Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (808) → Архимандрит Димитрий (Байбаков): Православных каналов должно быть много

Архимандрит Димитрий (Байбаков): Православных каналов должно быть много

№7 (808) / 17 февраля ‘15

Телеканал «Союз»

Продолжение. Начало в №6 (807)

С. Л.: – Батюшка, Вы порой озвучиваете свою мечту, что у нас должно быть не один–два, а 10–15 православных каналов, каждый со своей специализацией. А зачем вообще это надо?

Конечно, 15 я не говорил. Я говорю, что должно быть 5 – 6 православных телеканалов. Очень просто. Таких телеканалов, как, допустим, Первый канал российского телевидения, который показывает все: и художественные телефильмы, и спортивные матчи, и ток-шоу, и концерты, и заявления Президента, и новости, и еще много всяческих жанров – таких каналов в мире становится все меньше и меньше.

Я не стесняюсь и не ленюсь, и мне это очень интересно, я смотрю спутниковое телевидение, причем речь идет не только о пакетном, то есть не только об «НТВ Плюс» и «Триколор ТВ», но и о просто приеме спутниковых телеканалов (вы знаете, что у меня их в кабинете больше тысячи, и я периодически на переключении их просматриваю), и телевидение в тенденциях своего развития идет к все большей и большей специализации телеканалов.

Если раньше у нас, допустим, был телеканал «Спорт», то сейчас спортивных телеканалов, я специально не занимался подсчетом, но если скажу, что десятки, то не очень преувеличу. И речь идет не о десятке спортивных каналов, а речь идет о каналах «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Хоккей», «Боец»: человек, который любит футбол, включает кнопку – и видит не просто спорт (ему не интересны прыжки в высоту, ему не интересно плавание, он любит футбол, или хоккей, или, наоборот, прыжки в высоту); он знает, что на этой кнопке, нажав ее, он всегда получит не просто спорт – он интересуется не спортом, он хоккеем интересуется, или борьбой он интересуется, а, извините, не художественной гимнастикой и не фигурным катанием. Или, наоборот, тем, кто любит фигурное катание, канал «Боец» вряд ли будет интересен.

Те письма, те звонки, те отклики, которые мы получаем о работе телеканала «Союз», заставляют, просто вынуждают думать в том же направлении. У нас есть большая часть зрителей, которые говорят, что «нам кроме молитв, богослужений и вот этой сферы ничего не надо. Уберите свои дурацкие новости» (извините за сленг).

Это цитата.

Да, это цитата. «Никому ваши новости не нужны. Уберите новости, лучше поставьте правило ко Причащению, поставьте благодарственные молитвы после Причащения, поставьте каноны, поставьте акафисты, показывайте утреннюю и вечернюю службу каждый день» – мы получаем такие письма, и в значительном количестве.

Можно рассуждать, что «если с утра до вечера показывать богослужения, то это не телевидение». Ну, теоретики специфической школы российского телевидения и наши российские специфически воспитанные медиаменеджеры, конечно, могут так рассуждать, «телевидение это» или «не телевидение». Но большая, если не большая, часть религиозного вещания в мире построена именно таким образом – это в основном трансляция богослужений, молитв, служб, то есть непосредственно религиозного компонента.

Вот есть католический канал, где в любое время включи – там идет какая-то служба: – в записи, в прямом эфире, из архива, еще какая-то, но там идут только службы. Есть мусульманские каналы, где либо идут какие-то тоже службы, либо это проповедник выступает, толкует Коран.

У нас есть большая часть зрителей, которые говорят «уберите все, давайте нам только Осипова, давайте нам другие лекции, давайте нам других богословов! Зачем вы показываете молитвы, зачем вы показывает службы? Это не нужно в эфире, каждый должен сам молиться, – просветите нас, образуйте нас, научите нас». Людям, которым нужны только лекции, только просвещение, тоже не нужны новости, – и им не нужны богослужения, в отличие от первой категории зрителей.

Есть люди, которые говорят «я помолиться могу сам, без вас, я на службу смогу ходить сам, я лекцию могу послушать в машине в наушниках – аудиозапись, я музыку церковную могу послушать на дисках – аудиозапись… Дайте нам новости, что происходит в Русской Православной Церкви, в мире, да, с каким-то количеством аналитики, но телевидение – это информация, нам нужны новости, все остальное не нужно».

Понимаете, удовлетворить потребности таких разнонаправленных взглядов на то, каким должно быть православное телевидение, очень-очень сложно. Поэтому я считаю, что православное телевидение – так же, как спортивные каналы, музыкальные каналы: у нас сейчас нет музыкальных каналов как таковых – у нас есть рок, у нас есть рэп, у нас есть поп, у нас есть классика, у нас есть хард-рок; человек не просто включает музыкальный канал, он включает то направление музыкальное, которое конкретно ему интересно. У человека, который любит рок, попса аллергию вызывает; у любителя шансона есть «Шансон ТВ», есть «Ляминор ТВ» – он не будет слушать классику. Mezzo Music, по-моему, называется канал, где с утра до вечера только классическая музыка и больше ничего – ни поп, ни рок, ни бесед, ни новостей, ничего.

Таковы тенденции развития телевидения вообще. Я думаю, что мы должны думать тоже в этом направлении.

Поэтому, да, я считаю, что должен быть православный канал информационный, должен быть православный канал музыкальный, должен быть православный канал детский, должен быть православный канал просветительский, где будут идти только лекции, уроки и так далее, должен быть канал, где будет только молитва и чисто религиозный компонент, чтобы человек в любой момент мог включить и вместе с другими людьми помолиться соборно, если он не может действительно сходить в храм. В этом направлении безусловно необходимо думать.

То количество контента, которое есть на сегодняшний день, по законам диалектики потихоньку перерастает в иное качество. То, о чем я сказал, – что каналы должны потихоньку специализироваться, а не показывать одновременно все жанры, все темы и все направления, какие есть, потому что уже сегодня это вызывает некоторое даже раздражение зрителей. А тем более, когда по каким-то причинам сдвигается время программ.

Наш зритель пытается как-то приспособиться, он знает, что лекции Алексея Ильича Осипова выходят в такое время, что гениальный «Шишкин лес» выходит в такое время, что богослужения выходят в такое время. Но только стоит нам богослужение показать по московскому времени… Если раньше у нас прямые трансляции были только из Екатеринбурга, то сейчас они периодически выходят из Мос-квы, выходят из Петербурга, иногда из других городов выходят, в другом часовом поясе. Но мы вещаем в одном поясе, время сдвигается на два часа, человек включает – службы нет. И вот за эти два часа мы получаем столько «нежных» слов в свой адрес, что «я включил, а службы нет», или «я включил, а лекции Алексея Ильича Осипова нет». А когда люди включают и не видят «Шишкин лес», то нас обвиняют просто в издевательстве над детьми, потому что «мы сели с детьми смотреть «Шишкин лес», а вместо «Шишкина леса» у вас идет то-то, то-то», «вы просто фашисты и больше ничего, у меня ребенок плакал», то, конечно, это не совсем правильно. И если бы человек знал, что он включает одну кнопку – и там всегда идет какая-то служба, а на другой кнопке всегда выступает если не Алексей Ильич Осипов, то какой-то другой интересный лектор, – наверное, это было бы разумно, полезно и мы сейчас в этом направлении как-то пытаемся думать. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс