле, если бы решались только наши земные проблемы, предоставлялись только утешения земные, и не было бы перспективы вечности и воссоединения с Богом. Эта перспектива открыта нам Воскресением. Можно присовокупить к празднику Воскресения Христова и Его Вознесение – это единое смысловое событие. Этот праздник нам еще предстоит – праздник, означающий путь на Небо. Путь на Небо возможен воскресшему, измененному, обновленному человеческому существу. Это осуществлено Христом и во Христе и мы можем сделать это. Поэтому мы радуемся Христу, Его победе, и радуемся возможности, которая нам предоставлена.

Мы исполняемся оптимизмом и, несмотря на земные проблемы, знаем, что у нас есть путь, есть возможность. Более того, все проблемы для нас теперь являются средством для реализации этой возможности. Мы не прячемся от проблем и не говорим: «Господи, избави нас от всего», наоборот, все проблемы остаются, вплоть до смерти, но теперь все осмысленно, все победоносно, все полезно во Христе Воскресшем. Это придает совершенно другой смысл нашей жизни на земле, конечно тем, кто по-настоящему верит во Христа, живет этим, идет вместе со Христом, тем, которые знают, куда идут и что с ними будет, смотря на образ Христа, Его житие и благовестие.

Спаситель сказал: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2). Фактически так оно и есть – все нам предоставлено, и все земные хлопоты не напрасны. Мы не прячемся от проблем, а совершенно по-иному смотрим на нашу жизнь. Уже здесь на земле, а не когда-то потом, мы становимся причастниками этой радости. Праздник Пасхи – момент наиболее ощутительного на земле предвкушения этой радости. Не зря праздник сопряжен с постом – труд, подвиг позволяет ярче ощутить, почувствовать, соприкоснуться с радостью Воскресения, а хорошая христианская жизнь позволяет получить результат – воскресение.

В чем заключается корень, суть человеческого преображения? От чего и к чему оно происходит?

Преображение начинается от нашего наличествующего падшего естества, нашего страстного начала с помощью Христовой, с помощью Заповедей. Господь сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14, 15) . Отталкиваясь от этого, мы меняем, преображаем и делаем нашу природу совершенной – такой, как ее замыслил Господь.

Даже у Адама в раю не была реализована эта возможность: он начинал с райского начала, но пал. Однако возможность общения с Богом не пропала, образ Божий в человеке остался. Но теперь с большими трудностями, подвигами, страданиями и борьбой человек снова получает то, что ему замыслил Господь – радость бытия в Боге, подлинного, полноценного бытия. В земной жизни мы фактически находимся в зачаточном состоянии, мы только формируемся. Хорошая аналогия: как человек формируется в утробе матери, а потом рождается в этот мир, так же мы в земной жизни – формируемся, растем, а потом рождаемся в вечность. Настоящая, подлинная жизнь еще впереди, вечная жизнь нас только ожидает.

Подлинная жизнь возможна только в Боге. Бог и жизнь – это синонимы. Мы получаем дары жизни, образа Божия, но все это требует совершенствования и развития. Сами мы ничего не могли сделать, пока не пришел Христос и не научил нас, не показал нам: Творец пришел, чтобы усовершенствовать Свое творение. Из творения Господь делает нас сынами – в этом суть Пришествия Христа. Сделать из творения родное – это задача Христа. Христос не отворачивается от нас, когда мы так неумело себя ведем, а делает из нас сынов, дочерей, семью, приглашает нас к Себе, в Отеческий дом. Вот такую аналогию можно привести из многих слов Христа Спасителя и исходя из нашей главной молитвы «Отче наш».

Господь хочет сделать из нас семью, помогает нам, подсказывает путь, вкладывает в нас силы и ведет за руку. Если мы не сопротивляемся Ему, не убегаем от Него, но подчиняемся Господу, Его воле, слушаем Его и следуем за Его зовом, тогда из заблудших, неполноценных и несовершенных мы постепенно становимся сынами. Вот в этом и есть изменение – стать чадами Божиими. Человек из праха стал образом Божиим, но это еще не все – надо стать подобием. А в чем подобие? Подобен только сын, чадо. Вот в этом заключена наша задача – стать чадом Божиим.

Воскресение Христа – это Его личный подвиг ради нас, крестный подвиг, Его сила Бога и сила настоящего человека. Господь для нас, неблагодарных и злонравных, прокладывает этот путь. Но выбор остается за нами – свобода воли человека Богом не нарушается. Стать сыном и чадом Божиим можно только по свободной воле. Мы должны сами этого захотеть, должны полюбить Господа, не бояться Его, не делать из Него Судью, а увидеть в Нем Отца. У нас на Бога должен быть не потребительский взгляд, а нужно понять Бога как родного Отца – в этом великая сложность для людей.

Как встретить Светлую Седмицу? Чего нужно воздерживаться?

Воздерживаться нужно от всего злого, а совершать все хорошее. К этому нас должна подвигать благодарность Господу, любовь к Нему, понимание Его как Отца, Которого не нужно обижать и разочаровывать, а к Которому нужно тянуться и прижиматься. Лучше всего это чувствуется в храме, в церковной и в теплой домашней молитве.

Кроме того, что нужно двигаться к Богу Отцу, нужно еще почувствовать плечи других чад, других людей, чтобы ощутить себя более сильными, взрослыми, зрелыми. Плечо брата очень важно, поэтому Сам Господь и Церковь призывают к доброте к ближнему.

Нужно в это Пасхальное время делать добро, творить милостыню, делиться радостью и надеждой с ближними. Это помогает нам поддерживать друг друга, и этим мы доказываем, что идем Христовым путем. Когда мы говорим о чадах, то говорим о семье, а в семье должно быть взаимопонимание и взаимодоверие. Мы должны не только устанавливать связь «я и Бог», обязательна еще связь «я и другой человек». Не может быть в семье так, что я – сын, а все остальные меня не интересуют. Схема семьи другая: я – сын (чадо), и я – брат или сестра. Получается вертикаль и горизонталь: именно так выглядит крест. Вся наша жизнь – этот крест. Тем он и тяжел, что нам нужно преодолеть эгоизм, ориентир на себя, нездоровую эгоцентричность и суметь себя распространить и до Бога (вертикаль), и до ближнего (горизонталь).

Как делиться Пасхальной радостью с людьми неверующими, когда приветствуешь человека «Христос Воскресе!», а ответа не получаешь?

Всегда важен пример. Мы никогда не должны ничего ждать в ответ. Подлинное добро имеет важнейшее свойство – бескорыстие. Поэтому добро невозможно само по себе, без Бога. Невозможно человеку без Бога быть бескорыстным. Когда мы говорим: «Христа ради» – это полное бескорыстие, мы делаем все ради Бога и во славу Божию. Мы не должны ждать в ответ ничего – что нам сразу ответят, нас оценят, или мы сразу получим то, что хотим, даже если хотим мы пользы ближнему. Важно наше доброе расположение, наш собственный пример, чтобы нас всегда видели радостными и веселыми.

Пусть нам позавидуют – нашей радости, нашему оптимизму, тому, что мы не огорчились, к примеру, скачками курса доллара или другими трагедиями, позавидуют тому, что мы не закручены в проблемах мира сего. Собственным примером нужно заинтересовать людей, показать им другую жизнь, другие варианты и пути, чтобы вызвать у них здоровый интерес, чувство исследования. Если же мы ничем не будем отличаться от других людей, а лишь произносить чеканные фразы, конечно, это не вызовет интереса. Нужно еще подтвердить это и добром, и добрыми делами, теплом и терпением. Не обязательно сразу бежать всех осчастливливать. Наоборот, можно действовать в обратном порядке – потерпеть где-то, смириться и удивить кого-то своим терпением. Не удивить сразу добрым делом, когда ты кому-то что-то дал, а удивить другим – тебе кто-то пытается дать не то, чего ты хочешь, но ты с терпением, мудро все переносишь и принимаешь. Пусть люди увидят пример в нас. Конечно, это сложно, мы не всегда на высоте, но должны к этому стремиться – показать, что мы не от мира сего.

В Деяниях святых апостолов, которые читаются накануне Пасхальной службы, описывается первая христианская община – Церковь. Написано, что все удивлялись ей. В те времена люди вокруг были верующие, не такое общество, как сейчас, но даже на таком религиозном фоне христиане были особенные люди, которые жили и вели себя по-другому, были внутренне сплочены, насыщены Богом. Сказано, что никто не смел к ним просто так пристать, но все удивлялись, интересовались, увлекались ими.

Следующий шаг христианина – миссионерский: уметь донести истинность веры, рассказать о Боге. Все наши служения – социальные, миссионерские помогают нам надстроить духовное и религиозное. Мы не должны спешить уговаривать всех быть верующими, должны просто друг друга понять, выслушать, потерпеть.

Вы сказали, что истинное бескорыстие невозможно без Христа. Расскажите об этом подробнее: это очень интересная тема.

Часто люди говорят: «Мы – хорошие», а фактически живут без Бога. Или люди говорят: «Я никого не убил», подразумевая под этим «я – хороший человек». Кому-то кажется, что он делает добро, но он не задумывается над тем, кому и почему он это добро делает. Помогать внукам, ухаживать за больной мамой, за бабушкой – это естественно, это не есть абсолютное добро. Это естественный долг, и было бы странно, если бы этого не было вообще, тогда стоял бы вопрос об образе человечности, а не о совершенстве человека. Для людей зачастую это и есть «мирок» добра, но это призрачный мир, который легко разрушается: только ветер подул, и все затрещало.

Да, это нужные естественные вещи, но главное свойство подлинного, абсолютного добра – это бескорыстие. Когда тебе не воздали за добро или воздали злом, многие люди говорят: «Не делай добра, а то тебе сделают зло» – вот такая человеческая хитрая и скользкая мудрость. Наоборот, нужно всегда делать добро, и пусть тебе воздадут злом, даже лучше будет. Христу чем воздали?

Делать добро ради добра – это тоже неполноценно. Христос, наш Спаситель – абсолютное Добро, Источник блага, от Него все исходит и к Нему все возвращается. Когда мы делаем добро ради Христа, ради любви к Господу, нашему Отцу Небесному, а не абстрактно и бесчувственно, тогда это добро приобретает смысл, насыщенность, приносит нам радость и делает нас чадами Божиими. Тогда мы продолжаем дело Отца Небесного, Который проливает дождь на праведных и неправедных, сотворил мир, терпит грешников и всех призывает ко спасению. Мы берем с Него пример и делаем наше семейное дело с Господом. Мы делаем добро не ради себя и не ради своих интересов, славы, чести, а ради Господа.

Люди не замечают, что они делают добро для себя и ради себя. Помочь на улице кому-то упавшему можно с мыслью, что и тебе помогут. Это тоже правильно, начинать можно и с такой ступеньки. Даже нерелигиозное общество держит такое поведение за правило: в этом наша социальная обязанность – не пройти мимо, это проповедуется, этому учат в школе. Но это низшая ступень. Если ты христианин, надо развиваться дальше, идти вперед, вплоть до того, что зло не смущает, а радует, ведь тогда человек становится подобным Отцу. Если делаешь, как Отец Небесный, значит, ты – Его сын, его родственник. Но это не воздаяние, а состояние.

Как сохранить и не растерять состояние Пасхальной радости?

Нужно держаться двумя руками за Воскресшего Господа и не отпускать, не разменивать пасхальную радость, пасхальное содержание нашей жизни, которое мы приобретаем через богослужение, молитвы, Евангелие, пост, не растерять все это за многоядением, суетой, праздностью. Вспомним евангельский пример Марфы и Марии: Марфа суетилась о многом угощении и укорила сестру в том, что она ей не помогает, Господь же сказал: «Мария благую часть избрала» (Лк. 10, 38). Она сидела у ног Христа и слушала Его. Вот то единое на потребу – главное и единственное, что нам нужно. Мы же часто начинаем суетиться в поздравлениях, куличах, яйцах, суматохе, можем и на службу не пойти и молитвы пропустить. А нужно сохранять целостность, спокойствие, уравновешенность, устремленность.

Пост дает нам эту устремленность и целостность через покаяние, через сокрушение сердца. Главная точка нашего стремления – Христос. Этой точки мы держимся, не сбиваемся и никуда от нее не уходим. Нужно быть ближе к Христу через таинства Церкви и памятование о Боге. Ум должен быть наполнен духовным, сердце – молитвою, ноги – стоять на службе, руки – осенять себя крестным знамением. Все должно быть собрано вокруг Христа, Он должен быть движущей силой нашей жизни.

Слова «Пасха», «пост», «вера», «таинства», «христианство» – это по сути одно и то же. Наши великие подвижники это чувствовали. Преподобный Серафим Саровский круглый год приветствовал всех словами «Христос Воскресе!»: он достиг этого понимания, радости, вдохновения и близости со Христом. Это и есть проявление Пасхи в сердце. Мы не сможем находиться в таком состоянии, не выдержим постоянной Пасхи без внутренней борьбы и работы, без чистого сердца, не сможем быть всегда в духовной радости Серафима Саровского – он смог, потому что его сердце было чистым, наполненным Господом. Нам даже это будет в тягость: мы привыкнем, устанем, нам это надоест, потому что мы не созрели духовно. Но нам даются импульсы, которыми мы должны жить. (Окончание следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс