Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (807) → Митрополит Иларион (Алфеев). «Христос: Бог и Человек». Спаситель и Искупитель.

Митрополит Иларион (Алфеев). «Христос: Бог и Человек». Спаситель и Искупитель.

№6 (807) / 10 февраля ‘15

Книжная полка

Новый Завет был Откровением Бога, ставшего Человеком. С точки зрения христианства, догмат о Боговоплощении является завершением и оправданием ветхозаветной истории. В центре новозаветного благовестия – Личность Иисуса Христа, через Которого совершено спасение и искупление человека. Когда и кем на протяжении первых веков христианской истории в Церкви формулировалось учение об Иисусе Христе – Боге и Человеке, о соединении в Нем двух природ, воль и действий и, главное, о том – что это значит для нашего спасения? На эти вопросы в своей новой книге «Христос: Бог и Человек» отвечает митрополит Иларион (Алфеев).

Христология – учение о Христе как Сыне Божием и Сыне Человеческом – составляет сердцевину богословия христианской Церкви. В основе православной христологии лежит учение о Спасителе мира. Оно подразделяется на несколько тем, которые рассмотрены в настоящей книге. Это – догмат Боговоплощения, учение о двух природах, двух действиях и двух волях Христа, о страданиях и смерти Спасителя, о Кресте Господнем, о сошествии Христа во ад и Воскресении, об искуплении и обожении.

Итак, Иисус Христос – это Бог, ставший Человеком. По словам Владыки Илариона, Иисус в Евангелии описан как реальная Личность. Многие соблазнились этим Евангельским реализмом и попытались сконструировать образ «исторического Христа», противопоставив его «Христу верующих», отбросив все чудесное и «мистическое» в Евангелии и оставив только то, что «не противоречит здравому смыслу». Живой, реальный Христос познается нами тогда, когда мы принимаем все Евангелие до последней буквы как Откровение Божественной истины. Действительно, уже первые главы каждого Евангелия свидетельствуют о Божестве Христа, о существовании ангелов и диавола. Они ставят человеческий разум перед выбором: или смириться, покоряясь вере и сверхразумному Откровению Божества, или... закрыть книгу, потому что она противоречит «здравому смыслу».

Но Евангельский Христос с первых глав открывается нам одновременно как Бог и Человек.

Иисус Рождается, как и прочие дети, – но не от мужа и жены, а от Святого Духа и Девы. Младенца приносят в храм, как и прочих первенцев, – но Его встречают пророк и пророчица и признают в Нем Мессию. Он возрастает духом, живя в родительском доме, – но, будучи двенадцати лет, сидит в храме среди учителей и говорит загадочные слова о Своем Отце. Он приходит креститься на Иордан, как и прочие, – но в момент Крещения слышен голос Отца и является Святой Дух в виде голубя. Он устает, садится у колодца и просит пить у самарянки, однако не пьет и не ест, когда ученики приносят пищу и предлагают Ему. Он восходит на Фаворскую гору и молится Богу, как и всякий человек, однако во время молитвы преображается и являет ученикам свет Своего Божества. Он боится страданий и молится Отцу, чтобы, если возможно, избежать их, однако предает Себя в волю Отца и изъявляет готовность умереть за людей. Он, наконец, умирает на Кресте как преступник, – но в третий день Воскресает из гроба и является ученикам.

Думаю, что все христиане знают слова, которыми начинается Евангелие от Иоанна. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его...» (Ин. 1, 1 – 5).

Эти слова читаются за православным богослужением в Пасхальную ночь. Они содержат в себе в сжатом виде все догматы, касающиеся Иисуса Христа. В них торжественно провозглашается, что Сын Божий изначально пребывал с Богом, что Он Сам является Богом, что Он участвовал в сотворении мира, что Он есть жизнь и свет, что Он пришел в мир и обитал среди людей. Как отмечает автор, учение Церкви о Христе как Сыне Божием и Сыне Человеческом было развито апостолом Павлом и другими апостолами – авторами посланий, вошедших в Новый Завет. Это учение в своих творениях развивали отцы Церкви последующих веков. Решающей для формирования православной христологии была эпоха Вселенских Соборов. Именно в эту эпоху получила свое наиболее полное содержательное раскрытие тема Боговоплощения. Эта тема открывает и настоящее издание.

По словам митрополита Илариона, величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. Мы таинственно встречаем Христа в молитве, когда вдруг обнаруживаем, что молитва наша принята и услышана. Мы встречаем Христа в Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых, вдруг чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной энергией. Мы встречаем Христа в других таинствах Церкви, когда через соприкосновение с Ним обновляемся и оживотворяемся для жизни вечной.

Как отмечает автор, многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как Брата, как Друга. Бог Воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину, что нет непреодолимых препятствий для встречи человека с Богом Лицом к лицу.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс